Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:12, курсовая работа
Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрена история туризма в России, а так же те периоды, которые она в себя включает. Предпосылки туризма и первый туризм в Древней Руси. Просветительский период и цели туризма в этот период. Предпринимательский период, образование первых туристических организаций в России. Развитие туризма в познавательно-экскурсионной направленности, становление и развитие разных видов спортивного туризма.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО
Севастопольский экономико-гуманитарный институт
Кафедра туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Страноведение
на тему: «Туризм в России»
Студентка 2 курса 21 - Т группы
направления подготовки « туризм»
Севастополь – 2014
АНОТАЦІЯ
Основна тема курсової роботи полягає в розгляді туристичного потенціалу Росії та її районів. В ході дослідження вирішувалися такі завдання: вивчення історії розвитку туризму, природно-історичного потенціалу країни; ознайомлення з культурою, звичаями і традиціями. Розгляд основних напрямків у сфері туризму, його стан і проблеми.
Курсова робота виконана на кафедрі туризму Севастопольської економіко-гуманітарного інституту ТНУ імені В. І. Вернадського. Вона складається зі вступу, трьох розділів, висновків та списку літератури. При дослідженні використовувалося 6 бібліографічних та 10 інтернет джерел.
Ключевые слова: РОССИЯ, ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КУРОРТЫ, ТУРИЗМ, ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РЕКЛАМА.
РЕФЕРАТ
Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрена история туризма в России, а так же те периоды, которые она в себя включает. Предпосылки туризма и первый туризм в Древней Руси. Просветительский период и цели туризма в этот период. Предпринимательский период, образование первых туристических организаций в России. Развитие туризма в познавательно-экскурсионной направленности, становление и развитие разных видов спортивного туризма. Создание социально-экономических условий, зарождение и организационное становление экскурсионного и туристского движения. Развития туризма в послевоенный период, восстановление и налаживание системы туристско-экскурсионных учреждений. Расширение ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах. Переход российского туризма от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах.
Во второй главе рассмотрено государственное регулирование сферы туризма в России, ее состояние и проблемы. Туристский потенциал России и наиболее привлекательных туристские ресурсы. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. Основными туристическими направлениями в России являются: культурно - познавательный туризм, спортивный туризм, экологический туризм и дикий туризм.
Третья глава освящает Россию на международном рынке туристических услуг. Развитие инфраструктуры и реклама на международном рынке туристических услуг, для привлечения еще большего количества туристов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………
ГЛАВА 1: ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ………………..………7
1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)………………………..7
1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)………………………8
1.3. Туристско – экскурсионная работа (1917 – 1930 гг)….……………..9
1.4. Организационно –
1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)………..12
1.6. Переходный период (с 1990 г)………………………………………14
ГЛАВА 2: ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ, СОСТОЯНИЕ И
ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………………
2.1.Государственное
и проблемы…………………………………………………………
2.2.Туристический потенциал России …………………………………..17
2.3.Основные направления в сфере туризма ……………………………18
ГЛАВА 3: РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ
УСЛУГ…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………....34
ВВЕДЕНИЕ
Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально – экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов [7, стр.5].
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Сфера туризма – давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.
В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью [2 , стр.10].
Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.
Исходя из актуальности темы курсовой работы, была сформулирована цель: дать страноведческую комплексную характеристику туризму в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить историю развития туризма в России; рассмотреть культурно-исторический потенциал страны; выяснить условия развития туризма; ознакомиться с основными туристическими направлениями; определить привлекательность страны на международном рынке туристических услуг и проблемы экономического развития.
Объектом исследования данной работы является Россия как культурно-историческое явление, а предметом исследования - характеристика туризм в России, исторические особенности развития туризма, природные условия страны, а также туристический потенциал России с позиции комплексной оценки географических, природно-климатических, культурно-исторических и социально-экономических факторов.
При написании курсовой работы использовались различные информационные источники: учебные пособия, путеводители, журнальные статьи и ресурсы Интернета. В работе применялись такие основные общенаучные методы исследования как анализ и синтез, теоретический обзор, наблюдение и описание.
Курсовая работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка
использованной литературы.
ГЛАВА 1: ИСТОРИЯ ТУРИЗМА
В РОССИИ
Туризм имеет свою историю развития. Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, так как «…возвышался тот, кто был в Константинополе». К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство). Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – «хождениям». Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.
Туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
• путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;
• паломнические путешествия;
• поездки с целью лечения и оздоровления;
• образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий [11, стр.78].
Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.
Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа, устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и иностранные туристы.
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна Татьяна Николаевна”.
Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий [11, стр.125].
Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.
По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.
Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.