Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:20, контрольная работа
Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Таким образом, создание развитой туристской индустрии имеет большое значение и как одно из эффективных направлений структурной перестройки экономики России. За быстрые темпы роста туризм признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) в XXI в. рост туристической индустрии будет необратим, а к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.
# Характеристика туристского рынка Калининградской области – стр.3
# Авиаперевозки, железнодорожные перевозки – стр.6
# Водный транспорт, автобусные перевозки – стр.7
# Общественный транспорт, экскурсии – стр.8
# Курортная зона Калининградского взморья – стр.9
# Сельский туризм, водный туризм – стр.10
# Экологический туризм – стр.11
# Туристская сфера Калининградской области – стр.12
# Заключение – стр.16
# Литература – стр.17
Природный ландшафт области уникален тем, что на ее маленькой территории соседствуют море, два залива, свыше 250 рек и озер. В таких условиях водные путешествия естественны. На комфортабельном речном судне вам предложат экскурсионные прогулки по внутренним водоемам Калининграда и области.
Водным путем можно также прибыть в Эльблонг и Криницу Морска (Польша), куда совершаются регулярные рейсы судном на подводных крыльях типа «Полесье».
Увеличивающийся
интерес к Калининградской
Десятки тысяч туристов из России, Германии, Англии, Франции, Италии, США, Скандинавских стран воспользовались водным маршрутом для ознакомительных экскурсий по области во время стоянок. Круизные суда заходят в порт Калининград и на Военно-морскую базу России на Балтике - порт Балтийск.
Свыше 2,5 тысяч видов растений
нашли приют на территории
области. Забота о сохранении
баланса между потребностями
человека и благополучием
Возможность изучения разнообразия форм
жизни природы охотно предоставляет Национальный
парк "Куршская коса". Экологические
тропы в парке проходят по вершинам дюн,
с которых открывается величественная
панорама соленого моря и пресноводного
залива. Большое число мигрирующих птиц
отдыхает и кормится на Куршской косе.
Не менее богат и мир животных. Обитатели
косы – лоси, олени, кабаны, выдры, бобры,
лисицы, белки.
Особое
географическое положение и статус
Калининградской области, ее близость
к центрам европейского туризма
дали сильный толчок к развитию туристской
деятельности в регионе. Сегодня на рынке
Калининградской области зарегистрировано
114 туристических фирм. Туроператоры позиционировались
на рынке по нескольким направлениям:
1 группа – специализируется только на
приеме иностранных туристов, прибывающих
в регион на собственном автомобильном
транспорте.
2 группа – формирует предложения только
по выездному туризму.
3 группа – самая значительная по предложениям
– смешанная группа, специализирующаяся
как на приеме, так и на отправке туристов.
Туристские организации Калининградской
области активно расширяют сотрудничество
с партнерами в России и за рубежом. География
въездного и выездного туризма Калининградской
области представлена многими регионами
и странами:
Россия: Москва, Санкт-Петербург, Кавказские и Черноморские курорты, «Золотое Кольцо», Нижний Новгород.
СНГ: Белоруссия, Украина.
Европа:
Германия, Польша, Литва, Турция, Греция,
Италия, Испания, Франция, Нидерланды,
Хорватия, Чехия, Бельгия, Словакия, Венгрия,
Болгария, Румыния, Швеция, Дания, Англия,
Финляндия.
Другие страны: Египет, Тунис, Таиланд,
Малайзия, ОАЭ, Мальта.
Развитие
туристской сферы Калининградской
области является сегодня важным
элементом экономической
До 1990 года Калининградскую область ежегодно посещало примерно 30 тысяч туристов, значительная часть которых прибывала маршрутами «выходного дня». В начале 90-х годов прежняя система внутреннего туризма становится недееспособной. Наступившая либерализация зарубежного туризма, когда граждане страны получили возможность путешествовать за рубежом, а профсоюзы перестали дотировать путевки, привела к резкому спаду внутреннего туризма. За 3 года с 1990 по 1992 год число отечественных туристов сократилось в Калининградской области с 30 тыс. до 2 тыс. человек, т.е. в 15 раз.
Резкий
спад въездного потока отечественных
туристов продолжался до 1995 года. И
только начиная с 1995 г. число туристических
поездок в Калининградскую
Вместе с тем, в это же время формируется
рынок въездного туризма. Открытие Калининградской
области для внешнего мира совпадает с
кардинальными изменениями в экономике
страны. В 1996 г. Правительство России на
своем заседании рассматривает первую
очередь Федеральной программы по туризму,
впервые обратив серьёзное внимание на
туристскую отрасль. В том же году в администрации
Калининградской области создается структура
государственного регулирования туристкой
сферы, которая до сегодняшнего дня практически
не дублируется ни в мэрии г. Калининграда,
ни в муниципальных образованиях области.
Исключение составляют Зеленоградская
и Багратионовская администрации.
В
2002 году в бюджетном классификаторе
РФ и Калининградской области
расходы на развитие туризма выводятся
в отдельный раздел. Таким образом,
туризм становится составной частью
экономической стратегии
Начало иностранного (въездного) туризма
в 1990 году выявляет проблему низкого уровня
классности существующей туристской инфраструктуры
области. Дороги, транспортный комплекс,
прокатные фирмы, обеспечение безопасности,
рекламная деятельность, производство
сувениров – все это не соответствует
международному уровню гостеприимства.
Число туристов в Калининградскую область
также сдерживается недостатком номерного
фонда в гостиницах европейского уровня.
Дефицит современной инфраструктуры не
позволяет наращивать въездной и внутренний
турпотоки. Необходимость модернизации
и обновления материальной базы туризма
можно назвать одной из главных проблем
её развития.
В 1998-1999 г.г. комитет по туризму проводит инвентаризацию объектов туристской инфраструктуры Калининградской области: номерного фонда гостиниц, природных парков и заповедников, музеев, досугово-развлекательных центров, экскурсионных маршрутов, учебных заведений туризма, историко-культурных и архитектурных памятников. В результате проведенной инвентаризации формируется и размещается на сайте администрации области «Туристский паспорт региона», сайт представлен на двух языках и ежегодно корректируется. На основании проведенной диагностики туристских ресурсов администрация области разрабатывает сначала концепцию, затем государственную программу развития туризма и рекреации. Программа направлена на создание сбалансированного рынка туруслуг и имеет, прежде всего, выраженный инвестиционный характер. Государственная ивестиционная политика становится одним из основных условий успешного развития туристской сферы. Калининградская туротрасль живет по тем же законам, что и экономика страны и области в целом.
В течение 6 лет введено в Калининграде 23 гостиницы и гостевых домов, с общим числом мест 675, в Светлогорском городском округе – 14 гостиниц на 643 места, в Зеленоградском районе, включая Национальный парк «Куршская коса» - 10 гостиниц на 479 места (в данные характеристики не вошли «Олимп» в г. Светлогорске и Дом отдыха Центробанка в пос. Лесное на Куршской косе), 20 гостиниц на 516 мест в других районах области. Кроме того, в это же время реставрируется и модернизируется старый гостиничный фонд на 1087 мест. Всего создается 78 гостиниц и гостевых домов европейского уровня с общим числом мест 3030.
Проведенный
анализ состояния въездного
Всего с 1997 по 2004 г.г. Калининградскую
область по многодневным программам посетили
около 2 млн. туристов, в том числе свыше
500 тыс. иностранцев. За 2004 год область
посетили 71 400 иностранных туристов, 239800–туристов
из регионов России.
Анализ структуры пребывания туристов, зарегистрированных в гостиницах области, показывает, что практически не подвержен кризисам и продолжает неуклонно расти сектор деловых поездок и конгрессного туризма. На его долю падает 38 % от всего количества туристов. 57 % приходится на организованных туристов и 5 % - на туристов, прибывших с частными целями.
В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание морских круизных судов, заходящих с кратковременной стоянкой в порты Калининград, Балтийск. В 2002 году их было 11 с числом пассажиров свыше 4 тысяч. Контингент круизных судов в этом году составили туристы из Германии и России. В предыдущие годы были суда с туристами из США, Великобритании, Скандинавских стран. Перенасыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Со строительством терминала в г. Балтийске и осуществления паромного рейса по маршруту Усть-Луга – Балтийск – порты Германии число туристов, предпочитающих водные виды транспорта, должно составлять до 1 тыс. в день. Но что наиболее важно: регулярное паромное сообщение с Санкт-Петербургом позволит сформировать постоянный пассажиропоток туристов из России в наш регион. При содействии администрации области был открыт железнодорожный туристский маршрут по программе «От Кельнского до Кенигсбергского Кафедрального собора», что позволило в течение 4 лет обеспечивать дополнительный поток иностранных туристов в объеме 1,5 тысяч человек ежегодно. Калининградская область становится популярным направлением для туристов из регионов России, исключительно за счет которых по временным рамкам продляется на Балтийском побережье туристский сезон. В основном, это туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Северо-Запада, Центральной России и Сибири.
Любая отрасль экономики может
успешно развиваться только
Сегодня
в Калининградской области 11 высших
учебных заведений, 3 – колледжа
и курсы повышения квалификации
в двух учебных заведениях готовят
кадры для туризма в регионе.
Туристские специальности считаются
престижными и пользуются высоким
спросом у абитуриентов.
Федеральное агентство по туризму совместно
с Министерством образования РФ приступили
к разработке новых образовательных стандартов,
приближающих теорию к практике. Однако,
пока постепенная ротация кадров, когда
на место неквалифицированного персонала
приходят образованные специалисты, происходит
за счёт увеличения часов практики и стажировок
в организациях туризма, гостиницах, ресторанах
как Калининградской области России, так
и за рубежом. Всего в туристской деятельности
региона занято свыше 25 тыс. человек.
Заключение.
Калининградская
область имеет огромный природный
и исторический потенциал, позволяющий
развивать туристическую
Благодаря
своему географическому положению
Калининградская область
Туризм
– один из немногих устойчиво развивающихся
видов отечественного бизнеса. Именно
он создает рабочие места, наполняет
бюджет, привлекает в регион валютные
ресурсы и расширяет
Сегодня въездной туризм находится на начальной стадии своего развития, хотя за последний год уровень въездного туризма и увеличился на 20%. Важно именно сейчас понять необходимость развития инфраструктуры для максимизации прибыли от въездного туризма. Необходимо строительство гостиничного комплекса, увеличение номерного фонда, улучшение качества обслуживания туристов.
Неотъемлемой частью развития туризма является квалифицированная подготовка персонала, создание дополнительных рабочих мест и стимулирование молодых специалистов.
Подводя
итог, хочется отметить, что в
новом тысячелетии туризм стал одним
из важнейших факторов развития человечества
в целом и экономики в
1. Гуляев В.Г. «Организация туристской деятельности». Учебное пособие. – М. Ноллиджи. – 1996. – 312 с.
2. Зорина Г.И, Ильина Е.Н, Мошняга Е.В. «Основа туристской деятельности». Москва,2002 – 200 с.
3. Квартальнов В.А. «Туризм, экскурсии, обмены. Современная практика». – Москва: Наука, 1993.
4. Маринин М.И. «О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь». – № 31. С. 42, 1995.
5. Миляков О. «Туризм – категория экономическая // Юридический вестник», № 2– 1998.
6. Романов А.А, Саакянц Р.Г. «География туризма: учебное пососбие». – М.: Советский спорт, 2002. – С. 464 .
7. Чурмаева Е. «Учимся делать деньги на туризме. // Эхо планеты». – 9 –15 июня, 1999 – С. 32-33
8. «Экономика современного туризма» Г.А. Карпова, Москва – Санкт-Петербург. – 1998. – 412 с.
Информация о работе Туристская деятельность Калининградской области