Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:59, контрольная работа
Семь чудес света (или Семь чудес Древнего Мира) — список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.).
Семь чудес света (или Семь чудес Древнего Мира) — список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.
Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились на острове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света:
Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Фессалоник (англ.).
Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римский период — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д. Историки связывают этот список с империей Александра Македонского.
В настоящее время в число семи чудес света включают:
- Древнеегипетские пирамиды (3 тыс. до н.э.)
- Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (7 в. до н.э.)
- Мавзолей в Галикарнасе (сер. 4 в. до н. э.)
- Храм Артемиды в
Эфесе (Малая Азия, ок. 550 до н.э.)
- Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о. Родос,
ок. 292–280 до н.э.)
- Статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.)
- Маяк на острове
Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э).
Пирамиды Египта. Сооружения для погребения фараонов, свидетельство высокого инженерного искусства 3 тыс. до н.э., находятся в Гизе, под Каиром. В древности «чудом» считались все три пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). Самая большая была построена для фараона Хеопса. Ее высота 137,2 м (первоначально 146,6 м), длина каждой стороны у основания 230,38 м., сложена из 2 340 000 блоков известняка, каждый из которых весил более 50 центнеров и держался собственной тяжестью, без каких-либо креплений. При строительстве использовались примитивные орудия труда (диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня), однако блоки были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм. Снаружи пирамида была облицована белым отполированным известняком и казалась единым монолитом, вход был замурован. Внутри устроена разветвленная сеть ходов, одни вели к погребальной камере фараона, другие – в ловушки. В одной из камер внутри пирамиды (10,6 на 5,7 м) сохранился саркофаг фараона из красного гранита. Второй по величине является пирамида Хефрена, высота которой 136 м (первоначально 143,5 м). Вокруг пирамид располагались захоронения жен фараонов, приближенных, храмы, высеченный из целой скалы Сфинкс с лицом фараона.
Висячие сады Семирамиды. При царе Навуходоносоре II (6 в. до н.э.) Вавилон достиг величайшего расцвета. Во дворце, стены которого были украшены синими и бирюзовыми изразцами с золотисто-желтыми рельефами, царь для своей жены устроил знаменитые висячие сады. Сады размещались на широкой четырехъярусной башне, внутри каждого яруса были сделаны кирпичные своды. Террасы, выложенные из огромных каменных блоков, сверху были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Далее шел слой двойного кирпича, поверх которого лежали свинцовые пластины. Слой плодородной почвы, уложенный поверх этих конструкций, позволял высаживать разнообразные растения. Ярусы садов поднимались уступами и соединялись между собой лестницами, выложенными плитами розового и белого камня. Для поливки растений целый день качали воду из Евфрата. Растения ближних и дальних стран, деревья, пальмы, цветы, вознесенные на большую высоту сложными конструкциями, – все это производило неизгладимое впечатление на людей того времени, сады в пыльном засушливом Вавилоне казались чудом. Проходили столетия, город пришел в упадок, ушли в вечность знаменитые сады. Легенда превратила их в висячие сады Семирамиды (асс. Шаммурамат) – легендарной основательницы Вавилона, которая жила значительно раньше Навуходоносора (9 в. до н.э.).
Мавзолей в Галикарнасе. Мавсол, правитель Карии (юго-восток Малой Азии) (правил 377–353 до н.э.), еще при жизни начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе, которая стала называться Мавзолеем (греч. Mausoleion). Задуманный как усыпальница и храм, Мавзолей, построенный греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, представлял собой периптер на высоком цоколе, увенчанный пирамидой и квадригой. В основании гигантского сооружения было пятиярусное прямоугольное основание, облицованное белыми мраморными плитами и украшенное сверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. На основании помещался периптер – усыпальница, с целлой для жертвоприношений, окруженный 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Крышей Мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась квадрига – мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии П (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли Мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название мавзолей.
Мавзолей простоял полторы тысячи лет: лишь в 12 в. он рухнул от мощного землетрясения. В 15 в. побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые на развалинах Мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав мраморные блоки для строительства замка. После изгнания турками крестоносцев на этом месте возникла крепость Бодрум. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.
Храм Артемиды в Эфесе. Город Эфес на побережье Малой Азии, к северу от р.Меандр, был центром почитания богини Артемиды, культ которой слился с культом местной богини плодородия, изображавшейся в виде матери-кормилицы. В 6 в. до н.э. начали возведение храма, посвященного богине Артемиде. Храм решено было строить на болотистой почве, предварительно укрепив фундамент, чтобы избежать разрушений от частых в тех местах землетрясений. Архитекторы Херсифон и Метаген с о.Крит возвели прямоугольный в плане храм (55 ? 105 м), который был окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 м. В каждом из двух рядов главного фасада стояло по 8 колонн. Завершено строительство храма было 120 лет спустя архитекторами Пеонитом и Деметрием. В 356 до н.э. житель г. Эфеса Герострат, решив увековечить свое имя, поджег знаменитый храм: были повреждены стены, рухнула крыша. Решено было вновь отстроить святилище. На собранные средства архитектор Хейрократ перестроил храм, внеся незначительные изменения: было поднято основание храма, увеличено число ступеней. Внутри находилась огромная статуя Артемиды в виде матери-кормилицы (15 м). Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения – из золота. Последующие столетия принесли немало разрушений: в 263 храм был разграблен готами, во времена Византийской империи мраморные плиты храма использовались для других построек, позже на месте храма была возведена несохранившаяся ныне христианская церковь. Но наибольшее разрушение принесла болотистая почва, на которой был расположен храм. В результате раскопок сейчас найден фундамент сооружения, обломки колонн, украшенных рельефами (теперь в Британском музее).
Колосс Родосский. Жители о.Родос решили поставить памятник в честь победы 304 до н.э. над македонским царем Деметрием I. Ок. 290 до н.э. у входа в Родосский порт установили гигантскую статую бога солнца Гелиоса, покровителя острова, получившую название колосс (греч. kolossos – большая статуя) Родосский. Скульптор Харес из родосского города Линд, ученик Лисиппа, отлил из бронзы почти 40-метровую статую, украшенную надписью: «Колосс, на который ты смотришь, высотою 80 локтей (ок. 32 м) создал Харес, в Линде рожденный». Изображения этой статуи не сохранилось, поэтому предположений о том, как она выглядела, множество. Наиболее достоверных два: статуя могла стоять в гавани, бог Гелиос, изображенный в полный рост, держал в руках факел, между его широко расставленными ногами проплывали корабли; статуя могла стоять в центре города на высоком мраморном постаменте, подняв правую руку ко лбу, вглядываясь вдаль. По рассказу Плиния на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн). Колосс был отлит по частям, которые поднимали с помощью земляных насыпей. Основой для статуи служили каменные блоки, скрепленные железом. Лицо и корона с семью лучами были позолочены. Возведение Колосса длилось 12 лет, а просуществовал он около 60 лет. После 220 до н.э. разрушительное землетрясение обрушилось на остров, и статуя рухнула на землю. Предпринимались неоднократные и безуспешные попытки восстановить Колосс. Но даже лежащие на земле обломки вызывали восхищение и изумление. В 977 арабы, захватившие остров, продали бронзовые обломки, которые пошли в переплавку. Так были уничтожены следы знаменитого Колосса, самого недолговечного «чуда света».
Статуя Зевса в Олимпии. В Олимпии, одном из главных святилищ Греции, архитектором Либоном из Элиды был построен величественный храм (сер. 5 в. до н.э.), посвященный богу Зевсу. Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени (27,68 ? 64,12 м), был сложен из известняковых блоков, украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном – изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом – битва лапифов с кентаврами) и метопами (изображение подвигов Геракла). Внутри находилась статуя Зевса высотой ок. 13 м, выполненная Фидием ок. 430 г. до н.э. У подножья скульптуры была высечена надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Зевс восседал на роскошном троне, верхняя часть тела его была обнажена, нижняя задрапирована в плащ, на голове красовался венок из ветвей оливкового дерева, в одной руке он держал фигурку богини победы – Ники, во второй – жезл, увенчанный изображением орла, священной птицы Зевса. Скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. «хрисос» – золото, «элефантинон» – слоновая кость). К деревянной скульптуре крепились пластины из золота и слоновой кости: открытые части тела Зевса и Ники были сделаны из слоновой кости, одежда, венок – из золота. Трон был также сделан из золота и слоновой кости: спинка, подлокотники и подножие были украшены рельефами из слоновой кости и золотыми изображениями богов и богинь. Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии и стояли на скамеечке, украшенной золотыми львами.
В 393 Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием I как языческий культ. К тому времени, по некоторым сведениям, статуя по частям была расхищена грабителями. Существует предание, что в 475 по приказу Феодосия II, статуя Зевса была перевезена из Олимпии в Константинополь и вскоре погибла во время пожара. Сохранились только описания статуи и изображения на монетах.
Александрийский маяк. В Александрии – новой столице Египта, основанной в 332–331 до н.э. Александром Македонским, были построены величественный дворец, парки и сады. Здесь находилась гробница Александра Македонского, Мусейон – учреждение при храме Муз, где жили ученые и поэты, знаменитая Александрийская библиотека, в которой хранились около 500 000 свитков. В Александрии жили знаменитые математики (Евклид), ученые, врачи, астрономы. Это был крупный культурный центр того времени. Там же для безопасного подхода судов к городу архитектором Состратом был построен Александрийский маяк (ок. 280 до н.э.). Огромная трехэтажная башня высотой 120 м находилась на восточном берегу о. Фарос. На стене маяка была высечена надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Прямоугольный в плане первый этаж, сложенный из крупных плит известняка (длина каждой стены – 30,5 м), был ориентирован по сторонам света. Второй этаж – восьмигранная башня, облицованная мраморными плитами, – была ориентирована по направлению восьми главных ветров. Эту часть маяка украшали бронзовые статуи, некоторые из которых служили флюгерами, указывавшими направление ветра. Третий этаж-фонарь был круглой формы, завершался куполом, на котором стояла бронзовое изваяние Посейдона (Зевса), высотой около 7 м. Купол опирался на гранитные колонны. Здесь горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в системе металлических вогнутых зеркал, и был виден издалека. Топливо для огня доставляли наверх навьюченными ослами по винтовой, пологой лестнице. Маяк также служил крепостью, где располагался большой гарнизон, наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля, в подземной части находилась цистерна с питьевой водой на случай осады.
Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 был сильно разрушен землетрясением. Позже, пришедшие в Египет арабы пробовали восстановить его: до 14 в. высота маяка составляла всего около 30 м. В конце 15 в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.
2. Художественные ремесла
как одно из направлений