Туроперейтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:58, курс лекций

Описание работы

Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.

Файлы: 1 файл

туроперейтинг.doc

— 1.85 Мб (Скачать файл)

Как уже было отмечено выше, приведенный список форм взаимоотношений  хотельера и туроператора не является конечным, стремительно меняющаяся конъюнктура туристических рынков, а также большая доля субъективизма в установлении партнерских отношений отелей и туроператоров приводят к появлению более модернизированных, более отвечающих коммерческим интересам сторон схем их сотрудничества.

      1. СХЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТУРОПЕРАТОРА И АВИАКОМПАНИЙ

Это наиболее важная сфера  приложения усилий туристического оператора  на современном туристическом рынке. Сегодня туроператоры выступают  ведущими заказчиками авиакомпаний, а авиаперелеты становятся неотъемлемым и образующим компонентов все большего количества туров. Прежде всего, рост авиатуров вызван расширением географии международного туризма, огромное количество курортов, расположенных в различных частях земного шара становятся направлениями туристических потоков. Доставить туристов в столь отдаленные регионы под силу только авиации, которая легко переносит своих пассажиров через моря и океаны, пустыни и джунгли, горы и равнины. Кроме того, современный туризм требует от перевозчиков максимальной скорости перевозок пассажиров и грузов, поскольку путешественники зачастую не имеют много свободного времени для осуществления дальних наземных переездов. Только благодаря распространению авиации становятся возможными недельные туры для европейцев, например, в далеком Таиланде или Турции. Таким образом, превращение авиакомпаний в заметный и важнейший элемент современной туристической индустрии — закономерный процесс, вызванный глобализацией международного туризма и требованиями увеличения скоростей доставки туристов к местам отдыха.

Не менее значимой причиной распространения авиатуров  стало заметное удешевление стоимости  авиаперелетов (стимулированное ростом конкуренции на рынке авиаперевозок  и повсеместным применением чартерных авиарейсов) в конце XX века.

Следовательно, международный  туроперейтинг и авиакомпании прочно связаны друг с другом, а от характера  их взаимоотношений зависит не только качество и доступность авиатуров, но и будущее международного туризма  вообще, направленность тур-потоков — в частности.

Авиакомпании — государственные, муниципальные или частные коммерческие предприятия, владеющие определенным парком воздушных судов и соответствующей  разрешительной документацией на осуществление  регулярных и чартерных авиаперевозок. Авиакомпании можно отнести к супраструктуре туристической индустрии, поскольку их работа, хоть и не направлена сугубо на обслуживание туристов, но поддается сильному влиянию туристической активности населения в соответствующий период времени.

Основной услугой авиакомпании туристам являются воздушные перевозки. Авиаперевозка является специфичной  услугой гражданам по причинам того, что ее осуществление:

■ связано с возможным  нанесением вреда жизни и здоровью пассажиров;

■ связано с возможным нанесением вреда здоровью, жизни, имуществу пассажиров или авиакомпании со стороны самого пассажира;

■ сильно зависимо от погодных условий и целого набора форс-мажорных обстоятельств;

■ имеет сравнительно высокую стоимость;

■ имеет ограниченную способность к загрузке (ограничивается вместимостью пассажирского салона);

■ подразумевает наличие  различных классов обслуживания (от более комфортного первого, бизнес- до наиболее дешевого экономичного класса).

По этим причинам существуют правила (международные и национальные), определяющие статус пассажиров воздушных судов, представителей авиакомпаний и экипажа судов гражданской авиации. Эти правила обязательны для исполнения вне зависимости от того, услугами какой авиакомпании и каких линий (регулярных или чартерных) пользуется турист.

  • Права и обязанности пассажира,

согласно Воздушным  кодексам большинства стран мира, определяются так6:

■ пассажир обязан прибыть  к месту предполетной регистрации  заблаговременно (обычно за 2-1 часа до отправления самолета). Об этой необходимости работники авиакомпаний обязаны предупреждать всех клиентов, пользующихся их услугами, еще при покупке ими авиабилетов. Обычно установление времени, не позднее которого турист должен появиться в зале вылета аэропорта отправления, зависит от того, каким рейсом (внутренним или требующим длительного пограничного и таможенного досмотров международным, регулярным или чартерным) он вылетает. В случае неприбытия или опоздания туриста к указанному времени, его билет аннулируется, и уплаченная стоимость билета либо не возвращается (чартерные авиалинии), либо возвращается частично (регулярные линии);

■ турист не имеет права  перевозить багаж, подвергающий опасности  других пассажиров, их имущество, а  также запрещенные к перевозке  законодательством и крупно габаритные, хрупкие и скоропортящиеся вещи, огнестрельное оружие (кроме охотничьего и спортивного), взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные газы, легковоспламеняющиеся жидкости, ядовитые и отравляющие вещества, едкие и коррозирующие вещества;

■ пассажир имеет право до начала перевозки изменить ее маршрут, дату или время вылета. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки (вызванного отменой или задержкой рейса более чем на час, невозможностью предоставления в салоне места на рейс и дату, указанные в билете, невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете, замены воздушного судна судном другого класса, неудовлетворительным состоянием пассажира или членов его семьи) ему выплачивается полная стоимость билета;

■ пассажир имеет право провести бесплатно установленную норму багажа (20 кг для пассажиров эконом-класса, 30 кг — бизнес-класса, 40 кг — первого класса);

■ во время полета на борту воздушного судна пассажир не имеет права пользования мобильными средствами связи, электронными играми, радиоприемниками, прочими электроприборами, за исключением слуховых аппаратов и сердечных стимуляторов;

■ во время своего нахождения в залах аэропорта, на борту воздушного судна, пассажир обязан выполнять требования спецслужб аэровокзала и службы безопасности авиакомпании.

  • Права и обязанности перевозчика

■ Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира и его багажа в целях необходимости обеспечения безопасности полета, выполнения требования государственных органов, в случае болезни пассажира, представляющей угрозу для самого пассажира или его окружающих, нахождения пассажира в нетрезвом состоянии, создания действиями пассажира прямой угрозы безопасности полета или жизни находящихся на борту пассажиров или экипажа.

■ Перевозчик имеет право  в любое время заменить место, предоставляемое пассажиру в салоне воздушного судна, другим, равным по стоимости местом, если это необходимо в целях обеспечения безопасности полета.

■ Перевозчик также вправе отказать пассажиру в перевозке, если личность последнего не документирована, если в предъявляемом им билете имеются исправления, если предъявляемый им авиабилет был приобретен незаконно, либо поддельный.

■ Перевозчик оставляет  за собой право отказать в перевозке  неупакованного должным образом  багажа, произвести досмотр багажа или ручной клади пассажира в его присутствии.

■ Во время полета перевозчик имеет право применять все  возможные действия (вплоть до применения силы) к пассажиру, поведение которого несет прямую угрозу безопасности полета, жизни, здоровью, имуществу других пассажиров или членов экипажа, а также имуществу авиакомпании.

■ Перевозчик обязан организовать перевозку пассажира и его  багажа в пункт назначения согласно расписанию полета, за исключением  случаев, напрямую связанных с возникновением угрозы для пассажиров или их багажа.

■ Перевозчик не несет  ответственности за травмы, физические повреждения и смерть пассажира, порчу его багажа, если он и его  структуры приняли все возможные  меры, чтобы избежать возникновения  чрезвычайного происшествия (профессиональный риск авиаперевозчиков).

■ Перевозчик не несет  ответственность за сохранность  незарегистрированного багажа (в  том числе и ручной клади).

■ Перевозчик не несет  ответственности за изменение расписания или отмену рейса по форс-мажорным обстоятельствам.

  • Воздушное судно допускается к полету, если:

■ гражданское судно  соответствует нормам летной годности, принятым в государстве;

■ лайнер прошел заводские, государственные и эксплуатационные испытания и имеет соответствующий  сертификат;

■ борт имеет государственные регистрационные и опознавательные знаки;

■ экипаж судна подготовлен  и допущен к полету на воздушном  судне данного типа в соответствующих  условиях полета;

■ судно имеет необходимое  количество топлива;

■ экипаж судна имеет  задание на полет, судовые и прочие документы.

Подтверждением возникновения  прав и обязанностей как пассажира, так и перевозчика, а также  документом, подтверждающим наличие  между ними договорных отношений, является авиабилет.

  • Существуют следующие бланки авиабилетов:

■ пассажирский билет и багажная квитанция с одним полетным купоном (форма А) для оформления перелета без пересадок в пути представляет собой сброшюрованную книжку с четырьмя купонами, отличающимися друг от друга цветом и расположенные в следующей последовательности: контрольный купон (зеленый), агентский купон (розовый), полетный купон 1 (бежевый), пассажирский купон (белый);

■ пассажирский билет  и багажная квитанция с двумя  полетными купонами (форма Р) для  оформления перелета с пересадкой в  пути представляет собой сброшюрованную книжку с пятью купонами, находящимися в той же последовательности, что и по форма А, с добавлением одного полетного купона 2 (бежевый).

Контрольный купон —  основной купон перевозочного документа  для решения финансовых и правовых вопросов. Это — оригинал. При рассмотрении любых спорных вопросов к рассмотрению принимается именно он.

Купон агента является приложением  к отчету кассира и хранится в  агентстве. На его основании строится бухгалтерская отчетность агентства.

Полетные купоны 1 и 2 используются для оформления перевозки на каждом участке маршрута. Отдельный купон требуется при каждой смене перевозчика и для каждого участка поездки, если имеется смена рейса или смена класса обслуживания. Полетные купоны изымаются у пассажира в процессе регистрации и направляются перевозчику.

Пассажирский купон остается у  пассажира до конца поездки.

Билет, предъявляемый пассажиром к  регистрации без полетного купона соответствующего участка маршрута, считается недействительным. Исключение составляют случаи, когда рейсы были отменены (задержаны) или когда самолеты произвели вынужденную посадку в аэропорту, не предусмотренном расписанием, и пассажиры с этих рейсов ждали отправку и проходили вторичную регистрацию.

Форма авиабилетов устанавливается  соответствующим государственным органом и общая для всех работающих в стране авиакомпаний (возможны лишь фирменные бланки и приложения к билету).

Условно билет можно разбить  на три блока: рейсовый, тарифный, блок дополнительных сведений.

В рейсовый блок заносятся фамилия, имя, отчество пассажира, номер документа, удостоверяющего личность, маршрут перелета (пункты от и до, указание транзитных пунктов), двухсим-вольный код компании перевозчика (например, D9 — «Аэрофлот-Дон», АА — «American Airlines», AZ — «Alitalia»), номер рейса и класс обслуживания («б»-бизнес, «э»-эконом классы), дата вылета по расписанию (обязательно по форме «25ФЕВ2003» или «02ОКТ2003»), местное время вылета по расписанию (по форме «15-03» или «02-35»), место в салоне, код базового тарифа, норма бесплатного провоза багажа, код тура.

В тарифный блок входят расчет тарифа (базовый тариф и прилагающиеся  комиссионные сборы, итоговая сумма), эквивалент в валюте платежа (на международных  линиях в долларах США, либо евро), форма  оплаты («НАЛ»- наличными, «ПП№123 от 21.03.03» платежным поручением безналичными), основания предоставления льгот и оплаты («ГСС» — Герой Советского Союза).

В блоке дополнительных сведений указывается город вылета и назначения в системе кодировки («ЛУГ-КИЕВ-ЛУГ» — Луганск – Киев – Луганск, «LUG-ANT-LUG» — Луганск — Анталия — Луганск), номера дополнительных билетов, номер документа, в обмен которого выдан данный билет, разрешающие и запрещающие надписи, дата выдачи билета, информация авиакомпании, место для штампа кассира.

  • Перевозка пассажиров на регулярных рейсах.

Регулярные рейсы —  полеты, запланированные на основании  разрешении (лицензии) на эксплуатации воздушной линии и выполняемые  в соответствии с опубликованным расписанием, а также дополнительные рейсы. Регулярные рейсы имеют следующие  характеристики:

■ установленные дата и время вылета,

■ строго фиксированный  маршрут полета (пункт вылета, назначения, транзитные пункты),

■ вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости  лайнера,

■ установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы. Расписание движения самолетов — есть заверенный либо руководством авиакомпании, либо аэровокзала ежедневный график движения воздушных судов по аэропорту. Расписание может быть двух видов — корпоративное (когда в расписание заносятся только авиарейсы одной авиакомпании), аэропортовое (когда в расписание заносятся борта всех авиакомпаний, совершающих рейсы в или из конкретного аэровокзала).

Информация о работе Туроперейтинг