Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 08:54, контрольная работа
Актуальность. Явление социального туризма сформировалось в нашей стране исторически. Первоначально это была функция профсоюзных комитетов предприятий, организаций и учреждений, которые предоставляли право каждому передовику съездить отдохнуть на Черное море, не говоря уже про детские лагеря - все это было ничто иное, как зачатки социального туризма.
В настоящее время волну "соцтуризма" подогревают различные откатные схемы, грантовые правительственные программы, культурно-образовательные программы и т.д.
Введение 3
1. Социальный туризм и источники его финансирования (у нас и
за рубежом) 4
2. Правовое регулирование социального туризма 9
3. Опыт развития социального туризма за рубежом 14
Заключение 19
Список литературы 20
В-пятых, в настоящее время органы государственной власти предпринимают попытки совершенствовать систему социального обеспечения и, в частности, в сфере санаторно-курортного лечения. Приведем несколько количественных показателей. Натуральными льготами в виде лечения в санаториях и пансионатах по льготной путевке в 2010 году воспользовались более четырех миллионов человек (почти каждый четвертый льготник) - инвалиды, ветераны и другие льготные категории граждан.3 Во Владимирской области, например, региональным отделениям Фонда социального страхования Российской Федерации в 2010 году было предоставлено гражданам льготной категории 2285 бесплатных путевок на лечение в санаториях на общую сумму 37 миллионов рублей и 2312 талонов и именных направлений на право безденежного проезда на автомобильном и железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно на общую сумму 2,3 миллиона рублей4.
В 2011 году Фондом социального страхования Российской Федерации на конкурсной основе отобрано 788 здравниц, готовых принять на лечение инвалидов и ветеранов по льготной путевке. Государственное возмещение одного дня пребывания в санатории в 2011 году составит 828,5 руб. для обычных льготников и 1296,3 руб. - для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга5.
Изменилась и сама схема обеспечения граждан льготными путевками. До 2010 года заявления от ветеранов и инвалидов6 принимал Фонд социального страхования, он же следил за очередностью, выдавал путевки, обеспечивал билетами. Начиная с 2010 года эти полномочия постепенно передаются на региональный уровень с передачей Фондом социального страхования своих санаторных обязанностей службам социальной защиты (социального обеспечения) - собесам. В настоящее время такой порядок санаторного обеспечения принят в 21 регионе: Амурская, Брянская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Курская, Московская, Омская, Орловская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Забайкальский край, республики Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Москва. Таким образом, мы можем констатировать дуализм в управлении льготными санаторными путевками: первый вариант - через Фонд социального страхования и его региональные отделения, второй вариант - через региональные органы соцзащиты (местный уровень).
Эта система управления является неэффективной. В первую очередь, это связанно с тем, что на эти органы исполнительной власти и органы местного самоуправления возложено достаточно большое количество других функций, которые в настоящее время доминируют над функцией бесплатного предоставления лечебно - оздоровительных услуг. Во вторую очередь в этой системе не отведено место институтам гражданского общества, например, общественным организациям. При такой системе управления не может быть применена схема консолидированного финансирования данного вида услуг. Все это приводит к тому, что при дальнейшей реализации сложившейся ныне модели организации социального туризма практически невозможно будет удовлетворить потребности населения в санаторно- курортном лечении, как одной из составляющей социальной политики государства.
В этой связи авторами по исследованию социального туризма предложено следующее.
Органом, который бы взял на себя функции по льготному обеспечению санаторно-курортным лечением ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов - как взрослых, так и детей, должна быть только служба социальной защиты (социального обеспечения) по месту жительства граждан. При этом в законодательном порядке должно быть предусмотрено создание Наблюдательного совета при каждом территориальном органе соцзащиты. Это позволит, во-первых, привлечь граждан к этой работе (формирование институтов гражданского общества), во-вторых, повысит информационную прозрачность в распределении этого вида социальных благ, что, в свою очередь, снизит вероятность коррупционной составляющей в этом виде деятельности.
Для другой категории лиц - школьников, студентов, ветеранов труда, малоимущих граждан и т.п. необходима иная система управления туристскими ресурсами. Специализированным органом, который бы выступил в качестве организатора отдыха этой категории граждан посредствам эмиссии отпускных чеков должно стать Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)7. При этом важная роль по взаимодействию с Ростуризмом и реализацией контрольной функции за его деятельностью (по аналогии с Наблюдательным советом) должна принадлежать Всероссийскому народному туристскому обществу 8, чью деятельность необходимо не только активизировать, но и в некоторых случаях реанимировать. В Уставе общества сказано, что целью его деятельности является «расширение сферы социального туризма, в основе которого - доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность тружеников, слабо защищенных слоев населения».
В-шестых, механизм правового регулирования социального туризма в силу его предназначения - предоставление широкому кругу лиц возможности пользоваться туристскими услугами - должен предусматривать:
Данное положение может быть реализовано в рамках деятельности субъекта федерации, например, Республики Башкортостан, либо муниципального образования. В этом случае возможно проектирование пилотного проекта со сроком действия до двух лет, что позволит производить мониторинг его реализации с объективной оценкой экономической и социальной составляющих.
В-седьмых, для предоставления возможности более широкому кругу социальных туристов - студентам, инвалидам, пенсионерам - реализовать свое право на путешествия, необходимо создание соответствующих условий для турпоездок для различных категорий граждан: постройка гостиниц, отелей для лиц с ограниченными физическими способностями; создание сети дешёвых гостиниц для молодежи и студентов.
Эти положения также могут быть реализованы в рамках компетенции субъекта федерации и органов местного самоуправления, в том числе и на консолидированной основе.
3. Опыт развития социального туризма за рубежом
Социальный туризм это путешествия школьников, пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов и других категорий граждан, средства на которые выделяет государство из соответствующих фондов.
На участников этого вида туризма распространяются льготы по размещению, питанию и отдыху. Объектами служат транспортные средства, организации по обслуживанию питанием, спортивными услугами и предприятиями культурного отдыха. Участниками являются физические и юридические лица, которые реализуют услуги. Субъекты этого туризма – физические лица. В некоторых странах этот туризм применяется к военнослужащим, госслужащим, а священнослужители получают дотации не от государства, а от своих общин.
Социальный туризм появился официально после Манильской декларации в 1981 году. Путевки раздаются либо бесплатно, либо со значительными скидками, до 90% от стоимости. Льготные категории населения, ветераны и инвалиды, работники зон риска являются наиболее частыми социальными туристами. Кроме того, дети пользуются при перевозках льготами в большинстве случаев. Во всем мире существует специально для молодежи специальная система хостелов. В нашей стране этот вид туризма контролирует ассоциация РАСТ. Существует практика обмена туристами. Правом преимущества участники данного вида туризма не пользуются.
Социальный туризм имеет и негативные стороны. Все эти туристы не могут требовать высокого качества обслуживания. Эта группа отдыхающих не может тратить суммы на дополнительные услуги и товары так, как остальные отдыхающие, а это негативно сказывается на уровне профессионализма персонала, который теряет квалификацию. Но для людей с низким уровнем доходов это зачастую единственный шанс побывать в интересном месте и отдохнуть так, как они не могут себе позволить постоянно. В европейских странах это явление давно стало обыденным. В Германии все места досуга оборудованы всем необходимым для людей с ограниченными физическими возможностями.
В Каталонии созданы 19 маршрутов, которые вполне комфортны для инвалидов, ведутся работы в этом направлении в Испании и Британии. Для социального туризма в Финляндии создано много малых фирм для инвалидов, морские суда оборудованы необходимыми приспособлениями для безопасности людей в инвалидных креслах. Во Франции популярен этот вид туризма в сельские районы. В Австрии курорт Тироль считается одним из самых удобных в мире для людей с ограниченной подвижностью спортивным горным комплексом. Оздоровительные заведения так же очень часто принимают туристов этого типа. Теперь в мире проводится организация новых и оборудование уже существующих пляжей для этой категории туристов.
По данным исследования, проведенного зарубежными специалистами, в 2006 году инвалиды потратили на путешествия около четырнадцати миллиардов долларов, из которых четыре миллиарда было потрачено на проживание в гостиницах, три с половиной потрачено на еду и покупки и два с половиной на перелеты. Всего же ими было проделано тридцать два миллиона путешествий. Туристические услуги по умеренным ценам значительно повышают покупательскую способность населения. В Европе увеличивается с каждым годом средний возраст туристов. Лица старше 60 лет сегодня наиболее активно отдыхают в других странах.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.
Так, например, в Германии есть особая цепочка христианских отелей, в которых преимущественно обслуживаются члены приходов, а также инвалиды, престарелые и иные нуждающиеся. При выяснении уровня фактической стоимости оказалось, что обслуживание в таком отеле, специально приспособленном для лиц с ограниченной подвижностью, престарелых и др., значительно дороже, чем в обычном. Повышенная стоимость услуг компенсируется дотацией из соответствующих фондов приходов. Справедливости ради отметим, что в этих отелях не было роскоши, развлечений, телевизоров, нельзя было употреблять крепкие спиртные напитки, но зато имелось специальное оборудование, лифты, сантехническое оборудование повышенной сложности, позволяющее оказывать надлежащее обслуживание. Уход за инвалидами и престарелыми осуществляли члены монастырских общин.
В большинстве развитых стран под социальным туризмом понимается доступность базового стандарта туристских услуг широкому кругу потребителей, в том числе трудоспособной части населения. И такие путешествия в основном осуществляются вовсе не за государственный счет. Все дело в существовании механизмов перераспределения общественного богатства, которые позволяют сделать доступным отдых и путешествия для большинства населения страны.
В мировой практике известны различные системы социального туризма, например, получившая широкое распространение в странах Северной Европы, скандинавская социально-рыночная модель, обеспечивающая возможность туристского обслуживания для всех категорий граждан независимо от уровня доходов и трудового статуса при помощи перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных групп населения.
Англосаксонская модель, куда входят все англоязычные страны Европы, отделяет систему социального туризма от рыночных отношений, а пере- распределение доходов осуществляется по принципу оказания адресной помощи за счет средств налогоплательщиков.
Функционирование германской социально-страховой модели обеспечивается путем обязательных отчислений граждан в период трудоспособности с целью сохранения жизненных стандартов при выходе на пенсию.
Отличительной чертой американской модели социального туризма является поддержание приемлемого уровня жизни для представителей различных социальных групп, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, причем финансирование осуществляется преимущественно за счет частных средств (Сергиенко, 2000).
Заключение
В отдельных регионах делаются попытки организации туристических маршрутов для этих групп населения с полным или частичным финансированием из бюджета, но подобные мероприятия, как правило, носят разовый характер или приурочены к тем или иным событиям или праздникам.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся, в первую очередь, многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане.
Так же как европейские пенсионеры и инвалиды без государственной поддержки лишены препятствий для путешествий по миру, зарубежная туристическая инфраструктура приспособлена к нуждам людей с ограниченными возможностями по самым высоким стандартам. Россия, к сожалению, с точки зрения социального туризма, – страна сложная, в частности, для инвалидного туризма пока абсолютно не приспособленная. Стоит надеяться, что следствием европеизации для России станет доступность путешествий для пожилых россиян и появление необходимой инфраструктуры для инвалидного туризма.