Туристская практика определяет
три основные формы туризма: индивидуальную,
групповую и семейную. Индивидуальный
туризм предполагает путешествие одного
или нескольких индивидов (до пяти человек)
по индивидуальным туристским программам,
имеющим персонифицированный характер
и более высокую цену. Групповой
туризм представляет собой путешествие
нескольких лиц по единому маршруту
на одинаковых для всех условиях. Минимальное
количество туристов в группе колеблется
обычно в широких пределах и часто определяется
видом используемого транспорта. Так,
групповым можно считать путешествие
шести и более человек. Однако для автобусного
группового путешествия необходимо не
менее 15 туристов, а для авиационного и
водного путешествия до 20–30 и более.
Семейный туризм – особая
форма туризма. Его необходимо выделять
в отдельную форму, так как
количество участников семейных туров
может варьировать в широких
пределах, определяемых размерами семьи.
Ясно одно, что популярность этой формы
туризма неуклонно растет, что
связано с предоставлением большого
количества скидок для семейных туристов
и специализированной туристской инфраструктурой
для организации подобного отдыха.
В классической теории туризма
признается всего шесть общих
целей, по которым туризм отграничивается
от путешествий вообще:
- оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение);
- познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов);
- спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, а также участие в качестве зрителей);
- профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);
- религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);
- гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).
Туризм выполняет и
разнообразные функции:
- восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;
- развивающая – предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности);
- развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;
- экономическая – проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль;
- социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональное использование свободного времени.
Некоторые специалисты предлагают
несколько иной перечень функций
туризма. При этом его общая сущность
как явления сохраняется. Так
важнейшие функции туризма:
- Оздоровительная (разнообразие впечатлений и удовлетворение рекреационных потребностей Людей положительно сказывается на их физиологическом, психическом состоянии, работоспособности и социальной активности);
- Развивающая (вовлечение туристов в обучающие и культурно-познавательные программы создает условия для повышения их интеллектуального уровня, расширения кругозора);
- социально-статусная (туризм становится важным показателем общественного статуса человека, индикатором качества его жизни);
- социально-экономическая (туризм, будучи одной из крупнейших и наиболее динамичных отраслей, занимает второе место по доходам после добычи и переработки нефти. Он обеспечивает занятость 6% работающего населения Земли. Эта функция проявляется и в том, что люди, отдыхая, таким образом восстанавливают свою трудоспособность, что имеет не только социальное значение, но и прямой экономический эффект);
- интеграционная (туризм способствует развитию международных экономических отношений, возникновению ряда международных межправительственных и неправительственных организаций и союзов).
Роль туризма в мировой
практике постоянно возрастает. Будучи
одной из крупнейших, высокодоходных
и наиболее динамичных отраслей, уступая
по доходности лишь добыче и переработке
нефти, туризм обеспечивает 10% оборота
производственно-сервисного рынка планеты.
На сферу туризма приходится 6% мирового
ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее
место, 11% мировых потребительских расходов,
5% всех налоговых поступлений.
Выделяют следующие значения
туризма:
- Политическое значение туризма, особенно международного, заключается во взаимном сближении, обмене мнениями и взглядами между жителями разных стран и континентов. Туризм может способствовать установлению связи между народами, закладывая основы для мирного сотрудничества, и послужить одним из путей укрепления мира. Иностранный туризм – лучшая форма познания какой-либо страны и ее жителей, поскольку представление о ней, полученное из книг, радио/кино, телевидения, часто не соответствует действительности. Непосредственный контакт при поездке в эту страну может изменить неверные понятия и предубеждения.
- Воспитательное значение туризма состоит в повышении сознательности участников экскурсий, которые посещают различные районы страны, наблюдают за проявлениями общественной жизни, знакомятся с достижениями экономики и культуры.
- Культурное значение туризма заключается в обогащении личной культуры при знакомстве с новыми городами, людьми, их историей и обычаями, достижениями в искусстве, архитектуре, театральной жизни, литературе, музыке, а также в совершенствовании знаний иностранных языков.
- Общественное значение туризма выражается в росте солидарности, товарищества и взаимной доброжелательности участников туристской поездки, самостоятельности, добросовестности, чувстве ответственности и дисциплины, в выработке самообладания и силы воли в любых обстоятельствах, в правильном отношении к природе, местному населению.
- Биологическое значение туризма – в пребывании в благоприятных климатических условиях, восстановлении физических сил и моральном отдыхе. И как результат этого – улучшение здоровья, хорошее самочувствие, повышение трудоспособности и желание работать, что в свою очередь способствует росту производительности труда.
- Экономическое значение туризма проявляется в первую очередь через спрос и потребление туристов, потребности которых принято делить на три группы: основные, специфические и дополнительные. К основным относятся потребности туристов в передвижении, размещении и питании. Специфические – главная цель поездки – потребности в лечении, получении впечатлений, общении, развлечениях и т.д. Дополнительные потребности удовлетворяют<span class="List_0020Paragraph_