Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:34, курсовая работа
Основной целью работы является изучение спроса на продукцию туристической индустрии в России, а так же определение приоритетных направлений в данной отрасли на современном этапе её развития.
Исходя из поставленной цели, задачами будут являться:
- рассмотрение общих положений о формировании спроса в туристической индустрии;
- исследование особенностей спроса на турпродукт;
- анализ спроса на туристический продукт в России на современном этапе развития отрасли;
Объектом исследования являются тенденции спроса на туристическую продукцию в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА В ТУРИНДУСТРИИ…………...…………...5
1.1. Основные экономические понятия………………………………………...5
1.2. Сегментирование спроса в туризме………………………………………..9
1.3. Методы стимулирования спроса на продукцию туриндустрии………..14
2. СПРОС НА ТУРПРОДУКТ В РОССИИ…………………………………18
2.1. Спрос на рынке въездного туризма в РФ………………………………18
2.2. Спрос на рынке внутреннего туризма в РФ……………………………22
2.3. Спрос и предложение на рынке детского туризма………………………25
2.4. Спрос на рынке выездного туризма в РФ………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31
Цель
рекламы - привлечь внимание, возбудить
интерес, передать информацию потребителю,
заставить действовать его
Действуя в системе маркетинга, реклама превращается в мощное средство борьбы туристского агентства за влияние на партнеров-потребителей. В процессе развития маркетинга появляются новые возможности для рекламы. Рекламная деятельность становится все более сложной, многоструктурной.
Сложность рекламы туристского продукта заключается в том, что она должна одновременно отразить ряд моментов: разнообразие предложения по рыночным сегментам спроса, различие мест путешествий и поездок, различные виды туризма. Важной задачей является выбор наиболее эффективных и экономичных средств рекламы. При этом необходимо тщательно изучить информации, т.е. откуда получают информацию о стране, туристском центре или курорте предлагаемые потребители.
2.1. Спроса на рынке
въездного туризма
в РФ
Анализ статистики въездных потоков в Россию в 2003-2010 гг. (таблица 1), (диаграмма 1) показывает, что в сумме по двум, наиболее интересным в данном исследовании, сегментам рынка въездного туризма колебались от 2 до 4 млн. человек. Причем в последние 3 года наблюдается снижение этого показателя, а прибытия с целью туризма за последние 8 лет не превышали 3,2 млн. человек.
Въезд иностранных туристов в РФ по целям поездок (тысяч поездок).
Год: | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Всего туристов: | 22514 | 22051 | 22176 | 22452 | 22892 | 23676 | 21339 | 22086 | |
Цели поездок: | служебная | 2568 | 2723 | 3226 | 3234 | 3270 | 4112 | 3880 | 4346 |
туризм | 3152 | 2861 | 2385 | 2433 | 2213 | 2295 | 2101 | 2154 | |
остальное | 16794 | 16467 | 16565 | 16785 | 17409 | 17269 | 15358 | 15587 |
Таблица 1.
Колебание показателей въезда иностранных туристов в РФ (тыс. чел.).
Диаграмма 1.
По оценкам экспертов Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия станет одной из самых посещаемых стран мира (таблица 2).
Ведущие
страны мира, принимающие
иностранных туристов
в 2020 году по прогнозу
ВТО.
№№
п/п |
Страна | Количество прибытий (млн.) | Доля рынка (%) |
1. | Китай | 137,1 | 8,6 |
2. | США | 102,4 | 6,4 |
3. | Франция | 93,3 | 5,8 |
4. | Испания | 71,0 | 4,4 |
5. | Гонконг[1] | 58,3 | 3,7 |
6. | Италия | 52,9 | 3,3 |
7. | Великобритания | 52,8 | 3,3 |
8. | Мексика | 48,9 | 3,1 |
9. | Россия | 47,1 | 2,9 |
10. | Чехия | 44,0 | 2,7 |
([1]-в составе Китая, туристская статистика ведется отдельно) Таблица 2.
Иностранный (въездной) туризм в Россию с 2003 года имеет, в общем, положительную динамику по числу прибытий и достиг в 2008 году 23,5 миллиона. Несмотря на общий рост прибытий иностранных граждан в Россию, потоки иностранных граждан, прибывающих с целью туризма колебались от 2 до 3 млн. прибытий, что составляет не более 11% от общего числа иностранных граждан посещающих Россию. Это свидетельствует о нежелательной, с точки зрения экономической эффективности, структуре туристского обмена с другими странами.
Россия
имеет большой туристский потенциал,
включая культурно- исторические и
природно-рекреационные
Регионы России так же демонстрируют рост интереса к развитию туризма на своих территориях, растут инвестиции в модернизацию и создание новых объектов туристской инфраструктуры.
Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествий за границу является определяющим фактором развития международного туризма. Увеличение личных доходов приводит к изменению структуры потребления. В связи с чем поставщиками туристов в Россию течение многих лет являются страны с самым высоким уровнем жизни населения (страны «золотого миллиарда»), но и в них спрос на туристские поездки имеет большую социальную дифференциацию. С одной стороны, выделяется небольшой сегмент дорогостоящих путешествий с высоким классом обслуживания (элитарный, или VIР-туризм). К нему относятся индивидуальные туристы или небольшие группы с особыми интересами. С другой стороны, в этих странах расширяется сегмент массового туризма по средним и низким ценам, который и определяет динамику развития выездного туризма из каждой отдельно взятой страны.
Особо следует выделить такую важную сегментацию спроса, как спрос на организованные и неорганизованные путешествия.
Организованным туризмом считаются групповые и индивидуальные поездки, организуемые через турфирмы и другие коммерческие и общественные туристские организации. К неорганизованному туризму относятся самостоятельные поездки индивидуалов, семей и даже небольших групп, не связанные с услугами турфирм, т. е. всю организацию поездок путешественники берут на себя. Необходимо указать, что доля этих двух форм туризма в общем объеме путешествий различна. Так, даже в развитых с точки зрения туризма странах доля организованных туров составляет в среднем 30 – 40%, в то время как на долю неорганизованных туристов приходится от 60% и более. Таким образом, общий туристский рынок таит в себе большой потенциал спроса на организованные туристские путешествия, чем и должны воспользоваться турфирмы. Это потребует от них больших усилий по всем направлениям маркетинговой работы.
Определены факторы, сдерживающие рост въездного туризма:
И все же можно с удовлетворением констатировать, что зарубежные специалисты продолжают высоко оценивать потенциал спроса на поездки иностранных туристов в Российскую Федерацию. При этом они выделяют следующие мотивационные факторы:
- большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, к ее разнообразной природе, национальным особенностям;
- желание
иностранцев познакомиться с
современной жизнью россиян, с
теми политическими,
- для
многих иностранцев поездка в
далекую и непонятную Россию
является своего рода
- большая
открытость нашей страны и
общества, свобода передвижения
иностранцев по территории и
ликвидация «закрытости»
2.2.
Спрос на рынке внутреннего
туризма в РФ
Анализ современного состояния внутреннего туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства гостиниц туристского класса, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, что также делает Российскую Федерацию более популярной у иностранных туристов.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору России при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).
Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм. Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.
Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего туристского потока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.
На протяжении многих лет большой популярностью у российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура.