Туристско-краеведческая деятельность как средство оздоровительного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:34, доклад

Описание работы

В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье — самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека.

Файлы: 1 файл

Туристско (1).doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Туристско-краеведческая  деятельность как средство оздоровительного процесса

Свечникова Е.

 В ХХI веке особую  актуальность и значимость приобретает  образование, воспитание нового  здорового поколения, способного  жить и работать в новом  веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье — самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Проблема воспитание здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности.  Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития». В выполнении этой доктрины неоценима роль принадлежит туризму. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.  По нашему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами.  Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход — это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная.  Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса — все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.  
Туристско-краеведческая деятельность является важным средством в развитии воли и ответственности подростков. Связано это с тем, что туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.

Организацию и развитие туристско-краеведческой  деятельности подростков необходимо выстраивать  на психолого-педагогических принципах, разработанных А. А. Остапцом-Свешниковым, которые служат руководством при  определении содержания, организации, методов обучения и воспитания и отражают, с одной стороны, общие цели и задачи, стоящие перед обществом, с другой стороны, общие закономерности процесса обучения и воспитания.

Принцип целеустремленности предполагает подчинение туристско-краеведческой  деятельности задачам воспитания, формирования ценных качеств личности подростка, определяющих мотивы его поведения.

Принцип коллективизма имеет особое значение в трудовом и нравственном воспитании юных туристов. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.

Принцип сочетания педагогического  руководства с развитием самодеятельности и инициативы учащихся имеет важное значение в туристско-краеведческой  деятельности. Опыт показывает, как отношения взаимозависимости, рожденные в процессе туристской деятельности, усложняются: учащиеся первоначально исполняют распоряжения руководителя походов, а затем постепенно и сознательно включаются в решение отрядных дел. Коллектив вступает в новую стадию своего развития, которая определяется более высоким уровнем взаимоотношений - товарищества, долга, ответственности. Таким образом, туристский коллектив достигает полного самоуправления.

Принцип сочетания требовательности и уважения к подростку служит надежной основой и ориентиром в  налаживании необходимых контактов  в туристской группе. Этот принцип  органически связан с опорой на коллектив.

Принципы последовательности, постепенности, систематичности имеют большое значение в туристской работе со школьниками. Соблюдение этих принципов предполагает построение педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство.

Принцип доступности  туристско-краеведческой деятельности реализуется через ее содержание. Краеведческий принцип является особо важным в туристской деятельности. Изучение мира растений и животных дает подростков представление о местной флоре и фауне, знакомит с палеонтологической летописью родного края.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в туристско-краеведческой  деятельности реализуется в том, что участник похода трижды проходит по маршруту: когда готовится к  нему и изучает особенности края; когда совершает поход; когда  обрабатывает собранный перед походом, в походе и после него материал. В такой интенсивной системе изучения края прочность знаний достаточно высока.

Принцип соединения наглядности  обучения с развитием абстрактного мышления имеет важное значение в  туристско-краеведческой деятельности. Наглядное познание окружающей действительности дает возможность воочию видеть объекты, которые трудно, а иногда невозможно представить по описанию, объяснению, фотографии.

Принцип целостности  воспитательного процесса и единства педагогического влияния является одним из важнейших принципов, особенно успешно осуществляемым в туристско-краеведческой деятельности. Реализация этого принципа способствует одномоментному воздействию на интеллектуальную эмоциональную и волевую сферы подростка, осуществлению органичного слияния образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов. Принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности. Это условие обеспечивается соблюдением принципов воспитания, использованием форм и методов, применяемых педагогикой и психологией в различных видах деятельности, в том числе и туристско-краеведческой.

Наконец, турстско-краеведческая деятельность является профилактикой без духовности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей и подростков, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.  Совершая пешие прогулки во время туристических походов по живописным местам Кубани, дети и подростки изучают историю своего края, своей малой родины. Дети и подростки  растут физически и духовно, познают окружающий мир, себя, во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводить свое свободное время. Очень многое потерял тот, кто не испытывал радости туристских походов:  быть в постоянном движении, открывая для себя все новые красоты природы, спать в палатках, на открытом воздухе, петь песни у костра. Это гораздо полезнее, чем бесцельно бродить по улицам или собираться по вечерам по подъездам. Организуя  туристические походы, решаются проблемы занятости детей и подростков, особенно в каникулярное время. Следует сказать, что туристские походы являются одним из самых доступных и массовых методов пропаганды здорового образа жизни: ребенок с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.

 


Информация о работе Туристско-краеведческая деятельность как средство оздоровительного процесса