Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:07, контрольная работа
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основы патриотического воспитания………………………………………4-7
2. Роль туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси………………………………………………………………………..7-10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Спортивно-педагогический факультет
Кафедра теории и методики физического воспитания
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История путешествий и туризма»
На тему: «Туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси»
Выполнил:
Студентка 5 курса, группы 07ФСз-1
Пашкевич Оксана Владимировна
Проверил:
Вовнейко Е.В.
Новополоцк,2011
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Основы патриотического воспитания………………………………………4-7
2. Роль туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
При формировании у молодежи гражданско-патриотических чувств на современном этапе развития образования актуальным является воспитание отношения к малой родине, уважения к истории и культуре своего края. Во многом этому способствует краеведческая деятельность: знакомство с героическим настоящим и прошлым родного края, историей земли, трудовыми достижениями земляков, национальной культурой. Формы организации работы могут быть разные. Особенно эффективны такие, как экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы народа, посещение музеев и исторических мест Республики Беларусь. Большие возможности для развития гражданско-патриотических качеств у детей и молодежи открывает обращение к социокультурным объектам. Классными руководителями может быть организовано посещение выставок, спектаклей, кинопоказов, музейных экспозиций.
Одним из факторов патриотического воспитания детей и молодежи может стать туризм.
Целью развития туристической деятельности в школе является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к туризму. Для системы туристской работы важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование.
Таким образом, туризм является важным средством патриотического воспитания молодежи Беларуси.
1. Основы патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, так как в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества. Основная функция по организации патриотического воспитания молодежи возложена на учреждения образования.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины[4].
Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются[6, c.30]:
научность;
гуманизм;
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям[2, c. 60-64]:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина страны, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Интернациональное — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.
Профессионально-деятельное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.
Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.
Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Он объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия школы, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания школьников[1, c. 101].
Активная учебная деятельность молодежи протекает на уроках, лекциях, практических занятиях, экскурсиях и в других формах организации процесса обучения. Поэтому для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации. Применение разнообразных форм организации процесса обучения обогащает палитру делового общения учащихся со своими товарищами и учителями в условиях активной познавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личной причастности к решению общественно ценных задач учебной работы.
Огромное значение в воспитательной работе отдаётся общению с природой, изучение родного края.
Эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию возможна лишь при условии постоянной консолидации сил всех участников образовательного процесса. Только тесное взаимодействие администрации школы, педколлектива, учащихся, их родителей и всех заинтересованных структур и ведомств может привести к успешному решению поставленных задач.
Воспитание гражданина и патриота является составной частью образовательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Таким образом, патриотическое воспитание молодежи, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания.
2. Роль туризма в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси.
Туризм - это очень сильное, повсеместное средство доставки личности к природному и культурному наследию, воспитания, развития и формирования этой личности.
Туризм и краеведение в системе образования являются незаменимыми средствами воспитания патриотических позиций юных граждан, призваны решать задачи подготовки к жизни разносторонне развитой личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни; развивают у молодежи нравственные качества, одновременно решают вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации. Любой туристский поход – от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности – планируется, организуется и готовится. По-существу, начинается он задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение и подведение итогов.
Информация о работе Туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси