Виды оздоровительной рекреационной двигательной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Чем комфортнее становится жизнь современного человека, тем больше у него шансов стать заложником гиподинамии. В зоне риска оказываются люди самых разных возрастов (дети, подростки, люди среднего и старшего возраста) и профессий: от клерков до работников физического труда, связанного с однообразными узконаправленными движениями

Содержание работы

Вступление.
Физическая рекреация как продукт изучения разных дисциплин. Соотнесение понятий "досуг" и "рекреация"
Выражение результата физической рекреационной деятельности
Физическая рекреация как основа деятельности по удовлетворения биологических и социальных потребностей человека.
Значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей
Особенности и признаки физической рекреации. Рекреалогия, как новое научное направления в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей.
Формы физической рекреации.
Частные задачи физической рекреации
Особенности физической рекреации в детском возрасте.
Подвижная игра, как средство рекреации в детском возрасте.
Особенности рекреации у людей старшего и пожилого возраста.
Физическая рекреация как способ сохранения здоровья работоспособного населения.
Рекреационный туризм как полезный способ проведения досуга
Структура рекреационного обслуживания в Украине.
Выводы.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 291.31 Кб (Скачать файл)

Биологические потребности преимущественно связаны с удовлетворением естественной потребности в движении, восстановлении временно сниженных или нарушенных функций организма и их активизацией. Социальные -направлены на удовлетворение потребности людей в развитии, получении удовольствия, переключении с одного вида деятельности на другой, профилактике неблагоприятных воздействий социальной среды. Все это необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека

Общей целью физической рекреации является укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда

Рекреационная физическая культура - это часть физической культуры, управляемый процесс использования видов, форм, средств и методов физической культуры по оптимизации двигательного режима, всестороннего развития физических, психических и духовных возможностей людей с целью их активного функционирования в природной, производственной и досуговой жизнедеятельности

Следовательно, при изучении физической рекреации можно предположить, что удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма в сфере изучаемой системы - лишь ее частные задачи. Эти потребности людей удовлетворяются каждым в отдельности и в целом всеми видами двигательной активности. Таким образом, создаются предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в конкретных условиях его жизнедеятельности. Другими словами, в конечном результате и заключается их общность, единство.

Таким образом, системообразующим фактором, объединяющим различные аспекты двигательной деятельности в рамках физической рекреации, является конечный результат - создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма.

  1. Значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей

Возрастает значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей, позволяя удовлетворять их естественные биологические потребности в движении. Активизация на этой основе физического состояния и развитие организма, укрепление здоровья обеспечивают физическую дееспособность, необходимую в складывающихся условиях жизни. Ее исключение или сведение к минимуму на сколько-нибудь значительном, этапе жизни человека неизбежно оборачивается для него ущербом: ухудшает деятельность всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды. При снижении объемов двигательной деятельности утрачивается один из важных факторов, способствующих усовершенствованию организма, укреплению его функций.

Следует учитывать и то обстоятельство, что все виды и формы физической рекреации помогают рационально использовать свободное время, бороться с негативными явлениями в поведении, повышают работоспособность, расширяют и увеличивают функциональные возможности организма, помогают бороться с неблагоприятными условиями трудовой деятельности или воздействием характера труда.

Однако все это дает отдаленный кумулятивный эффект. Для человека, занимающегося по собственной инициативе, исходя из субъективных вкусов, интересов, мотивов, главное заключается в получении удовольствия от двигательной активности, удовлетворении личных потребностей в данном виде деятельности. А воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач в физическом образовании и физической культуре людей любого возраста.

  1. Особенности и признаки физической рекреации. Рекреалогия, как новое научное направления в оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей.

 

Понятие "рекреация", введенное римлянами, имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать и др. И исторически данный термин так или иначе связывался со здоровьем человека, но, что важно отметить, понимание здоровья не ограничивалось лишь состоянием организма человека. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание.

В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как социальная, биологическая, психологическая, климатогеографическая и др.

Выделяются многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:

 

      • основывается на двигательной активности;

 

      • в качестве главных средств использует физические упражнения;

 

      • осуществляется в свободное или специально выделенное время;

 

      • включает культурно-ценностные аспекты;

 

      • содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;

 

      • осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;

 

      • оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;

 

      • включает образовательно-воспитательные компоненты;

 

      • носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;

 

      • характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;

 

      • осуществляется преимущественно в природных условиях;

 

      • имеет определенную научно-методическую базу.

 

Этот далеко не полный перечень признаков физической рекреации можно было бы продолжить. Здесь отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.

 

Однако, из всего многообразия признаков рекреации, главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Другие же ее признаки: культурно-аксиологические, познавательные, оздоровительные - рассматриваются как производные, сопутствующие.

Особенностью физической рекреации является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей, отсутствие принуждения, полная добровольность выбора средств, времени, места занятий, а также их форм и методов в зависимости от личных желаний, вкусов, настроений и конкретных условий.

. Здесь человек  сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер  и ответчик. Все это как раз  и является одним из критериев  и показателей его общей и  физической культуры.

 

Общая цель физической рекреации — укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.

 

Это стало основой возникновения нового научного направления - рекреалогия, специального междисциплинарного раздела науки об отдыхе, оздоровлении и воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Этот раздел включает процесс физического, социального, психического саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Важнейший методологический принцип рекреации - принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности

 

  1. Формы физической рекреации.

 

Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы:

 

  • рекреационная физическая культура,

 

  • рекреативная физическая культура,

 

  • рекреация спорта,

 

  • рекреация туризма,

 

  • оздоровительная физическая рекреация,

 

  • физкультурно-производственная рекреация и др.

 

В основу разных форм кладутся разные признаки, значение многих из которых просто обозначается, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия.

Такой аналитический путь попытки создания теории физической рекреации допустим, но он не может дать ответ на вопрос: все ли перечисленные признаки, виды и формы имеются в необходимом и достаточном количестве, что вносит определенную путаницу и затрудняет восприятие физической рекреации как системного явления.

  1. Частные задачи физической рекреации

 

Частные задачи физической рекреации весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

 

    • Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.
    • Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

 

    • Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины — быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им так же помогают физические упражнения.

 

    • Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

 

    • Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это отно­сится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве, этому способствует физической рекреации.

 

    • Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

 

    • Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни — «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи — выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них — гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.

За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер — дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды — одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.

Информация о работе Виды оздоровительной рекреационной двигательной активности