Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 22:33, реферат
Инвалидность может быть как врожденной, так и приобретенной. Для помощи инвалидам в социальной адаптации созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Их задача состоит в помощи людям с ограниченными способностями в поисках места работы, развитии народных промыслов силами объединений инвалидов, организации досуга. Известны работающие творческие и профессиональные объединения людей с ограниченными трудоспособностями - хореографические ансамбли эстрадные и хоровые студии.
Основные формы работы с инвалидами.
Работа с детьми в период школьных каникул
Организация семейного досуга.
Инвалиды - это люди, частично или полностью утратившие трудоспособность. Инвалидность может быть как врожденной, так и приобретенной. Для помощи инвалидам в социальной адаптации созданы городские, районные, краевые общества инвалидов. Их задача состоит в помощи людям с ограниченными способностями в поисках места работы, развитии народных промыслов силами объединений инвалидов, организации досуга. Известны работающие творческие и профессиональные объединения людей с ограниченными трудоспособностями - хореографические ансамбли эстрадные и хоровые студии. Задачей КДУ является методическая и организационная помощь обществам инвалидов в организации досуга его членов. При этом учитывается ограниченная двигательная активность инвалидов-участников досуговой деятельности. Поэтому из форм работ практически исключаются физкультурно-игровые (эстафеты, походы, туризм, конкурсы, связанные с движением - бегом, прыжками). Главной задачей КДУ при работе с инвалидами остается организация общения нетрудоспособных людей, помощь им в адаптации и расширению кругозора в современном мире. Создаются даже специализированные КДУ для инвалидов (библиотека для слепых в Москве).
Основные формы работы с инвалидами:
=Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха) =Концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для инвалидов)
=Вечера знакомств для детей, целью которых служит помочь детям инвалидам обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Дети-инвалиды, участвуя с ними в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики) учатся чувствовать себя такими же нормально развитыми умственно, как и здоровые дети.
=Вечера знакомств для взрослых, целью которых служит помощь инвалидам в подборе пары и создании семьи.
=тематические беседы и встречи со специалистами (врачами, представителями профессий, представителями организаций).
Работа с детьми в период школьных каникул
Каникулы - период перерыва в занятиях учебных заведений. Школьные каникулы бывают осенние, зимние, летние (от недели до десяти дней) и летние - три месяца. В каникулы детям предоставляется возможность как пассивного, так и активного отдыха с участием в мероприятиях КДУ.
Именно в каникулы КДУ наиболее насыщены работой - нужно сделать каждый день для ребенка незыбываемым и максимально наполненным впечатлениями. Каникулы в сфере досуга насыщаются мероприятиями разнопланового характера для полноценного отдыха детей и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны - от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:
Осенние, зимние, весенние каникулы
Творческие недели (детской книги, музыки, театра, кино)
Дни открытых дверей в КДУ - Домах культуры, Домах детского творчества, ДМШ, библиотеках, клубах
Конкурсно-игровые (иногда ежедневные) программы, костюмированные викторины, «Сладкоежки».
Рекреативный отдых - туристические походы, дни общения с природой
Экскурсионная работа - музеи, места боевой и трудовой славы, памятники искусства и архитектуры, дома-музеи известных деятелей
Детские тематические кинопоказы (неделя детского кино, «Молодежь в объективе кинокамеры»)
Концерты, выставки, конкурсы и фестивали самодеятельных детских творческих коллективов, организация «гастрольных» поездок коллективов художественной самодеятельности.
В период летних каникул основной упор в культурно-досуговой деятельности делается на сезонные особенности отдыха. Летние каникулы - время для экскурсионных поездок и туризма, отдыха в трудовых, спортивных и пришкольных лагерях, организации детских площадок и подростковых клубов по месту жительства. Цель КДД летом - максимально и социально заполнить свободное время детей.
Организация семейного досуга.
Семья как социально-культурный институт
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.
Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.
Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.
Проблемы современной семьи
Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов - семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.
Функции семьи
Семья как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений:
Социально-биологические отношения - охватывают сферу численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей, наследования.
Хозяйственно-экономические отношения - ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распределение обязанностей.
Юридические отношения - брак, развод, раздел имущества, содержание детей.
Нравственные отношения - любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство.
Психологические отношения - психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий.
Эстетические отношения - культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье.
Семья несет в себе определенные функции:
Репродуктивная - воспроизведение потомства
Хозяйственно-потребительская - хозяйство, управление семьей
Воспитательная - проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества
Восстановительная - взаимное поддержание здоровья, организация отдыха
Роль КДУ в организации семейного отдыха
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.
Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.
Формы работы с семьей
Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
Игровые досуговые программы - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная - вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.
Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
Семейные сеансы в кинотеатрах
Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
Совместное посещение концертов и массовых праздников
Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.
Организация отдыха пожилых людей.
Пожилые люди в силу своего возраста не могут вести активный образ жизни, заниматься профессиональной деятельностью. С уходом на пенсию они, оторвавшись от работы и привычного круга общения, рискуют оказаться изолированными от внешнего мира. Для того, чтобы пожилые люди чувствовали себя полноценными членами общества, существует отдельное ветвь КДД - работа с пожилыми людьми.
В городах существуют организации, занимающиеся отдельными направлениями работы с пожилыми людьми - советы ветеранов (войны, труда). Советы ветеранов также создаются при организациях, деятельность их направлена на поддержку ветеранов профессии (ветераны педагогического труда, ветераны-производственники).
Направления работы советов ветеранов:
Социальная работа (помощь малоимущим, квартирные вопросы, пособия и пайки, льготы)
Медико-социальная работа (бесплатная медицинская помощь, льготы на медикаменты, санаторно-курортное и профилактическое лечение, дома и интернаты для престарелых, комиссии по инвалидности)
Политически-просветительная работа (обзоры прессы, разъяснение ситуации в стране, конференции, митинги и демонстрации)
Работа с ветеранами войны (организация праздников, митингов, социальная поддержка и шефская помощь, организация встреч с детьми и молодежью)
Культурно-досуговая работа (вечера отдыха, праздничные мероприятия, конкурсы)
Культурно-досуговая работа с ветеранами
(Г. Зея)
В городе Зея активно развита работа с ветеранами. Помимо вышеозначенных секторов в совете ветеранов работают отдельные сектора, отвечающие за работу с ветеранами войны, труда, трудового фронта. В состав совета ветеранов избираются активисты ветеранского движения. В городе развита досуговая работа с ветеранами как в общегородском масштабе, так и на предприятиях и в организациях. Содержание досуговой работы разнообразно и отвечает своей цели - сделать пожилых людей полноценными членами общества, поддерживать их начинания, творческие замыслы, проекты.
Формы работы с пожилыми людьми