Туристический маршрут «Круиз по Енисею Красноярск-Дудинка-Красноярск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Сибирь и Красноярский край, благодаря уникальному комплексу культурно-исторических, этнографических, курортно-лечебных и природных достопримечательностей, представляют большой интерес для туристических поездок российских и иностранных граждан. Стабилизация экономики приводит к постепенному увеличению числа людей, предпочитающих отдыхать там, где они живут.

Содержание работы

Введение
1 Туристические достопримечательности Красноярского края
2 Туристический маршрут «Круиз по Енисею: Красноярск-Дудинка-Красноярск»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Красноярский край туристический маршрут.docx

— 76.16 Кб (Скачать файл)

Далее, на левом берегу – Коркинский домостроительный комбинат, выросший на месте села Коркино. Сегодня это черта города. Комбинат выпускает детали многоэтажных крупногабаритных домов.

Теплоход делает крутой разворот вправо и на правом берегу виден пригородный  рабочий поселок Березовка - это  родина летчика-испытателя Героя Советского Союза С.В.Олейникова. В Березовке работает бройлерная фабрика. Поселок стоит у места впадения в Енисей реки Березовки - ее узкая долина отделяет Восточный Саян от Енисейского кряжа.

Теплоход прошел около 30 км, покидает пределы города и выходит на широкий  плес. Енисейский Кряж начинается почти  у Красноярска, простирается на 600 км на север, в основном по правобережью Енисея. Отдельные пороги кряжа переходят  и на правый берег, образуя ряд  порогов. Высшая вершина кряжа –  Енашимский Полкан (1104 м), находящийся примерно в 200 км севернее Ангары и в 100 км от берега Енисея.

На 44-м км от города на правом берегу раскинулось село Есаулово. Это место выбрали казаки – основатели сторожевого пункта и села, которое было поставлено в 17 веке. За Есаулово находится Частоостровское – родина академика Нестерова. Далее - село Бараново, с пятиглавой деревянной церковью. На 70-м км теплоход подходит к Шиверскому перекату, переход через который регулируется блокпостами.

Берега все круче и выше, Енисей петляет и входит в Атамановское ущелье. После Атамановского быка – Енисейский кряж до самого северного своего уступа, на протяжении 600 км, часто пересекает русло Енисея. Восьмисоткилометровый участок Енисея, от Атаманово до Подкаменной Тунгуски, – один из сложных для плавания. Этот участок пути был подробно обследован еще в 1900 году. В составлении лоции принимал большое участие техник Томского округа водных путей сообщения Вячеслав Яковлевич Шишков («Угрюм река»). На 87 км от Красноярска на левом берегу появляется первая пристань и большое село Атаманово. Ниже села, на высоком берегу, в живописном сосновом бору раскинулся крупнейший в Восточной Сибири пионерский лагерь Норильского горно-металлургического комбината – «Таежный». Это настоящий сибирский «Артек».

За Атаманово отроги Енисейского  кряжа подошли вплотную к Енисею, перешагнули его и тянутся  по обоим берегам. На 104-м км теплоход проходит мимо поселка Кононово, в недалеком прошлом – глухая таежная деревушка. С созданием затона для зимнего отстоя и ремонта судов, здесь действует ремонтно-эксплуатационная база флота. В 3-х км ниже Кононово – устье правого притока Енисея – река Кан и поселок Усть-Кан. Река Кан берет начало в Восточном Саяне. Длина реки свыше 500 км. В верхнем и нижнем течении носит характер горной реки. Используется для сплава древесины на Маклаковский лесопромышленный комплекс, в Игарку и Дудинку.

На 157-м км от Красноярска по левому берегу стоит пристань Юксеево –  один из крупнейших в крае хлебоприемных  пунктов.

Теплоход вновь входит в участок  горного сжатия реки – Предивинскую трубу. На правом берегу стоит поселок городского типа и пристань Предивинск – в прошлом крупная судоверфь. Сейчас село знаменито в Сибири своим домостроительным комбинатом.

На 25-м км от Красноярска стоит  белый домик – это верхний  диспетчерский блокпост Казачинского Порога. Он носит имя «Два свистка». Здесь дают разрешение всем идущим сверху судам на проход порога, до которого осталось 10 км. От блокпоста до порога идет засемафоренный участок реки, по которому может проходить только одно судно. Более 100 лет назад Казачинский порог был главным препятствием для развития судоходства на Енисее. Порог тянется около одного километра, но высота перепада на этом месте составляет 4 метра. Дно Енисея как бы выстлано каменистой грядой, река летит со скоростью 18-20 км/час, гребни волн поднимаются на высоту до 1,5 метров, а ходовой участок очень узок, русло Енисея сужается до 700 метров.

Первые пароходы, построенные в  Енисейске, ходили только в низовья  реки. Движение до Красноярска было невозможно из-за большой скорости течения в Казачинском пороге и многих подводных препятствий. В 1882 году в Енисейске появился пароход  «Москва». Он был доставлен через  Северный Морской путь. В этот же год, с помощью якорей и канатов, он был переведен через Казачинский порог. Этот рейс положил начало регулярному водному сообщению вверх по Енисею вплоть до Минусинска. В 1903 году у Казачинского порога было установлено судно – туер «Ангара», которое проводило через бурный порог все идущие снизу суда и проработало свыше полувека.

Прохождение порога остается, пожалуй, самым сильным впечатлением всего  круиза. Теплоход идет по узкому месту  Енисея с очень быстрым попутным течением по зигзагообразному фарватеру, отовсюду, в нескольких метрах от борта, из воды торчат камни, вода бурлит и  пенится. Для прохождения порога требуется настоящая виртуозность судоводителей. Нам объяснили, что  прохождением порога руководит капитан, стоящий на одном из крыльев мостика, на руле – старший помощник, на баке – боцман, готовый в любой момент отдать якорь. Скорость течения на пороге превышает 20 километров в час, и теплоход буквально несется вперед. Пройти порог вверх по течению может не каждое судно, и поэтому на пороге дежурит специальный буксир-туер, тянущий суда через пороги. Пассажирские дизель-электроходы используют туер при движении вверх через порог, а теплоходам хватает своей мощности.

Ниже Казачинского порога, за грядой больших островов, на левом берегу крупная лесная пристань Галанино, принимающая лес, хлеб, шпалы и другие грузы. Здесь остановочный пункт «Метеоров» и «Ракет» линии Красноярск – Енисейск. В Галанино вплотную к Енисею подходит автомобильное шоссе, связывающее Красноярск с Енисейском (346 км), и до самого Енисейска оно идет вдоль берега Енисея. Против Галанино, на правом берегу, расположен поселок Мамонтово, известный крупным победоносным сражением сибирских партизан с колчаковцами. В 26 км ниже Казачинского порога, на левом берегу, стоит старинное село Казачинское, славившееся крупнейшим леспромхозом. Через него пролегла автотрасса Красноярск – Енисейск. В 1650 году здесь была основана крепость Казачий Лог. В период золотой лихорадки, в середине 19 века, село разрослось и стало крупнейшим в губернии. Здесь отбывали ссылку и каторгу сподвижники Степана Разина и Емельяна Пугачева, а затем декабристы, народовольцы, марксисты: П.Н.Лепешинский, Ф.В.Ленгник, А.С.Ведерников. в 1917 году здесь прошли по этапу А.С.Бубнов, В.В.Куйбышев. Село Казачинское – место ожесточенных боев сибирских партизан с белогвардейцами.

Пристань и поселок городского типа Стрелка – место слияния  двух великих сибирских рек: Енисея и Ангары. Основано поселение в 1637 году стрельцами Енисейского острога  Бузиным и Падерой. Стрелка – одно из немногих поселений на Енисее, где еще можно увидеть старинные, рубленные из толстых лиственных бревен, высокие «двухэтажные избы». Много таких строений можно встретить и в селах Усть-Пит, Ворогово, Верхнеимбатском, Бахта.

Стрелка долгое время играла важную роль в экономической жизни приенисейской Сибири. С появлением судоходства на Енисее и Ангаре она была перевалочным пунктом товаров с одной реки на другую. Наиболее ходовым предметом торговли был китайский чай, шедший в Россию через Кежму. С постройкой транссибирской железной дороги значение этого водного пути утратилось. Стрелку постигла участь многих сибирских селений, в свое время имевших громкую славу. Она начала хиреть, сократились перевозки, население стало уменьшаться.

Ангара – самый многоводный  приток Енисея. «Ангар» - слово тюрско-монгольского происхождения, означает «ущелье», «расщелина». Ангара вытекает из Байкала по узкой расщелине. Длина Ангары равна 1779 км. Дикие пороги на Ангаре исключают возможность сквозного плавания. Русские землепроходцы все крупные правые притоки Енисея называли Тунгусками. Ангара – Верхняя Тунгуска и в пределах Красноярского края это название в употреблении и сейчас (есть еще Верхняя Ангара, впадающая в северную оконечность Байкала, и Ангара в Крыму). На берегах и островах Ангары обнаружены стоянки человека каменного и бронзового веков.

Ангара – река, которая серьезно претендовала на то, что не она приток Енисея, а наоборот – Енисей приток Ангары. Главным доводом сторонников  этой версии было то, что Ангара до слияния  с Енисеем значительно многоводнее  его. Но их противники в споре доказывали, что Ангара не случайно числится в  ведомстве малых рек: она не судоходна. Спорщиков примирили геологи. Они  установили, что русло Ангары моложе Енисея на десятки тысяч лет и  поэтому Енисей не может быть притоком Ангары.

Начиная отсюда русло Енисея становится шире, полноводнее, а поток прозрачнее. Ширина реки у поселка Абалаково достигает почти трех километров. Поселок городского типа Абалаково расположился на левом берегу Енисея, в 20 км ниже Стрелки. В нем станция железной дороги Ачинск - Маклаково. Старинное сибирское село Маклаково возникло в 1640 году и долго оставалось глухим поселением. Его жители занимались посредничеством в торговле с коренным населением этих мест, охотой, проводкой судов по Енисею, работали на золотых приисках. Маклаково было местом ссылки и пожизненной каторги опасных «государственных преступников». Здесь в 1903 году отбывал пожизненную каторгу сормовский рабочий Петр Андреевич Заломов, прототип Павла Власова в романе горького «Мать».

Маклаковский рейд размещен в пригородной зоне г.Енисейска, ниже Бурмакинских быков, снова зажимающих Енисей в «щеки». На рейде грузятся для Игарского порта караваны с лесом и другими грузами. Железнодорожная ветка соединяет Маклаково и Лесосибирск с Красноярском, Транссибирской магистралью. Бывшие п.г.т. Новомаклаково и Маклаково, протянувшиеся более чем на 30 км, слились в один город Лесосибирск. На протяжении почти 40 км теплоход идет мимо заводских корпусов, причалов, штабелей пиломатериалов, портовых кранов и судов, стоящих под догрузкой. Это самый оживленный участок реки на Енисее.

Восьмидесятикилометровый участок  пути от устья Ангары до г.Енисейска на левом берегу имеет славную историю. Здесь пролегали пути русских землепроходцев в Восточную Сибирь. Исходным пунктом этого пути был Енисейск – самый древний город и первая столица Восточной Сибири. В начале 17 века здесь обитали племена бродячих лесных охотников и рыболовов - кетов. Тут еще никогда не бывали русские люди. Они только что пришли в низовья Оби и на ее правом притоке, реке Таз, в 1601 году построили первый русский заполярный город Мангазею. В 1618 году в землю кетов пришел первый казачий отряд. Его вели боярский сын Петр Адбычев и стрелецкий сотник Черкас Рукин. Разведав сухопутный переход с Кети на Кемь и проложив доступный волок к берегам Енисея, они открыли огромный неизведанный богатейший край. В 1618 году, в начале волока с Кети, был построен Маковский острог, а в 1619 году с реки Кемь – Енисейский (Тунгусский) острог. Маковский волок почти 200 лет был важнейшим участком водного пути с Оби на Енисей. Через него шел основной торговый путь из России в Китай.

 

От Енисейска начинались все походы русских на юг и восток Сибири.

В 1628 году Я.Хрипунов отправил отряд казаков вверх по Ангаре, в бассейн Лены - в этом походе были заложены остроги Илимский, Усть-Кутский; в 1632 году – города Якутск, Киренск, Олекминск; в 1628 году – Красноярск. С Енисея на Лену шли Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков. Здесь прошли Иван Москвитин, Владимир Атласов. Дежнев и Хабаров несли сторожевую службу в самом Енисейске. В составе сибирских тихоокеанских экспедиций в разное время через Енисейск прошли историк Г.Ф.Миллер, натуралист И.Г.Гмелин, Г.В.Стеллер, И.Э.Фишер, ставшие впоследствии академиками С.К.Крашенинников и А.Д.Красильников.

В этом городе были участники  отрядов Великой Северной экспедиции – Василий и Мария Прончищевы, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Семен  Челюскин и другие. В Енисейске  жил землепроходец Никифор Алексеевич Бегичев. В 1913 году был известный  норвежский полярный исследователь  Фр.Нансен. В 1883 году по инициативе местного краеведа Скорнякова был создан краеведческий музей, в основу которого легли личные коллекции А.И.Кытманова и Н.М.Мартьянова. В 1975 году он объявлен городом-мемориалом, памятником под открытым небом подвигу русских землепроходцев.

Были в его истории  и черные дни. Дважды выгорал до тла – в 1704 и 1869 годах. Трижды за историю города – в 1800, 1888 и 1907 годах – разбушевавшийся ледоход затапливал город. Самая большая трагедия постигла город в 1835 году, тогда в Енисейской тайге было найдено золото. Енисейский «клондайк» давал почти до 90% всего золота России, но сам город от этого не богател, но разорил мелких предпринимателей и кустарей.

Исключительно удобное положение  на перекрестке водных путей Кеть – Енисей – Ангара делает Енисейск центром огромной губернии, простиравшейся от Северного Ледовитого океана до Саян и от Оби до Лены. До 1822 года Енисейск выполняет роль важнейшего торгового, административного и транспортного центра. Во второй половине 18 века был открыт сквозной Московско – Иркутский тракт, который прошел через Красноярск, а в конце 19 века – Транссибирская железнодорожная магистраль. Енисейск остался в стороне от главных путей. Он отстал в своем развитии, потерял былое значение и превратился в небольшой северный уездный центр. Однако, сегодня Енисейск стал важной пристанью на Енисее. Кроме того, он крупный аэроузел на линии Красноярск – Норильск, Красноярск – Байкит, Красноярск – Тура, Енисейск – Кежма. Енисейск – центр обширного сельскохозяйственного района.

Как и все города Сибири, Енисейск являлся местом ссылки. Декабристы: А.И.Якубович, М.А.Фонвизин, Ф.К.Шаховский, А.В.Веденякин, Н.С.Бобрищев - Пушкин и другие. Накануне Февральской революции в Енисейском уезде отбывало ссылку около 700 политических ссыльных. Это сподвижник В.И.Ленина А.Н.Ванеев; большевики-депутаты Государственной Думы: Бадаев, Петровский, Самойлов, Муранов, Шагов; революционеры – Старков, Ленгник, Лепешинский.

Информация о работе Туристический маршрут «Круиз по Енисею Красноярск-Дудинка-Красноярск»