Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:36, реферат
Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это — одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского уже в начале 1918 г. Создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. Повышают квалификацию педагогов основательно, используя при этом и такой вид обучения, как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.
Курировали детский и школьный туризм в 1970 — 1980-х гг. Центральная детская туристско-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.
В связи с деформацией
рыночных отношений в СССР спрос
на туристско-оздоровительные
В 1970— 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами — такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов — Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру — наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
Кроме того, государство «развитого социализма» сумело сформировать самую крупную и самую дешевую в мире базу социального и самодеятельного туризма. В 1970 — 1980-е гг. огромное развитие получает социальный туризм. Рабочие всех сколько-нибудь крупных предприятий покупали путевки через свои профсоюзы всего за 30 % их стоимости. Иногда скидки достигали 90 — 95 %. Остальную сумму доплачивали профсоюзы и государство. В несколько менее выигрышных условиях находилось крестьянство и интеллигенция. Но последняя категория совслужащих могла, например, достаточно свободно получить путевки для своих детей в пионерские лагеря, которые оплачивались родителями также лишь на 10 — 20% их действительной стоимости. Таким образом, слои интеллигенции также входили в сферу социального туризма.
Путевкой в санаторий, престижный дом отдыха или круизное путешествие могли премировать передовиков производства. Рабочие и служащие, имеющие хронические заболевания могли в своем профсоюзе «встать в очередь» на путевку в профильный санаторий, которую также получали со скидкой.
Еще в 1965 г. появляется специальная Инструкция о порядке распределения и выдачи путевок по всесоюзным и местным маршрутам, утвержденная Президиумом ВЦСПС. В нем указывался порядок представления заявок на путевки, в связи с чем корректировался план их выпуска и, наконец, расписывался механизм распределения путевок. Турпутевки выдавались «в первую очередь лучшим производственникам и активистам туристской работы». В аналогичной инструкции, касавшейся планирования, распределения и выдачи путевок в альпинистские лагеря указывалась конкретная процентовка их распределения. «Из общего количества альпинистских путевок, приобретаемых советами профсоюзов за счет средств государственного социального страхования, 25 % путевок выдается бесплатно, остальные — за 30 % их полной стоимости».
В 1980-е гг. получают развитие маршруты для родителей с детьми. Составлялись маршруты с учетом буквально всех возрастных категорий детей. Существовал «Закарпатский» маршрут, куда могли приехать семьи с детьми до 5(!) лет. Более двадцати маршрутов, в том числе по побережьям Азовского, Черного, Балтийского морей, Кавказу и Подмосковью, принимали детей от 7 до 12 лет. Для родителей с этой категории детей был разработан специальный конный маршрут в Башкирии. Более 30 маршрутов существовало для родителей с тинейджерами, причем эстонский республиканский совет даже разработал для них байдарочный маршрут второй категории сложности, единственный в Союзе.
Уже с 1960-х гг. появился первый организованный автомобильный туризм, но он получает реальное развитие лишь в 1980-е гг. В 1985 г. существовало пять всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород — Пярну и от Смоленска до Кара-Бугаза. Местных автомаршрутов было в несколько раз больше. И хотя они в основном были ориентированы на автолюбителей, проживающих в данном регионе, но заказать путевку на понравившийся маршрут можно было из любой точки Советского Союза, обратившись в соответствующий туристский совет. Преимущества, которые получал организованный автотурист, купив путевку, заключались в следующем: он мог проживать в туристском кемпинге или гостинице, получая питание и экскурсионное обслуживание, пользоваться бесплатной автостоянкой.
Проблемы обеспечения
населения в достаточном
Среди путеводителей появлялись очень удачные издания. Много буклетов, описаний стало производиться на местах. Но даже самые популярные из них не были лишены определенных недостатков. Серия «Архитектурные памятники», выпускаемая издательством «Искусство», про которую говорили, что она «расходится задолго до ее выхода в свет», была рассчитана на интеллигентские слои населения. Как правило, в книгах этой серии не прослеживалось связи с современностью. Если турист прибывал в
Суздаль или Владимир, он мог узнать много интересного о Дмитриевском соборе или церкви Покрова на Нерли, но ничего — о современных архитектурных комплексах или отдельных зданиях этих городов в настоящее время. В еще большей степени эти недостатки были присущи серии «Дороги к прекрасному».
В некоторых путеводителях была показана связь с современностью, говорилось о достижениях последних лет, но, «описывая облик города, говоря о перспективах его развития, о культурных, научных, общественных учреждениях и организациях», авторы пользовались таким языком, что путеводители напоминали «канцелярские справки... Отдельные интересные страницы, сообщения и факты теряются в сером, невыразительном тексте. К этому нужно прибавить безликие фотографии, которые можно без труда переносить из одной книги в другую, отсутствие схем, планов города, его исторических и архитектурных памятников», — отмечал исследователь этой проблемы историк М.Т.Белявский.
Указанные недостатки происходили отчасти потому, что плановыми работами в исторических институтах АН СССР и вузах были учебники, монографии, статьи и сборники, но никак не научно-популярная литература. При всей плановости и координированности туристской работы были определенные лакуны, снижающие ее эффективность. Наиболее полезными для туристов были серии туристских схем. Иногда схемы продавались в комплекте с 4 - 8-страничными буклетами, посвященными отдельным памятникам и памятным местам.
Необыкновенно высокими темпами ежегодного роста иностранного туризма в СССР, доходящими до 10 %, характеризуются 1970 — 1980-е гг., в то время как среднемировой показатель составлял 5 — 6%, хотя в СССР существовала единственная гостиничная цепь — гостиницы «Интурист».
Реферат
По предмету
«История туризма»
Студентки группы 21 «Т»
Нефёдовой Татьяны.