Туристские ресурсы г.Нижневартовска и Нижневартовского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:20, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить туристские ресурсы Нижневартовского района, показать потенциальные возможности и перспективы развития туризма г. Нижневартовска.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить природно-географическую характеристику Нижневартовского региона;
- описать культурно-исторические туристские ресурсы города Нижневартовска;
- изучить и показать возможности и перспективы развития туризма в регионе.

Содержание работы

Введение 3
1.Природно- географическая характеристика Нижневартовского района и г. Нижневартовска 5
1.1.Официальное название. Географическое положение 5
1.2.Население 9
1.3.Транспортная инфраструктура 12
2.Природные ресурсы 14
2.1.Природный ландшафт 14
2.2.Климат 16
2.3.Растительный и животный мир 18
2.4. Особо охраняемые природные территории 23
3.Культурно-исторические туристские ресурсы 25
3.1. Памятники 25
3.2. Произведения архитектуры и градостроительства 28
4.Туристские ресурсы региона 30
4.1. Развитие туризма в Нижневартовском районе 30
4.2.Перспективы развития туризма в г. Нижневартовске 35
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Туристские ресурсы г.Нижневартовска.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Многие аборигены приобретали  технические профессии, устраивались на постоянное жительство в поселках, переезжали в города, теряя связь  с традиционным образом жизни. Но далеко не все смогли интегрироваться в новую среду.

В настоящее время около 15% аборигенов проживают в своих угодьях, не желая расставаться с привычной  средой обитания, сохраняя язык, культуру, традиционное хозяйствование, около 40% стали городскими жителями, остальные 40-45% являются жителями национальных поселков, сел, часть из которых не потеряла связи с некоторыми видан традиционного хозяйствования (рыболовством, собирательством, охотой).

По отношению к традиционному  природопользованию все коренное население  условно можно разбить на три группы:

1.Одни по-прежнему живут в  родовых угодьях, но вынуждены  приспосабливаться к создавшимся  ycловиям: они ведут традиционное хозяйствование с некоторыми современными чертами, используя современную технику, связь, вездеходный транспорт и др. Это консервативная группа стабильности, сохраняют генотип, традиции, культуру, язык. Эта группа составляет от 15 до 20%.

2. Другие переселились в благоустроенные  поселки или города, чаще национальные  селения, работав по найму,  не теряя связи со своими родственниками, живущими в родовых угодьях и при благоприятных условиях готовы вернуться к своим истокам, традиционному образу жизни.

 Представители данной группы  недостаточно адаптировались к  новым условиям жизни, часто  не имеют работы, а если работают, то в основном в низкооплачиваемых отраслях, имеют слабую профессиональную подготовку.

 Это так называема группа риска и надежды, самая многочисленная - около 50%. Они нуждаются в государственной поддержке, многие их них мечтают заниматься традиционным хозяйствованием, но на других условиях. Часто это молодые люди, мечтающие о том времени, когда собственное хозяйство позволит им обеспечивать свою семью.

3. Третьи работают в городах,  поселках, не помышляя о возвращении в стойбища, но активно принимают участие в популяризации культуры своего народа. Чаще всего это квалифицированные рабочие  получившие хорошее образование люди, работающие в системе образования, культурных учреждениях, медицине. Это маргинальная самодостаточная группа людей, реализовавших свои возможности, составляющая около 30% от общего числа коренных жителей. Они почти не нуждаются в государственной опеке.

В каждой из этих групп есть определенное количество коренных жителей, готовых  изменить свой статус в основном это  те, кто не нашел себя в новых условиях3.

1.3.Транспортная инфраструктура

 

В Нижневартовском районе развиты такие виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный.

Освоение нефтяных месторождений  Нижневартовского района, как и всего Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, неразрывно связано с развитием дорожной сети. Именно дороги, проложенные среди труднопроходимой северной тайги и болот, положили начало становлению здесь крупнейшего нефтегазового комплекса, созданию мощного экономического потенциала страны.

С открытием нефти в  Среднем  Приобье и образованием здесь крупных базовых городов  и поселков потянулись «зимники» от Тюмени до Нефтеюганска, Сургута и Нижневартовска. Затем их сменили дороги с твердым покрытием.

Автомобильные дороги, относясь к компоненте связности, являются обязательной составной частью любой хозяйственной системы. При этом они не только выполняют функцию связывания но и сами являются побудительным началом к созданию мощных хозяйственных систем.

Дороги, связывая пространственно разделенные части хозяйственной системы, делают ее компатной и более благоприятной для развития взаимодополняющих отношений между объектами. Общая протяженность дорог общего пользования Нижневартовского района - 420,98 км, что составляет 35,9% от протяженности дорог округа.

Железнодорожная магистраль на территории района обеспечивает транспортно-экономическую  связь с промышленными районами России.

Из трех отделении Свердловской железной дороги (филиала ОАО  «Российские железные дороги») на территории района действует Сургутское отделение. Наиболее крупными железнодорожными станциями являются Нижневартовск, Мегион, Лангепас.

Чтобы освоить богатства Западной Сибири, необходимо было иметь надежную во всех отношениях железную дорогу.

Со станции Нижневартовск отправляются поезда по следующим направлениям: Волгоград, Горький, Москва, Омск, Пенза, Самара, Свердловск, Сургут, Уфа, Тюмень, Челябинск, Астрахань, Новокузнецк и Новосибирск.

Рост  значимости воздушного транспорта связан с открыт и ем в начале 1960-х гг. нефтяных месторождений и их освоением.

В городах Нижневартовск и Радужный аэропорты имеют статус международных. Осуществляются полеты как в ближнее, так и в дальнее зарубежье (Китай, Турция, Болгарии, Арабские Эмираты  и др.).

Большую роль в развитии экономики района занимает водный транспорт. Значительная часть строительных, минерально-сырьевых грузов поступает речным транспортом.

Основными речными магистралями являются реки Обь, Вах и Аган. Навигационный период длится 5-5,5 месяцев. Водные пути связывают населенные пункты района с сибирскими городами - крупными Транспортными центрами: Томском, Новосибирском, Ханты-Мансийском.

Крупнейшим портом района является 000 «Речной порт Нижневартовск» и ОАО «Мегионская РЭБ речного флота». Грузовое судоходство в основном осуществляется флотом ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство».

Общая протяженность водных путей, относящихся к району, составляет более 1 500 км, из них по Оби - 131 км, по Ваху - 450 км. В районе в 2005 г. зарегистрировано 482 судна (в 2003 г. - 472 судна), 122 судовладельца различных форм собственности, в том числе 14 предприятий, имеющих 5 и более судов4.

 

2.Природные ресурсы

2.1.Природный ландшафт

 

С севера, востока и юго-востока  Нижневартвский регион довольно четко оформлен в рельефе и геоморфологически. Вдоль северной границы на всем ее протяжении протянулись Сибирские увалы с высотами от 130 до 245 м над уровнем моря, в пределах Обской поймы абсолютная высота - от 40 до 30 м над уровнем моря, перепад высот - от 100 до более чем 200 м.

На востоке естественная граница  оформлена в истоках Ваха относительно приподнятым, всхолмленным, местами заболоченным водораздельным плато - Вах-Сымским междуречьем (часть Обско-Енисейского водораздела) с абсолютными высотами 160-180 м над уровнем моря.

На юге вдоль границы с  Томской областью располагается  Вах-Тымский материк - водораздельное плато между реками Вах и Тым. От него в сторону реки Вах протягиваются плоские поднятия, небольшие материки-Высокий, Горельный, Нинканъеганский.

Главной речной системой района является бассейн реки Вах. От ее истоков до впадения в р.Обь около пос. Излучинск и г.Нижневартовск река протянулась более чем на 964 км с перепадами высот от 170 до 32 м над уровнем моря. Река Вах в основном течет по Ваховской низменности.

Обширная площадь к северу от нее занята умеренно заболоченным и  заозерным Ваховским Полесьем - основной территорией, занятой родовыми угодьями населения, ведущего традиционный способ хозяйствования. Естественным центром  тяготения населения на этой компактной территории традиционного природопользования является поселок Корлики с населением 623 человека, где более 60% составляют ваховские ханты.

С запада Ваховская низменность  соприкасается с Аганским материком  полого-холмистой, сравнительно высокой равниной, ее высокая часть — Аганские Увалы - примыкает к Сибирским Увалам и отделяет бассейн реки Тромъеган, впадающей в Обь за пределами района и его крупный приток р. Аган, интенсивно заболоченный и заозеренный бассейн которого занимает северо-западный «угол» района, являясь уже частью Сургутского Полесья.

 Это освоенный и все еще  перспективный нефтегазовый район  с цепочкой городов и поселков, расположенных вдоль р.Аган, - г.Радужный, национальный пос. Варьеган, пос. Новоаганск, г. Покачи и пос. Аган.

С нефтегазовыми поселками и городами соседствует и цепочка родовых угодий аганских (сургутских) хантов и лесных (болотных) ненцев. Юго-запад района «контролирует» пойма великой сибирской реки Обь в ее среднем течении.

Здесь расположены наиболее крупные  города - Нижневартовск, Мегион, Лангепас, пос. Высокий. Крайний юго-западный «угол» района, расположенный на левом берегу Оби к югу от ее городов, можно условно назвать русским, здесь представлена обширная русская топонимика - реки Ивана Степановича, Окуневка, оз. Афонькина, Ермаковский Еган и т.д. и поселки Покур, Былино, Зайцева речка, Соснина.

Природные экосистемы здесь существенно  нарушены. В последние годы усиливается  нефтеразведочное бурение и в  других частях бассейна р. Вах, здесь  начинается освоение новых месторождений нефти.

В верховьях реки Вах сосредоточены  значительные запасы хвойных лесов  с большой долей кедра, в поймах рек - основные площади кормовых угодий района, здесь расположен заказник и природный парк окружного подчинения.

Территория эта труднодоступная и малозаселенная, поэтому здесь пока еще сохранились естественные лесные, луговые и болотные экосистемы, которые должны стать эталоном природных комплексов территории Среднего Приобья. Изучение именно этой территории было основным объектом комплексной научной экспедиции Нижневартовского государственного гуманитарного университета в 2006 г.

2.2.Климат

 

Нижневартовский район расположен в умеренном климатическом поясе. По классификации климатов А.А.Григорьева и М.И. Будыко, он относится к влажному климату с умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой.

Климат характеризуется продолжительной  зимой, длительным залеганием снежного покрова (200-210 дней), короткими переходными  сезонами, поздними весенними и ранними  осенними заморозками, коротким безморозным периодом (100-110 дней), коротким летом (10-14 недель).

Средняя температура воздуха самого холодного месяца года - января -варьирует  от -22,0°С до -24,0°; средняя температура  самого теплого месяца  июля  изменяется соответственно от 16,0°С до 17,0°С.

Таким образом, средняя годовая  амплитуда температур изменяется на территории района от 36° до 41°5.

Формирование климата Нижневартовского района происходит при тесном взаимодействии основных климатообразующих факторов - циркуляции атмосферы, солнечной радиации и характера подстилающей поверхности. Наиболее важным климатообразующим фактором является атмосферная циркуляция.

Положение района в центральной  части Западной Сибири определяет общий  характер циркуляции - западно-восточный  перенос воздушных масс и их интенсивную трансформацию, особенно в теплое время года. Открытость территории Западно-Сибирской равнины с севера и юга способствует межширотному обмену воздушных масс.

Зима характеризуется значительной межсуточной изменчивостью температуры воздуха, средняя величина которой составляет 5°С. Среднемесячные температуры января находятся в пределах -22 ... -24°С. Столбик термометра способен опускаться до значений -50. - 52 °С.

Переход к положительным значениям  температуры продолжается в среднем  с 10 апреля до 10 мая, но заморозки нередки до начала июня. Средняя температура июля составляет 16-18°С. В отдельные дни в июле температура может повышаться до 33-35°С6.

С августа к сентябрю температура  воздуха уменьшается, переход к  отрицательным значениям продолжается в среднем с первой декады октября. Среднемесячная температура октября имеет отрицательные значения.

В середине - конце месяца начинаются устойчивые морозы, в первой декаде ноября средняя (суточная температура переходит через -10°С, а с середины месяца - через -15 °С).

Увлажнение территории Нижневартовского района почти целиком зависит  от влаги, приносимой с запада. Годовой  ход осадков относится к континентальному типу.

В холодный период выпадает около 20% годовй суммы. Большая часть их выпадает в первые месяцы зимы. В Нижневартовском районе по сравнению с большей частью ХМАО наблюдается увеличение осадков, что связано с тем, что влага сюда поступает как с цклонами с Атлантического океана, так и с южными циклонами.

Максимальное за год количество осадков выпадает в летние месяцы года - с июня по август. В отдельные годы количество атмосферных осадков может значительно отклоняться от нормы.

Снежный покров образуется в октябре - начале ноября, а его сход наблюдается - в конце апреля - начале Мая. Зимний период длится 6-7 месяцев. Средняя из максимальных декадных высот снежного покрова за зиму составляет 76 см на защищенных участках и около 47 см - на открытых.

2.3.Растительный и животный мир

 

Зональная таежная растительность в средней тайге Западной Сибири занимает примерно половину площади.

 Болота занимают огромные  пространства водоразделов и  исчезают только вблизи рек,  где лучше дренаж. От рек болота  изолирует довольно широкая полоса  незаболоченной местности, на которой и размещается таежная растительность. Леса встречаются и по всхолмлениям болот, но там они разрежены и плохо растут. Облесенные болота по-местному называют «рямами».

Информация о работе Туристские ресурсы г.Нижневартовска и Нижневартовского района