Виды договоров в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, прохо-
дит этап становления качественного. В целом можно говорить о появлении в
России рынка туристических услуг как сферы проявления экономических от-
ношений между производителями (туроператорами), турагентами и потреби-
телями туристических услуг (туристами). Туристская деятельность характе-
ризуется сложной структурой хозяйственных связей. В то же время законо-
дательное регулирование отношений, возникающих в сфере туризма , остав-
ляет желать лучшего. В таких условиях первостепенное значение приобрета-
ет правильность выбора нужного типа договора для оформления тех или
иных правоотношений, а также тщательная проработка его условий.
Рассмотрим правоотношения и соответственно виды договоров, кото-
рые имеют наибольшее практическое применение в деятельности туристских
организаций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Виды туристских договоров…………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………….…12
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Система договоров в сфере туризма.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра туризма и

спортивного ориентирования

 

 

 

Реферат

По теме: «Виды договоров в туризме»

 

 

 

 

 

 

                                                               Студент: 

                                         Группа 

                                                                           Специализация: 

                                                                Проверила: 

 

 

 

 

 

 

СМОЛЕНСК 2011

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Виды туристских договоров…………………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………………….…12

Список используемой литературы………………………………………………...…13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Туристская  деятельность, пережив период хаотичного развития, прохо-

дит этап становления качественного. В целом можно говорить о появлении в

России рынка  туристических услуг как сферы  проявления экономических от-

ношений между  производителями (туроператорами), турагентами и потреби-

телями туристических услуг (туристами). Туристская деятельность характе-

ризуется сложной структурой хозяйственных связей. В то же время законо-

дательное регулирование  отношений, возникающих  в   сфере   туризма , остав-

ляет желать лучшего. В таких условиях первостепенное значение приобрета-

ет правильность выбора нужного типа  договора  для оформления тех или

иных правоотношений, а также тщательная проработка его  условий.

Рассмотрим  правоотношения и соответственно виды договоров, кото-

рые имеют наибольшее практическое применение в деятельности туристских

организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  туристских договоров

   1.Отношения между туристскими организациями, осуществляющими туро-

ператорскую и турагентскую деятельность по передаче сформированного ту-

ристского продукта, оформляются с помощью договора. Законом "Об осно-

вах туристской деятельности в Российской Федерации" не регламентируется

вид данного  договора. Вид договора, заключаемого туроператором с тура-

гентом, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последнего. Это

может быть выполнение юридических действий (заключение турагентом с

туристом  договора на оказание туристических  услуг от имени туроператора),

совершение  по его поручению сделки (в этом случае договор на туристиче-

ское обслуживание заключается турагентом от своего имени) либо иных фак-

тических действий.

В зависимости  от указанных обстоятельств это  могут быть договоры

поручения, комиссии, возмездного оказания услуг, а также агентский дого-

вор. На практике наиболее часто между ними заключаются  агентские дого-

воры. В законодательстве ряда зарубежных стран именно этот вид договора и

предусмотрен для оформления взаимоотношений между туристскими орга-

низациями.

Следует отметить, что независимо от вида договора согласно россий-

скому законодательству турагент всегда действует по поручению туропера-

тора. Это  вызвано тем, что в соответствии с лицензией турагент не имеет

права на формирование пакета услуг, то есть он не может заключать  догово-

ры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиница-

ми, организациями  транспорта и т.д.)

   2. Между туристской организацией и перевозчиком могут заключаться

различные виды договоров.

- договор агентирования. В данном случае агент (туристская организа-

ция) за вознаграждение и по поручению перевозчика (принципала) заключает

договор перевозки  пассажиров и багажа от имени и  за счет перевозчика, удо-

стоверяя факт заключения договора перевозки выдачей билета. При этом на

стороне перевозчика  выступают: авиакомпании, железнодорожные  компа-

нии, автотранспортные компании, а агентом в данном случае может быть как

туроператор, так и турагент;

- договор  аренды транспортного средства (тайм-чартер). Субъектами до-

говора являются владельцы транспортных средств  и туроператоры. Здесь за-

ключаются как договоры аренды транспортных средств с предоставлением

услуг по управлению и эксплуатации, так и договоры аренды без оказания

таких услуг. Предметом договора является предоставление транспортного

средства  во временное пользование арендатора - туроператора (бронирование

на время  легкового автомобиля для туриста);

- договор  перевозки может применяется при оформлении отношений как

между туроператором  и перевозчиком в пользу туриста, так и между транс-

портной организацией (перевозчиком) и туристом (пассажиром). В данном

случае используется конструкция представительства. Туристская организа-

ция (представитель), приобретет билет от имени туриста (представляемого),

тем самым  заключает  договор  перевозки  от имени туриста.

-  договор   фрахтования. Предметом  договора  чартера как разновидности

перевозки являются вместимость (либо ее часть) транспортного  средства для

перевозки туристов и их багажа.

   3. Отношения между различными туристскими организациями.

- Например, в гостинице, которую выбрал  турист нет свободных мест

или туристская организация не может сама организовать трансфер для тури-

ста.

В этом случае она может обратиться в иную туристскую организацию, у

которой выкуплены  блоки мест в нужной гостинице  или которая может орга-

низовать трансфер. При этом между туристскими организациями заключает-

ся  договор оказания туристских услуг (разновидность договора  возмездного

оказания  услуг);

-  договор   простого товарищества  в   сфере   туризма  используется  в основ-

ном при оформлении отношений между туроператором-резидентом (отправ-

ляющей стороной) и туроператором-нерезидентом (принимающей стороной).

При этом каждая из двух названных сторон может согласно  договору  осуще-

ствлять в своей деятельности и отправляющие, и принимающие функции.

Сторонами данного  вида договора могут являться только коммерческие ор-

ганизации и индивидуальные предприниматели (ст.1041 ГК РФ). В практике

туристской  деятельности следует отличать данный вид договора от агентско-

го соглашения с туроператором-нерезидентом;

- договор  коммерческой концессии (франчайзинга) заключается между

двумя туристскими  организациями по поводу предоставления правооблада-

телем комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в

том числе  право на фирменное наименование, коммерческое обозначение,

информацию  и т.д.

   4. Между туроператором и гостиницами (и иными средствами размещения)

могут заключаться  как договоры на гостиничное обслуживание, агентские

договоры  так и договоры аренды. Договор  аренды актуален для оформления

отношений между  гостиницей, турбазой, летним лагерем  отдыха или иным

предприятием  туристской индустрии размещения (арендодателем) и туропе-

ратором (арендатором). По данному договору арендатор получает от арендо-

дателя за плату во временное пользование блок гостиничных номеров, тур-

базу, летний лагерь отдыха и т.п. для размещения туристов. Аренда гости-

ничного предприятия предоставляет туроператору права пользования гости-

ничными номерами от своего имени, перенося риск коммерческой деятель-

ности собственника гостиницы (прежде всего, связанного с угрозой простоя

комнат) в  полном объеме на туроператора. С другой стороны туроператор

получает  шанс включать в туристский пакет  арендуемые им номера в гости-

нице по минимальной для своего туристического рынка цене. Что характер-

но для  данного вида  договора  - персонал гостиницы продолжает выполнять

все свои функции, а ответственность и риск убытков  лежит на туроператоре.

Получив в  аренду отель, туристический оператор приступает к реализации

гостиничных номеров. Это может осуществляться следующими способами:

реализация  комнат в составе предлагаемых туристских пакетов; реализация

услуг отеля  другим туроператорам для включения  в их туристские пакеты;

реализация  комнат по  договорам  гостиничного обслуживания непосредст-

венно при самом отеле2;

   5.  Договор страхования в   сфере   туризма . Самостоятельно оказывать

услуги по страхованию туристская организация  не может. Поэтому она

должна заключить  договор  со страховой компанией, имеющей лицензию на

осуществление необходимых видов страхования. При этом туристская орга-

низация может выступать в роли страхового агента, то есть осуществлять по-

средническую деятельность  в   сфере страхования туристов, либо приобретать

страховые услуги и включать их в стоимость путевки. В первом случае туро-

ператор заключает со страховой компанией договор агентирования, в соот-

ветствие с которым туроператор становится страховым агентом. Во втором

случае, туроператор заключает договор страхования в пользу третьих лиц

(туристов). Кроме того, турист вправе сам  заключить договор страхования  с

любой страховой  компанией.

6. Иные отношения  между туроператором и его  партнерами -

непосредственными исполнителями отдельных видов  услуг. Вид договора,

заключаемого  туроператором со своими партнерами, зависит от характера

обязанностей, возлагаемых на последних. Это могут быть договоры на экс-

курсионное обслуживание, услуг общественного питания и иные, регулируе-

мые нормами ГК РФ, а также правилами оказания соответствующих услуг.

   7. Для регулирования взаимоотношений между туристом и туристской

организацией  используется договор оказания туристических  услуг. Причем

договор может  заключаться как на получение  всего комплекса туристских

услуг, так  и на получение одной какой-либо сопутствующей услуги. Так, на-

пример, турагент может заключить с туристом  договор возмездного оказания

услуг по перевозке  к месту начала путешествия или  турист вправе заказать

дополнительные  услуги в стране (месте) временного пребывания у организа-

ции, оказывающей эти услуги туристу. Такие услуги не входят в ранее реали-

зованный туристу тур (комплекс услуг), поэтому они носят характер допол-

нительных. Следует заметить, что при исполнении обязательства по оказа-

нию туристических услуг имеет место возложение исполнения его на третье

лицо, т.е. конструкция, предусмотренная правилом ч.1 ст.313 ГК РФ, где ту-

рист выступает в качестве кредитора по  договору  на оказание туристических

услуг, а  туристическая организация является должником, возлагающим ис-

полнение обязательства на третьих лиц, непосредственных исполнителей от-

дельных видов  услуг.

Классификацией  договоров   в   сфере   туризма  занимались различные уче-

ные. Так, по мнению Шешенина Е.Д.,  договоры   в   сфере   туризма можно под-

разделить на две группы: регулирующие отношения  по основной деятельно-

сти юридического лица; "подсобные договоры ", т.е. договоры, которые спо-

Информация о работе Виды договоров в туризме