Сертификация и стандартизация в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Сертификация проводится органом по сертификации, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные (официально признанные органом по аккредитации компетентными выполнять работы в определенной области оценки соответствия) в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Сертификация проводится по специально разработанным схемам.

Содержание работы

Введение
1. Система сертификации ГОСТ
2. Обязанности органа по сертификации
3. Этапы сертификации туристских услуг
4. Схемы сертификации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

стандартизация и С в Т.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственного образовательного учреждения высшего

Профессионального образования

«Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Стандартизация и сертификация в СКС и Т»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса ОЗО (с/о)

Естественно-географического

факультета, отделения сервиса и туризма

Воробьева Ирина Вячеславовна

Проверил:

Романов Ю.М.

 

 

 

 

 

Рязань, 2009

 

Содержание

 

Введение

1. Система сертификации ГОСТ

2. Обязанности органа по сертификации

3. Этапы сертификации туристских услуг

4. Схемы сертификации

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Сертификация проводится органом по сертификации, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные (официально признанные органом по аккредитации компетентными выполнять работы в определенной области оценки соответствия) в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Сертификация проводится по специально разработанным схемам.

Результатом проведения процедуры по сертификации является получение заявителем сертификата соответствия, выдаваемого сертификационным органом.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

 

 

1. Система сертификации ГОСТ

 

Сертификация туристских услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований (стандартов) к выполнению работ или оказанию услуг (в том числе туристских), а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Важным элементом в системе технического регулирования является такая категория, как технический регламент. В Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. технический регламент рассматривается как документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам, подлежащим техническому регулированию. Данный документ принимается международным договором РФ, ратифицированным в определенном порядке, который (порядок) устанавливается законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ.Согласно ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании», технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила и нормы стандартизации, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Данный информационный фонд является государственным информационным ресурсом. Согласно гл. 2 «Технические регламенты» Федерального закона «О техническом регулировании», основными целями принятия технических регламентов являются: о защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; о охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных,растений; о предупреждение действий, которые могут способствовать заблуждению потребителей и покупателей.В иных целях принятие технических регламентов не допускается.В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» Правительство РФ разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также нормам и правилам, установленным международными стандартами. В этих целях Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна опубликовываться после каждого ежегодного уточнения. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан. В этих случаях технический регламент требует информирования приобретателей о вероятном вреде и о факторах, от которых он зависит. Основными принципами технического регулирования отношений в области предоставления туристских услуг являются: о применение единых правил установления требований к выполнению работ или оказанию услуг клиентам туристских компаний; о соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы; - независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей туристских услуг;- единство требований технических регламентов независимо от видов сделок;- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации;- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации;- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;- недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований регламентов.

Требования технических регламентов не могут препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности, они имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент.Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», применяемому при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к выполнению работ или оказанию услуг (в частности, услуг туристам), под сертификацией понимается форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Система сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Индустрия туризма введением стандартов на туристское обслуживание, применением сертификации услуг определяет способы и критерии качества своей деятельности и позволяет создать у потребителей уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются туристу и экскурсанту в рамках четко определенных норм и правил. Поскольку туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта, то вопрос сертификации турпродукта рассматривается на основании законодательства по сертификации услуг (ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

До принятия ФЗ «О техническом регулировании» сертификация туристского продукта являлась обязательной процедурой, а предоставление сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности являлось одним из основных условий получения лицензии на туроператорскую или турагентскую деятельность. Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия. Исходя из п. 2 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании», обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции. Согласно п. 1 ст. 21 этого же закона, работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия турпродукта – это добровольное документальное удостоверение соответствия оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

Процедура подтверждения соответствия турпродукта проводится в следующих целях:

1) удостоверение соответствия услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

2) контроль безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;

3) содействие приобретателям в компетентном выборе услуг;

4) повышение конкурентоспособности услуг на российском и международном рынках;

5) создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Таким образом, на сегодняшний день сертификация продукта туристической сферы является не обязательной, а добровольной и проводится в соответствии с Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 года № 17.

Работа по сертификации туристических и экскурсионных услуг проводится в соответствии с Перечнем туристических услуг и услуг средств размещения, их характеристик и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация (Письмо Госстандарта РФ от 14 августа 2000 г. № ЮГ-110-19/2558 «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения»). Названный Перечень закреплен в том же письме.

Объектами сертификации в сфере туризма являются туристические услуги и услуги средств размещения, которые оказываются туристической фирмой независимо от того, какую организационно-правовую форму и форму собственности при регистрации выбрали ее владельцы (Письмо Госстандарта РФ «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения»).

Согласно Перечню туристических услуг и услуг средств размещения добровольному подтверждению соответствия могут быть подвержены следующие составляющие туристского продукта:

1) услуги туроператора по организации внутреннего туризма;

2) услуги туроператора по организации выездного туризма;

3) услуги туроператора по организации въездного туризма;

4) услуги турагента;

5) отдельные услуги туроператора и турагента (для въездного и внутреннего туризма);

6) обучение основам туристических и альпинистских навыков;

7) организация экскурсий (для въездного и внутреннего туризма);

8) услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги специализированных средств размещения.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя. Условия проведения процедуры подтверждения соответствия определяются договором между заявителем и органом по сертификации.

 

 

2. Обязанности органа по сертификации

 

В обязанности органа по сертификации входят:

1) осуществление подтверждения соответствия объектов, подлежащих добровольному подтверждению соответствия;

2) выдача сертификатов соответствия на объекты, которые прошли добровольную сертификацию;

3) предоставление заявителям права на применение знака соответствия, при условии, что применение знака соответствия предусмотрено системой добровольной сертификации;

4) приостановление или прекращение действия выданных этим органом сертификатов соответствия.

Процедура добровольного подтверждения соответствия или добровольной сертификации осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами сертификации работ и услуг в РФ.

Прежде всего, заявитель направляет в орган по добровольному подтверждению соответствия с его областью аккредитации заявку на сертификацию. В течение одного месяца сертификационный орган должен рассмотреть заявление и принять решение по заявке и уведомить заявителя о своем решении. Сообщение о принятом решении должно содержать основные условия сертификации, предусмотренные Письмом Госстандарта РФ «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения», с указанием схемы сертификации.

При проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используется Общероссийский классификатор услуг населению — ОКУН (ОК 002—93), в котором приводится перечень экскурсионных и туристских услуг (код раздела 060000), а также услуг гостиниц, санаторно-курортных учреждений, предприятий общественного питания, транспорта и ряд других. Коды классификатора ОКУН применяются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и указываются в сертификатах соответствия безопасности и качества услуг.

Кроме того, в практике туристской и гостиничной деятельности используются такие нормативные документы, как правила. В первую очередь к ним относятся: Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госкомстата от 16 февраля 1994 г.; Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденные постановлением Госстандарта России от 14 октября 1994 г. № 18; Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490.

Правовые основы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, права, обязанности и ответственность участников сертификации определяются Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г., а также рядом других нормативных документов.

Под сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию путешественников, принятых в стране пребывания. Госстандарт России устанавливает номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации. Названия туристских и экскурсионных услуг, услуг размещения приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002—93 (ОКУН). В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997 г. № 1013 обязательной сертификации подлежат следующие группы услуг: «Услуги гостиниц» — код 041201; «Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам» — код 061200; «Туристские походы выходного дня» — код 061300; «Услуги по предоставлению мест проживания» — код 061600; «Экскурсионные услуги» — код 062000.Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в нашей стране определяются Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации. Положения данного документа распространяются не только на организацию и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, но и на такие объекты, как процессы, работы, системы качества.

 

3. Этапы сертификации туристских услуг

 

Сертификация туристских услуг включает следующие этапы: - оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям; - оценку материально-технического обеспечения процесса; - анализ организационной структуры турфирмы; - анализ квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам по обеспечению безопасности потребителя услуг; - проверку наличия необходимой нормативной и технологической документации; - анализ комплекса предоставляемых услуг и наличия необходимых лицензий на оказание услуг; - анализ договоров; - проверку наличия информационных материалов, инструкций; - проверку учета претензий и пожеланий туристов и процедуры реагирования турфирмы на замечания клиентов, относящиесяк сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений. Сертификация услуг средств размещения включает следующие этапы: - анализ административной и организационной структуры предприятия; - анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении уровня квалификации, о прохождении обучения персонала мерам по обеспечению безопасности потребителя услуг; - проверку материально-технической базы для предоставления услуг, ее соответствия требованиям нормативной документации; - проверку необходимой нормативной и технологической документации; - проверку номенклатуры заявленных услуг; - проверку выполнения требований к персоналу, определенных в стандартах; - проверку результата материальной услуги (питания, постельных принадлежностей, белья, ковров и ковровых покрытий, посуды в номерах и др.) путем испытания образцов результата услуги в аккредитованной лаборатории; - проверку соответствия санитарно-гигиенического и санитарно-технического состояния помещений и всех служб требованиям нормативной документации; - проверку соблюдения требований пожарной безопасности (наличия лицензий на право эксплуатации объектов с массовым пребыванием людей, соблюдения требований нормативной документации); - наличие лицензий на эксплуатацию лифтов, отопительных котлов и соблюдение требований по эксплуатации этого оборудования; - проверку результата социально-культурной услуги путем социологической оценки; - анализ договоров; - проверку наличия информационных материалов, инструкций. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Под обязательной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды.

Информация о работе Сертификация и стандартизация в туризме