Сортивный туризм как средство организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: Определить значимость спортивного туризма в системе организации молодежного досуга. Наметить пути реализации досугового потенциала в спортивных турах.
Задачи:
1) Определить сущность и понятие спортивного туризма.
2) Дать социально-психологические характеристики молодежной аудитории как субъекта организации досуга.
3) Выявить особенности организации спортивных туров с учетом досуговых предпочтений молодежи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации досуга молодежи средствами спортивного туризма.
1.1.Сущность и понятие спортивного туризма…………………...………...9
1.2.Виды спортивных туристических маршрутов и их
классификация…………………………………………………………....35
1.3.Социально-психологическая характеристика молодежной аудитории
как субъекта организации досуга………………………………………..42
1.4.Особенности организации спортивных туров с учетом досуговых
предпочтений молодежи…………………………………………..…….48
Глава 2. Организационно-технологическое обеспечение спортивного туризма в сфере молодежного досуга.
2.1.Анализ туристических предложений на рынке спортивного
туризма Санкт-Петербурга…………………………………….…….....50
2.2.Характеристика туристской инфраструктуры в области
спортивного туризма Санкт-Петербурга в сравнении с зарубежными
предложениями……………………………………………………….. ...56
2.3.Проект тура «…….»…………………………………………………......69
Заключение……………………………………………………………………...76
Список использованной литературы………………………………………..80

Файлы: 1 файл

Злыднева.doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Заочное отделение

 

 

 

Сортивный туризм как средство организации досуга молодежи

                 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Исполнитель:

Злыднева Мария

студентка группы 30657

 

Научный руководитель:

Кавера В.А., канд. пед. наук,

ст.преподаватель

 

 

 

 

Санкт-Петербург

       2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты организации досуга молодежи средствами спортивного туризма.

1.1.Сущность и понятие спортивного туризма…………………...………...9

1.2.Виды спортивных туристических маршрутов и их

      классификация…………………………………………………………....35

1.3.Социально-психологическая характеристика молодежной аудитории

      как субъекта организации досуга………………………………………..42

1.4.Особенности организации спортивных туров с учетом досуговых

       предпочтений молодежи…………………………………………..…….48

Глава 2. Организационно-технологическое обеспечение спортивного туризма в сфере молодежного досуга.

2.1.Анализ туристических предложений на рынке спортивного

      туризма  Санкт-Петербурга…………………………………….…….....50

2.2.Характеристика туристской инфраструктуры в области

      спортивного туризма Санкт-Петербурга в сравнении с зарубежными

      предложениями……………………………………………………….. ...56

2.3.Проект тура «…….»…………………………………………………......69

Заключение……………………………………………………………………...76

Список  использованной литературы………………………………………..80

Приложение……………………………………………………………………..83

 

 

 

Введение

Спортивный туризм появился достаточно давно. В России, например, как отдельный вид отдыха, он существует с середины 19 века. В тот период стали возникать велосипедные и горные клубы. Уже в 1895 году появилась первая более или менее общероссийская организация - российское общество туристов. Сегодняшний Туристско-Спортивный Союз России является его наследником.

Спортивный туризм сегодня  делится на несколько основных видов: пешеходный, горный, водный, лыжный, авто и мото и велотуризм, спелеотуризм, парусный, конный, комбинированный, а также инвалидный. Что касается последнего, то в последнее время во всем мире активно стал развиваться туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями, страдающих разными видами заболеваний.  
 Все спортивные походы разделяются по категориям сложности. В тур первой категории можно отправиться всей семьей, с детьми. Вторая категория чуть сложнее, детей брать не рекомендуется. В третьей и особенно четвертой категории сложности - риск в походе нарастает. В походе пятой категории риск присутствует достаточно явно. Шестая же категория - это маршрут, где все находится на грани между жизнью и смертью.

В Европе экстремальный, экзотический и спортивный туризм (за исключением его основных классических видов) начал развиваться быстрыми темпами и становиться все более массовым в конце 80-х - начале 90-х годов. У нас же, в России, подобные туры вошли в моду примерно в середине 90-х. Статистика показывает, что наиболее популярны они среди молодежи до 25-30 лет. Около 20% из них - люди, желающие испытать острые ощущения либо с инструктором, либо самостоятельно. Все большему распространению щекочущего нервы отдыха способствует и то, что в последние годы многие турфирмы включили в свой ассортимент подобные туры. Так что у любителей экстрима и приключений сегодня есть много возможностей для реализации своих желаний.

Актуальность  темы дипломной работы обусловлена  несколькими причинами. Предоставление услуг в области спортивного туризма как связанных элементов инфраструктуры обслуживания в настоящее время является одной из интенсивно развивающихся сфер бизнеса. С постепенным развитием цивилизованных рыночных отношений в России, с увеличением и расширением сферы реального производства, индивидуального и среднего предпринимательства, с ростом среднего класса российского общества будут увеличиваться и дифференцироваться потребности в туристских услугах и сопутствующем сервисе. Тенденция к этому наблюдается в последние годы, и в выигрыше будут те фирмы, которые сумеют правильно оценить изменения потребностей, конъюнктуры рынка и правильно выбрать соответствующую стратегию бизнеса, то есть правильно реализовать прогрессивные концептуальные принципы и конкретные методы стратегического менеджмента и маркетинга в организации своей работы.

Спрос на данную услугу есть и со временем возрастает. А изучив наличие предлагаемых туров по данной тематике автор пришел к выводу, что при наличии достаточного количества ресурсов, предложений в данном направлении ничтожно мало, либо они дороги настолько, что по карману лишь индивидуальным туристам.

Интенсивный рост спроса на услуги в сфере туризма  делает эту область привлекательной  для предпринимательской деятельности. В то же время увеличивается число  и сложность проблем, которые фирмам необходимо уметь правильно решать для того, чтобы избежать негативных последствий и добиться поставленных целей. Стремление фирмы повысить конкурентоспособность побуждает изучать рынок. И быть в курсе новых течений и тенденций развития туризма. А спортивный туризм -  область, которой уделено не достаточно внимания, а ведь это очень перспективный вид туризма.

Проблемой данного исследования является противоречие между интересом молодежи к турам данного типа и их недоступности для этой возрастной группы. Противоречие между потенциалом, которым обладает спортивный туризм, в сочетании с наличием ресурсов для данного вида туризма с одной стороны; и недостаточной реализацией этого потенциала в практической деятельности турфирм с другой.

Объект  исследования: Досуг молодежи.

Предмет исследования: Спортивный туризм в системе организации досуга молодёжи.

Цель  дипломной работы: Определить значимость спортивного туризма в системе организации молодежного досуга. Наметить пути реализации досугового потенциала в спортивных турах.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Организация досуга молодежи средствами спортивного туризма возможна при условиях:

  1. Создания туров, учитывающих предпочтения молодежной аудитории.
  2. Доступности (в частности финансовой) предложений на рынке спортивного туризма.
  3. Наличия интересной досуговой программы в спортивном туре.

Задачи:

  1. Определить сущность и понятие спортивного туризма.
  2. Дать социально-психологические характеристики молодежной аудитории как субъекта организации досуга.
  3. Выявить особенности организации спортивных туров с учетом досуговых предпочтений молодежи.
  4. Проанализировать туристические предложения на рынке спортивного туризма Санкт-Петербурга.
  5. Разработать молодежный спортивный тур.

Методологической базой исследования выступили теоретико-методологические концепции, в рамках которых рассматривается понятие «молодёжь» (В.Т. Лисовский), Взаимосвязь ресурсов, функций и инфраструктуры туризма (Квартальнов В.А., Сенина В.С., Доринский А.В., Омельченко БФ., Новикова И.А., и Ариарский М.А.)

Степень изученности проблемы :

Так же в основу исследования был положен системный  подход к изучению особенностей становления, функционирования и тенденции развития туристско-рекреационного комплекса  – авторов -  Квартального, Сенина, Преображенского В.С. Концепция спортивного  туризма, разработана  Барчуковым И.С.. Так же для анализа предложения были изучены сайты турфирм. Труды Зорина и Квартального «Туризм, как вид деятельности», Квартального «Туризм».

Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, для раскрытия вопроса об особенностях молодежи, как особой социально-психологической группы использовались труды Вербина А.А., Андреевой Г. М., Бестужева-Лады И.В.,Кулагина И. Ю. и других. Выявлению особенностей молодежного туризма способствовали труды Егорычевой В., Квартального В.А., Бирженюка М. Б., Конкретный раздел экстремально-спортивного туризма – Барчуковым. В совокупности с обилием материала на сайтах турфирм, автор составил целостное представление о степени изученности отдельных аспектов данной проблемы и ее освещенность в целом.

База  исследовательской деятельности :

- ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА "Семь Слонов"

-Клуб любителей активного туризма - Клуб “THD”

Методика  и организация исследования:

  1. Теоретический этап. Проанализирована значимость спортивного туризма, его разновидности и потенциал, определено место спортивного туризма как одного из способов проведения досуга молодежи.
  2. Диагностический этап. Метод наблюдения был использован в работе, что позволило выявить наличие и особенности данного вида туризма, наличие спроса на такие услуги. Так же на данном этапе был проведен сравнительный анализ туров, предложенных разными фирмами.
  3. Проективный этап. С учетом выводов, сделанных на основе сравнительной характеристики спроса на данную услугу и имеющимся предложением, был разработан спортивный тур для молодежи. А так же были даны методические рекомендации по усовершенствованию подобных  туров для молодежи.

 

Теоретическая значимость проявилась в обосновании условий использования спортивного туризма в организации досуга молодежи, в обосновании принципов разработки спортивных туров, с учетом досуговых предпочтений молодежи.

  Практическая значимость заключается в разработке спортивного тура с учетом досуговых предпочтений молодежной аудитории.

 

Положения, выносимые на защиту

- Теоретическое  положение  об условиях организации досуга молодежи средствами спортивного туризма, заключающихся в создании туров, с учетом предпочтений молодежной аудитории, в доступности (в частности финансовой) предложений на рынке спортивного туризма и в наличии интересной досуговой программы в данном туре.

- Проект спортивного тура для молодежи и методические рекомендации по усовершенствованию данных туров для молодежи.

 

Структура работы: отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

Глава 1 Теоретические аспекты организации досуга молодежи средствами спортивного туризма

 

1.1.Сущность  и понятие спортивного туризма.

Адреналин и острые ощущения приносят удовольствия определенной группе людей, вот благодаря чему и было основано такое направление, как экстремальный туризм. Название конечно говорит само за себя, но не всегда, такой вид отдыха напрямую связан с экстримом. Сюда можно отнести и дайвинг, велосипедные передвижения по маршрутам, рафтинг.

Все что связано с  приключениями можно отнести  к экстремальному туризму, там где есть адреналин, это стихия такого вида отдыха. В последнее время, такому виду отдыха как экстремальный туризм, или если назвать более мягко, приключенческий туризм все больше и больше отдает предпочтение и слабый пол, т.е. прекрасные дамы.

В России проверить себя можно отправившись на Байкал, Кавказ, Крым, Карелию. Дайвингисты любят больше всего, проводить занятия в Египте, там очень красивые подводные ландшафты.1

Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний) — совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп.

Адреналин — гормон мозгового слоя надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, повышает потребление кислорода и артериальное давление, содержание сахара в крови, стимулирует обмен веществ. Содержание А. в крови повышается при эмоциональных стрессах (см.) и переживаниях, а также усиленной мышечной работе.

Экстрим - это не только спорт. Это жизненная философия свободы, вызова окружающему миру, школа преодоления внутренних страхов и комплексов. Экстремальные увлечения мобилизуют таланты человека, возможности его тела, способности его воображения. Xtreme расширяет границы дозволенного, разрушает правила и создает новые вселенные ощущений, образов, достижений.

В последнее  время активно развивается приключенческий  туризм, т.е. вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие цель - получение новых ощущений, впечатлений, улучшении туристом физической формы и достижение спортивна результатов. К специальным видам относится разновидность приключенческого туризма, а именно экстремальный туризм, набирающий силу во всем мире, и особенно в России. Все больше людей стремятся увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах и даже прыгнуть с парашютом. В Европе, например, этот вид туризма начал развиваться быстрыми темпами и становиться более массовым туризмом в конце 80-х и в начале 90-х гг. А у нас, в России, с середины 90-х.2

 Но, несмотря  на то, что этот вид туризма  из года в становится все  более популярным, туристы в основное  предпочитают такие, по-прежнему популярные виды туризма, как экскурсионный туризм, познавательный туризм, пляжный туризм и др. А все потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает экстремальный туризм, куда нужно ехать (а ведь может даже не выезжать за пределы своего города) и сколько все это стоит. На данном сайте рассказано, какие бывают виды экстремального туризма, рассмотрены их проблемы и указаны популярные места среди экстремалов. В России экстремальный туризм развит не так хорошо как в других частях света, в частности в Европе.

Информация о работе Сортивный туризм как средство организации досуга молодежи