Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 02:45, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении исследования туристско – рекреационного потенциала Улаганского района для разработки стратегии развития сервиса и туризма на его территории.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи работы:
- выявить сущность понятия «потенциал» района;
- изучить возможности использования природных рекреационных ресурсов района для организации различных видов отдыха и туризма;
- проанализировать основные культурно – исторические ресурсы Улаганского района;
- исследовать современное состояния туризма в Улаганском районе;
- определить стратегии основных направлений развития туризма в Улаганском районе.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы понятия «потенциала» в сервисе и туризме………………………………………………………………………….........6
Сущность понятия «потенциал»……………………………………... 6
Виды туристского потенциала в сервисе и туризме…………………8
Стратегическое развитие территории…………………………… 12
Выводы ………………………………………………………………………14
Глава 2. Потенциал Краснощековского района как основное средство для стратегического развития сервиса и туризма…………………………………….15
2.1. Природно – ландшафтный потенциал………………………………...15
2.2. Культурно – исторический потенциал………………………………...25
2.3. Инфраструктура туризма и конъюнктура туристического рынка в Краснощековском районе………………………………………………………..28
2.4. Основные направления стратегий развития в Краснощековском районе……………………………………………………………………………….31
Выводы………………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………...33
Список литературы ………………………………………………………....35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
понятия «потенциала» в сервисе и туризме……………………………………………………………
Выводы ………………………………………………………………………14
Глава 2. Потенциал Краснощековского района как основное средство для стратегического развития сервиса и туризма…………………………………….15
2.1. Природно – ландшафтный потенциал………………………………...15
2.2. Культурно – исторический потенциал………………………………...25
2.3. Инфраструктура туризма и конъюнктура
туристического рынка в Краснощековском
районе………………………………………………………..
2.4. Основные направления стратегий
развития в Краснощековском районе………………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………....35
ВВЕДЕНИЕ
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дает доход в казну. Помимо значительной статьи дохода, туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества.
Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Потенциальный динамизм развития туризма обусловлен целым рядом объективных факторов:
- это важная сфера притяжения рабочей силы, фактор обеспечения занятости населения;
- мощный стимул развития таких отраслей экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство сувенирной и сопутствующей продукции;
-это условие для развития социальной и производственной инфраструктуры;
- это возможное средство
увеличения валютных
- это фактор развития национальных и народных промыслов, самобытной культуры коренных народов;
- условие для развития
международных контактов и
На современном этапе развития России сфера услуг занимает незначительное место в общем объеме общественного производства по сравнению, например с собственно производством. В составе ВВП только порядка 30-37% отводится сфере услуг. Безусловно, в последние годы этот показатель значительно увеличился, однако тот потенциал, которым обладает все государство и отдельные регионы не используется, а следовательно, есть направления развития и усовершенствования отраслей сферы услуг и, конечно, есть инвестиционно - привлекательные проекты и регионы.
Алтайский край представляет собой уникальный регион России и является достаточно привлекательным для бизнесменов, учёных, деятелей культуры и искусства, спортсменов и просто любознательных туристов, так как располагает туристскими ресурсами федерального и мирового значения.
В настоящее время Республика Алтай делится на 10 муниципальных районов. Одним из которых является Улаганский район - самый большой и отдаленный район. Расположен на юго-востоке Республики Алтай.
Актуальность данного исследования является развитие туризма и сервиса в Улаганском районе, с перспективой для развития инновационных видов туризма и отдыха.
Проблема – Улаганский район обладает большим разнообразием природных и культурно – исторических достопримечательностей, но из-за его отдаленности и не развитой инфраструктуры, является самым не посещаемым районом Горного Алтая.
Цель данной работы заключается в проведении исследования туристско – рекреационного потенциала Улаганского района для разработки стратегии развития сервиса и туризма на его территории.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи работы:
- выявить сущность понятия «потенциал» района;
- изучить возможности использования природных рекреационных ресурсов района для организации различных видов отдыха и туризма;
- проанализировать основные культурно – исторические ресурсы Улаганского района;
- исследовать современное состояния туризма в Улаганском районе;
- определить стратегии основных направлений развития туризма в Улаганском районе.
Объектом исследования является Улаганский район.
Предметом – использование потенциала Улаганского района в развитии сервиса и туризма.
Гипотеза – стратегическое развитие сервиса и туризма в Улаганском районе будет успешным, если этому будет способствовать:
- развитие материальной базы туризма;
- внедрение современных технологий туристского обслуживания;
- провидение маркетинговых исследований;
- выявление наиболее перспективных видов туризма в Улаганском районе;
- создание новых маршрутов в районе и предложение их на туристический рынок.
Методы исследования: анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация, синтез.
Исследованием данной проблемы занимались такие туризмологи, как А.С. Кусков, Поморов С.Б, Ю.П. Свириденко, О.Я. Гойхман, А.А Минц и другие. Данная тема отражена в многочисленных литературных источниках, посвященных исследованию турресурсов Горного Алтая, публикациях в путеводителях по Горному Алтаю, а также в интернет-сайтах о природных и культурно-исторических ресурсах, инфраструктуре Улаганского района.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ПОТЕНЦИАЛА» В СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
Словосочетания, в
которых “потенциал” используется как
терминообразующее слово (“рекреационный
потенциал”, “разность туристских потенциалов”
и др.), стали достаточно часто употребляться
и в популярной, и в специальной туристской
литературе. Однако выяснить конкретное содержание,
которым различные авторы нагружают термин
“потенциал”, нередко оказывается весьма
сложно, поскольку широко известных, общепринятых
профессиональных трактовок этого термина
применительно к туристике не существует,
и используют его чаще всего как термин
общеупотребительный, очевидный. Вместе
с тем содержание этого термина далеко
не элементарно и в туристике должно быть
ограничено более или менее отчетливыми
рамками.
В общих толковых, а
также в энциклопедических словарях термином
“потенциал” (от латинского potentia - сила)
обозначаются “возможности, средства,
запасы, которые могут быть использованы
для решения какой-либо задачи” (6) . Это
достаточно ёмкое и вместе с тем универсальное
определение, безусловно, может быть принято
за основу и в туристике. Необходимо только
наполнять его конкретным содержанием
в зависимости от:
Сферу использования потенциала или задачу, для решения которой он будет использоваться, целесообразно обозначать через соответствующее прилагательное (например, рекреационный или туристский потенциал), а объект через соответствующее дополнение (например, потенциал Улаганского района).
Для определения направлений и перспектив развития туристского потенциала в том или ном регионе необходимо:
Следует сказать еще об одной терминологической проблеме. В научном обиходе часто употребляются термины «туристско – рекреационный потенциал», «туристско – рекреационные ресурсы», «туристско – рекреационная сфера». Использование данных понятий является не совсем методологическим верным. Заметим, что рекреационная деятельность чаще всего включает в себя туристскую. Поэтому употребление термина «туристско – рекреационный» не является оправданным, так как заведомо содержит в себе дублирование.
При оценке туристского потенциала территорий необходимо учитывать целый ряд параметров, а именно: уникальность имеющихся объектов; различия в доступности объектов; различия в плотности размещения объектов в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; физическое состояния региона.
Несмотря на сложности в использовании туристского потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристской сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.
Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки:
1) количественная оценка ресурсов;
2) оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;
3) оценка возможностей использования ресурсов;
4) систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, что возможно лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.
Существует несколько методик оценки потенциала территории, однако единой, универсальной и признанной всеми пока не разработано. Несмотря на расхождения в методиках, всегда есть общее. Общим является то, что все они обращены на детальное изучение факторов рекреационной деятельности. Как правило, оценке подвергаются рельеф, климат, водоемы и водотоки, растительность, транспортная доступность, наличие инфраструктуры. Некоторые исследователи дополнительно изучают традиции рекреационного использования места, образ жизни населения. При этом внимание уделяется не только «положительным», но и «отрицательным» факторам, которые могут ограничить или исключить территории в рекреационных целях(6).
Структура туристского потенциала территорий наглядно показана на рис.1, из которого следует, что туристский потенциал включает два вида – туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру, которые в свою очередь включают соответствующие подвиды.
Туристский потенциал территории |
Туристские ресурсы |
|
Туристская инфраструктура |
Природные |
Социально - экономические |
Флористические |
Размещение |
Транспорт |
Фаунистические |
Гидрологические |