Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:34, доклад
В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье — самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека.
Туристско-краеведческая деятельность как средство оздоровительного процесса
Свечникова Е.
В ХХI веке особую
актуальность и значимость
Туристско-краеведческая деятельность
является важным средством в развитии
воли и ответственности подростков. Связано
это с тем, что туризм и краеведение в современном
их понимании - это физическое развитие,
оздоровление и познание окружающей действительности,
формирование ценных духовных качеств
личности.
Организацию и развитие туристско-краеведческой деятельности подростков необходимо выстраивать на психолого-педагогических принципах, разработанных А. А. Остапцом-Свешниковым, которые служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.
Принцип целеустремленности предполагает подчинение туристско-краеведческой деятельности задачам воспитания, формирования ценных качеств личности подростка, определяющих мотивы его поведения.
Принцип коллективизма имеет особое значение в трудовом и нравственном воспитании юных туристов. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.
Принцип сочетания педагогического
руководства с развитием
Принцип сочетания требовательности
и уважения к подростку служит
надежной основой и ориентиром в
налаживании необходимых
Принципы последовательности, постепенности, систематичности имеют большое значение в туристской работе со школьниками. Соблюдение этих принципов предполагает построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство.
Принцип доступности туристско-краеведческой деятельности реализуется через ее содержание. Краеведческий принцип является особо важным в туристской деятельности. Изучение мира растений и животных дает подростков представление о местной флоре и фауне, знакомит с палеонтологической летописью родного края.
Принцип прочности усвоения
знаний, умений и навыков в туристско-
Принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления имеет важное значение в туристско-краеведческой деятельности. Наглядное познание окружающей действительности дает возможность воочию видеть объекты, которые трудно, а иногда невозможно представить по описанию, объяснению, фотографии.
Принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния является одним из важнейших принципов, особенно успешно осуществляемым в туристско-краеведческой деятельности. Реализация этого принципа способствует одномоментному воздействию на интеллектуальную эмоциональную и волевую сферы подростка, осуществлению органичного слияния образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов. Принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности. Это условие обеспечивается соблюдением принципов воспитания, использованием форм и методов, применяемых педагогикой и психологией в различных видах деятельности, в том числе и туристско-краеведческой.
Наконец, турстско-краеведческая деятельность является профилактикой без духовности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей и подростков, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью. Совершая пешие прогулки во время туристических походов по живописным местам Кубани, дети и подростки изучают историю своего края, своей малой родины. Дети и подростки растут физически и духовно, познают окружающий мир, себя, во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводить свое свободное время. Очень многое потерял тот, кто не испытывал радости туристских походов: быть в постоянном движении, открывая для себя все новые красоты природы, спать в палатках, на открытом воздухе, петь песни у костра. Это гораздо полезнее, чем бесцельно бродить по улицам или собираться по вечерам по подъездам. Организуя туристические походы, решаются проблемы занятости детей и подростков, особенно в каникулярное время. Следует сказать, что туристские походы являются одним из самых доступных и массовых методов пропаганды здорового образа жизни: ребенок с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.
Информация о работе Туристско-краеведческая деятельность как средство оздоровительного процесса