Страны шенгенского соглашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
1. Шенгенское соглашение: история развития, сущность и его значение…………………………………………………………………………...5
2. Шенгенская виза: понятие, виды, условия и порядок предоставления…………………………………………………………………..11
3. Страны шенгенского соглашения…………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

страны шенгенского соглашения (2).docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....3

1. Шенгенское соглашение: история развития, сущность и его значение…………………………………………………………………………...5

2. Шенгенская виза: понятие, виды, условия и порядок предоставления…………………………………………………………………..11

3. Страны шенгенского  соглашения…………………………………….16

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое государство имеет собственную  территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и  территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало  объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное  общение, хозяйственные, культурные и  другие связи друг с другом народов  разных стран.

Для пересечения границ от иностранцев  все чаще стали требовать специальное  разрешение – визу, получить которую  вместе с прочими необходимыми документами  обычно стоит немалого времени, денежных средств и даже психологической  устойчивости, выдержки и самообладания  перед лицом неизбежных бюрократических  процедур.

Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих  теперь в глобализацию,

постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы  начинают «открываться», сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки  своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский  союз.

Один из результатов этого  процесса - появление единой визы, открывающей  перед своим обладателем двери  целой совокупности больших и  малых европейских стран, границы  между которыми теперь открыты для  свободного передвижения как собственных  граждан, так и иностранцев. О существовании так называемой “Шенгенской визы”, владелец которой может на законных основаниях путешествовать по территории не одного единственного государства, а целой “Шенгенской зоны”, известно непонаслышке многим российским гражданам.

Немало россиян уже  были или желают стать обладателями соответствующего штампа в своем  заграничном паспорте. Многие также  на собственном опыте убедились, что преодолеть этот визовый барьер сейчас труднее и дороже, чем раньше получать национальные визы. Разумеется, субъективное восприятие “Шенгенского процесса” может быть самым различным, от восторженных оценок до крайне негативных. Но чтобы эти оценки соответствовали объективным критериям, нужно прежде всего уяснить правила, юридические нормы, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит российским гражданам “Шенгенской зона” и “Шенгенская виза”, а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Шенгенское соглашение: история развития, сущность и его значение

 
Шенгенское соглашение - соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

Шенгенское соглашение было подписано 14 июня 1985 года представителями Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Франции  и ФРГ на судне «Принцесса Мари-Астрид»  посреди Мозеля, в месте схождения  границ Люксембурга, Франции и ФРГ  и получил название по ближайшей  к этому месту деревне Шенген, расположенной на реке Мозель на границе  с Германией. Целью соглашения была постепенная ликвидация на внутренних границах между странами – участниками  всех форм контроля [1, 271].

В исходном варианте соглашение предусматривало  только постепенную замену паспортного  контроля на визуальное наблюдение за индивидуальными транспортными  средствами, которые могли бы не оставливаться на границах, а лишь проследовать с пониженной скоростью.

В 1990 году теми же пятью государствами  была подписана Конвенция об имплементации  Шенгенского соглашения. Именно этой конвенцией было предусмотрено создание Шенгенской зоны с полной отменой  регулярного паспортного контроля, унифицированной визовой политикой, полицейским и судебным сотрудничеством. Соглашение заработало в 1995 году для  семи стран (к первоначальным участникам присоединились Испания и Португалия) [2].

1 мая 1999 года вступил в силу  Амстердамский договор, внесший  изменения в Европейский союзный  договор. В соответствии с V разделом обновлённого договора  положения Конвенции об имплементации  Шенгенского соглашения были включены в законодательство ЕС. Соответствующий раздел европейского законодательства заместил Шенгенское соглашение и получил собирательное название Шенгенского законодательства.

15 марта 2006 года был принят  Шенгенский кодекс о границах, изменяющий Шенгенскую конвенцию [4].

С 21 декабря 2007 года был отменён  пограничный контроль в 9 государствах, вошедших в Шенгенскую зону: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Латвия и Литва, контроль на воздушных границах отменен 30 марта 2008 года.

Все 142 статьи Шенгенской Конвенции обязательны для подписавших Конвенцию стран с момента её вступления в силу для этих стран. Тем временем текст Шенгенской Конвенции стал частью законодательства ЕС, и в ней появилось много новых статей. Все страны – члены ЕС должны уважать эти законодательные акты. Это, безусловно, будет касаться и стран – кандидатов на вступление в ЕС в рамках переговорного процесса о расширении. Вместе с тем, между странами – членами ЕС (за исключением Великобритании и Ирландии) может быть временно установлен пограничный контроль, если какое-то государство Евросоюза опасается, что свободное пересечение границ может создать проблемы. В таком случае страна – член ЕС должна проинформировать другие страны и обратиться с просьбой о введении на определённый срок пограничного контроля.

Вступление в Шенгенскую зону не только политическое решение. Страны должны также выполнять ряд  предварительных условий. Быть подготовленными и иметь возможность:

- взять на себя ответственность  за контроль внешних границ  от имени других государств, а  также выдавать единые Шенгенские  визы;

- эффективно сотрудничать  с правоохранительными органами  в других государствах Шенгенской  зоны для того. Чтобы поддерживать  высокий уровень безопасности;

- применять общий набор  правил, такие элементы управления  сухопутными. Морскими и воздушными границами (в аэропортах). Выдача виз. Сотрудничество полиции и защита персональных данных;

- подключать и использовать  SIS (the Schengen Information System – Единая информационная система Шенгенской зоны) [5, 143].

Важнейшей нормой Шенгенской конвенции является ст.2, предусматривающая  свободное перемещение через  внутренние границы в любом месте  без пограничного досмотра. Граждане освобождаются от обязательства  при переходе внутренних границ стран  Шенгена, подвергаться любому пограничному контролю. Устранение контроля касается не только наземных границ, но и авиационных  и регулярных паромных линий, связывающие  страны Шенгена напрямую друг с другом. 
Освобождение от пограничного контроля не означает права въезда на территорию Шенгена. Поэтому, не предъявление документов на границе не означает, что гражданин не должен иметь их с собой. В частности, это касается визовых обязательств из третьих стран. Существуют различия между странами с обязательным визовым режимом, где государство требует визу от иностранца, и государствами, в которых можно ездить без визы. По общему правилу, граждане из третьих стран при въезде на территорию Шенгена должны иметь необходимую визу. 
Положение о полном устранении внутреннего пограничного контроля не исключает его возобновления в интересах национальной безопасности. Эти меры могут быть предприняты только в исключительных случаях и должны быть лимитированы в пространстве и времени. Прежде всего, необходим совместный контроль на внешних границах, коль скоро контроль на границах между самими странами Шенгена ликвидируется. В случае угрозы общественному порядку и безопасности эти внутренние границы могут на короткий срок восстанавливаться. Соответствующим образом меняется визовый режим. Столь радикальное изменение пограничного режима вызвало необходимость более тесного сотрудничества иммиграционных, полицейских и судебных служб стран Шенгена. 
Внешнепограничный контроль проводится по-разному в зависимости от вида и места пересечения границы: с одной стороны, пересечение границы в порту или аэропорту; с другой стороны - пересечение наземной и водной границы. Пересечение границы допустимо только в специальных пунктах пересечения границ и в установленные часы их работы (ст. З). 
Согласно ст. 6 Шенгенской конвенции, контроль осуществляется по национальному праву и производится компетентными национальными органами («интернационализация» внешнепогра-ничного контроля не предусмотрена). Данной статьей предусматрнвается два таких этапа. Первый применяется ко всем путешествующим гражданам, включая иностранцев, и состоит в установлении личности гражданина на основании предъявляемых им документов. Второй - может предусматривать более тщательный контроль для всех граждан, кроме иностранцев, с перепроверкой проездных документов и условий въезда. Это объясняется тем, что для граждан третьих стран тщательный контроль проводится уже на первом этапе досмотра и, поэтому, yет необходимости в повторном таком контроле. Организация таможенного контроля, при всей нарастающей волне туристов, является сложнейшей задачей, решение которой возложено на работников пограничных пунктов, чтобы избежать опасности возникновения пробок на границах [1, 208]. 
Основой контроля для граждан третьих стран при въезде на территорию Шенгена является предъявление соответствующих документов, причем, визовые документы ограничивают срок пребывание до 3-х месяцев. Ввиду того, что въезд на территорию Шенгена осуществляется через внешние границы, являющиеся также внешними национальными границами «страны первого въезда», должны учитываться следующие обстоятельства (ст.5): 
- во-первых, наличие действительного документа или документов, позволяющих пересекать гражданину границу; 
- во-вторых, наличие, в случае необходимости, действительной визы; 
- в-третьих, представление в соответствующих случаях документов, обосновывающих цель и условия планируемой поездки, а также наличие достаточных средств для существования; 
- в-четвертых, гражданин не должен фигурировать в ШИС, как лицо, которому не разрешен въезд (ст.96); 
- в-пятых, лицо не должно представлять угрозы государственной политике, национальной безопасности и международным отношениям. 
В виде исключения лицу может быть разрешен въезд на территорию государства по гуманным соображениям или в силу национальных интересов или международных обязательств. Это не препятствует осуществлению права убежища (ст. 28). 
Наряду с этим все страны Шенгена дискутируют о проблеме нелегального въезда через «зеленую» и «голубую» границы. Для борьбы с нелегальной эмиграцией используются специальные мобильные подразделения, которые осуществляют наблюдение на внешних границах между пунктами её пересечения (п. 3 ст. 6). 
Согласно ст. 9 Шенгенской конвенции, страны Шенгена обязуются проводить единую политику в отношении передвижения лиц и процедур выдачи виз. На заседаниях Исполнительного комитета единогласно принят список из более чем 125 государств, граждане которых обязаны иметь визу при въезде на территорию Шенгена. Для выработки этого списка, в каждой третьей стране страны Шенгена проверили, существует ли угроза для внутренней безопасности или нелегальной эмиграции. Наряду с этим имеется два информационных перечня,- один с государствами третьего мира, для которых не требуется виза для въезда на территорию Шенгена, а другой, с «серой зоной» государств, для которых страны Шенгена применяют различные правила. Эти перечни неофициальные, поэтому, страны Шенгена могут самостоятельно изменять национальные визовые положения. 
 
 
В развитие совместной визовой политики утверждается, что конечная цель унификации визовой политики достигнута, причем список «безвизовых» государств легализован, а также постепенно устраняется список «серой зоны». Интересно, что этот процесс распространяется не только на общевизовые обязательства для государств «серой зоны», но и там, где только одно или две страны Шенгена предусматривают визовое обязательство. Это обязательство со временем может быть устранено. Ст. 9 Шенгенской конвенции описывает «общие визовые положения» и не содержит юридического и политического принуждения в направлении постоянного совершенствования визовой политики. 
В подтверждение этого вводится единая Шенгенская виза, действительная во всех странах Шенгена (ст. 10). Шенгенская виза выдается дипломатическими и консульскими учреждениями за границей государства основного назначения поездки. Если это невозможно определить, то шенгенская виза выдается государством первого въезда (ст. 12) [7,54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Шенгенская виза: понятия. Виды. Условия и порядок  предоставления

 

Шенгенская виза – это  единая многонациональная виза, действие которой распространяется на все  «шенгенские государства». 
Формулировка «Шенгенские государства» является внешним признаком шенгенской визы. Она воспроизводится в верхней части каждой подобной визы на одном из официальных языков Европейского Союза. Шенгенская виза бывает двух типов: 
·        Виза для краткосрочного пребывания ( код «С»), максимум – три месяца в течение одного полугодия: 
·        Транзитная виза (код В), на основании которой иностранец осуществляет проезд через территорию шенгенского пространства из одной третьей страны в другую; срок пребывания по этой визе ограничен пятью днями. 
Каждая из этих виз может быть однократной или многократной. Обладатель многократной шенгенской визы (с формулировкой «MULT») вправе въезжать на территорию шенгенского пространства два и более раз при условии, что его пребывание не превышает трех месяцев в течение одного полугодия. Предельный срок действия многократной шенгенской визы для краткосрочного пребывания составляет пять лет. 
Кроме визы для краткосрочного пребывания и для транзита существуют еще два типа виз, не относящихся к шенгенским: 
·        Виза для транзита через аэропорт (код «А»), на основании которой иностранец совершает остановку или пересадку (трансферт) в аэропортах Шенгенских государств. Подобные визы требуется иметь гражданам отдельных развивающихся стран, из которых наиболее вероятны попытки незаконной иммиграции в Европейский Союз. Для остальных иностранцев трансферт является свободным, не требует получения визы; 
·        Виза для долгосрочного пребывания (код «D»), т.е. для пребывания более трех месяцев. Данная виза является национальной. Она выдается странами ЕС на основании внутреннего законодательства. В свою очередь, обладатель такой визы не получает права на свободное передвижение по территории шенгенского пространства. 
Однако, если иностранец, получающий данную визу, соответствует требованиям Шенгенской конвенции, то он может претендовать на получение «гибридной» визы (код «D+C»). В течение трех первых месяцев с момента прибытия такой иностранец приравнивается в правах к обладателям шенгенской визы для краткосрочного пребывания. Шенгенские визы выдаются консульскими учреждениями Шенгенских государств; в исключительных случаях они могут быть получены на границе. 
По общему правилу, за получением данной визы необходимо обращаться в посольство или консульство той страны, которая является единственным или основным местом назначения поездки. Когда это место невозможно определить (например, в случае транзита), компетентным является представительство страны, через которую будет осуществляться въезд на территорию шенгенского пространства [5,130]. 
Хотя выдача шенгенских виз осуществляется в децентрализованном порядке, государства-члены могут выдавать их тогда и только тогда, когда ходатайствующее лицо соответствует единым условиям для въезда в шенгенское пространство. Эти условия закреплены в ст.5 Шенгенской конвенции и конкретизированы в Общей консульской инструкции, которая детально регулирует порядок выдачи виз консульствами государств-членов. 
Чтобы получить шенгенскую визу: 
·        Иностранец должен обладать действительным документом на поездку ( как правило загранпаспорт). Необходимо, чтобы этот документ признавался всеми Шенгенскими государствами,  чтобы срок окончания его действия превышал на три месяца срок действия визы (из этого требования допускаются исключения); 
·        Иностранец должен подтвердить цель и условия своей поездки, наличие достаточных материальных ресурсов, а также предоставить гарантии своего намерения возвратиться на родину; 
·        На иностранца должен отсутствовать «информационный запрос о недопуске». Подобный запрос вправе направить любое шенгенское государство, например когда имеются « серьезные основания полагать», что иностранец совершил тяжкие преступления. Запросы о недопуске направляются государствами-членами по каналам Шенгенской информационной системы. Если хотя бы одно из них внесло такой запрос в отношении конкретного иностранца, то последнему не может быть предоставлена Шенгенская виза ни одним из государств-членов; 
·        Иностранец не должен рассматриваться «в качестве лица, способного представлять угрозу публичному порядку, национальной безопасности или международным отношениям» шенгенских государств. Данное условие дополняет предыдущее и позволяет отказывать во въезде даже в том случае, когда иностранец уже получил необходимую визу и прибыл с ней на пограничный пропускной пункт. 
Если иностранец не соответствует хотя бы одному из вышеуказанных условий, то Шенгенская виза ему предоставлена быть не может. Однако, любое из государств-членов в порядке исключения вправе выдать ему так называемую «визу с ограниченной территориальной сферой действия». Визы с ограниченной территориальной сферой действия не предоставляют права на свободное передвижение по территории шенгенского пространства. 
25 мая 2006 г. в г. Сочи было подписано соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам РФ и Европейского союза [6]. 
Целью данного соглашения явилось упрощение на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам РФ и ЕС. 
Визовые упрощения, предусмотренные Соглашением, применяются к гражданам РФ и ЕС только в той мере, в какой они не освобождаются от требований получения визы согласно законодательству Сообщества, государств-членов или РФ в соответствии с данным Соглашением или иными международными договорами. 
Документы для подтверждения цели поездки на терииторию другой стороны (для граждан РФ и ЕС): 
·        Письмо, выданное компетентным органом РФ или государства-члена или руководящим органом ЕС, подтверждающее, что заявитель является членом делегации, направляющейся на территорию другой стороны, для участия в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из территории государств-членов или РФ межправительственными организациями, дополненное копией официального приглашения; 
·        Письменное обращение принимающего юридического лица, компании, организации, предприятия, учреждения, либо их филиалов, государственных и местных органов власти РФ или государств-членов, организационных комитетов торгово-промышленных выставок, конференций и симпозиумов, проводимых на территории РФ или одного из государств-членов, для предпринимателей и представителей организаций предпринимателей; 
·        Письменное обращение национальных ассоциаций (союзов) перевозчиков, обеспечивающих автодорожные превозки, с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок, для водителей, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки; 
·        Письменное обращение организации железнодорожного транспорта, с указанием цели, продолжительности и частоты совершения поездок, для членов поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад в международных поездах; 
·        Удостоверение или иной документ, выданный профессиональной организацией и подтверждающий, что соответствующее лицо является профессиональным журналистом, а также документ, выданный его работодателем, подтверждающий, что целью поездки является выполнение журналисткой работы; 
·        Письменное обращение принимающей организации об участии лиц в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе университетских и других программах обмена; 
·        Письменное обращение или свидетельство о зачислении принимающего университета, академии, института, колледжа или школы, или студенческий билет, или свидетельство о зачислении на курсы, которые будут посещаться школьниками, студентами, аспирантами и сопровождающими их преподавателями; 
·        Письменное обращение принимающей организации для участников международных спортивных мероприятий и лиц, сопровождающих их в профессиональном качестве; 
·        Письменное обращение глав администрацией (мэров) городов для участников официальных программ обмена между породненными городами; 
·        Письменные обращения приглашающих граждан для близких родственников; 
·        Официальный документ, подтверждающий наличие захоронения и сохранность могилы, а также родство или иное отношение заявителя к погребенному для лиц, посещающих воинские и гражданские захоронения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Страны Шенгенского  соглашения

 

На 2012 год шенгенские страны – это:

  1. Австрия.  Вступила в Шенген 28 апреля 1995 года
  2. Андорра. Разрешен въезд в Андорру по "шенгенским визам". Однако, возможен пограничный контроль при выезде со стороны Франции и Испании. В этом случае путешественнику необходимо иметь многократную шенгенскую визу. Вероятность попасть на пограничную проверку невелика, однако, она существует.
  3. Бельгия. Вступила в Шенген 19 июня 1990 года.
  4. Болгария. Вступила в Шенген 1 января 2007 года.  В Болгарию можно въехать с действующей шенгенской визой, однако, виза Болгарии не является на сегодняшний день шенгенской и не позволяет путешествовать по другим странам шенгенского соглашения [9].
  5. Ватикан. Пограничного контроля на границе с Италией нет.
  6. Великобритания. 29 мая 2000 года присоединилась к шенгенскому соглашению. Для въезда на территорию Великобритании нужно получать британскую визу. Пограничный контроль не отменен.
  7. Венгрия. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  8. Германия. Вступила в Шенген 19 июня 1990 года.
  9. Греция. Вступила в Шенген 6 ноября 1992 года.
  10. Дания. Вступила в Шенген 19 декабря 1996 года.  Фарерские острова не входят в шенгенскую зону
  11. Ирландия.  Вступила в Шенген 29 мая 2000 года. Для въезда в Ирландию надо получать Ирландскую визу. Можно въехать с действующей британской визой.
  12. Исландия. Вступила в Шенген 19 декабря 1996 года.
  13. Испания. Вступила в Шенген 25 июня 1991 года.
  14. Италия. Вступила в Шенген 17 ноября 1990 года.
  15. Кипр. Вступил в Шенген 1 мая 2004 года.  Полностью правила Шенгена в силу не вступили. На Кипр можно въехать с открытой "шенгенской визой".
  16. Латвия. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  17. Литва. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  18. Лихтенштейн. Вступил в Шенген 28 февраля 2008 года.  Остается таможенный контроль со странами ЕС.
  19. Люксембург. Вступил в Шенген 19 июня 1990 года.
  20. Мальта. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  21. Монако. Пограничного контроля с Францией нет. Не состоит в Шенгене.
  22. Нидерланды. Вступили в Шенген 19 июня 1990 года.
  23. Норвегия. Вступила в Шенген 19 декабря 1996 года.
  24. Польша. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  25. Португалия. Вступила в Шенген 25 июня 1991 года.
  26. Румыния. Вступила в Шенген 1 января 2007 года.  В Румынию можно въехать с действующей шенгенской визой, однако, виза Румынии не является на сегодняшний день шенгенской и не позволяет путешествовать по другим странам шенгенского соглашения.
  27. Сан-Марино. Пограничного контроля с Италией нет. Не является членом Шенгена.
  28. Словакия.  Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  29. Словения. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  30. Финляндия. Вступила в Шенген 19 декабря 1996 года.
  31. Франция. Вступила в Шенген 19 июня 1990 года.
  32. Чехия. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года.
  33. Швейцария. Вступила в Шенген 16 октября 2004 года.  Действует таможенный контроль на границах.
  34. Швеция. Вступила в Шенген 19 декабря 1996 года.
  35. Эстония. Вступила в Шенген 1 мая 2004 года [10].

Информация о работе Страны шенгенского соглашения