Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:36, курсовая работа
Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления внешней средой организации..5
1.1. Сущность внешней среды…………………………………………………..5
1.2. Характеристика внешней среды…………………………………………...10
Глава 2. Анализ и оценка внешней среды……………………………………..12
2.1. Факторы прямого и косвенного воздействия……………………………..12
2.2. Методы анализа внешней среды……………………………………...……21
Глава 3. Совершенствование методов взаимодействия предприятия с внешней средой………………………………………………………………….27
3.1. Разработка методов……………………….………………………………...27
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных методов ………30
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы……………………………………………………………....34
Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции[12].
Изменчивая рыночная среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. К этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли[12].
Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе[12].
2.2. Особенности внешней среды в современных организациях России.
В связи с переходом России к рыночным отношениям, внешняя среда организаций нашей страны резко изменилась. Поэтому она имеет свои особенности в отличии от других стран, где эти отношения развиваются на протяжении многих десятилетий и здесь научились противостоять воздействиям факторов внешней среды.
Особенности среды внешнего окружения заключаются в её сложности и подвижности, сюда также можно включить и неопределённость. Очень большое количество факторов приходится учитывать менеджерам. Здесь можно выделить несколько факторов, которые стоят выше других, таковыми являются: высокие налоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поисках источников финансирования и нахождения хороших работников. И это действительно очень важные факторы, так как именно они являются основными препятствиями и проблемами. Если их рассматривать подробно, то это станет явно[13].
Налоговое законодательство и вообще законодательство и вообще законодательство у нас в России настолько не идеально, что организации не могут как следует реагировать на его изменения. Законы в РФ изменяются чуть ли не каждую неделю.
Штат бюрократического аппарата в России настолько вырос и преобладание вертикальных связей в государственном аппарате настолько велико, что некоторые люди не могут открыть своё дело, а организации должны отчитываться не перед одним, а несколькими чиновниками. И в последнее время всё больше проявляется коррупция в органах государственной власти.
Трудности в поисках источников финансирования не менее важная проблема. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда в стране происходит и экономический и политический кризис. В данный момент, когда курс рубля падает, организациям не выгодно брать кредиты в банках, так как проценты, под которые выдаётся кредит очень высоки.
Но особо важной проблемой
является нахождение хороших работников,
особенно менеджеров. У нас в России единицы
менеджеров-профессионалов. Это объясняется
тем, что в связи с переходом от плановой
экономики к рыночным отношениям, не было
специально подготовленных людей, которые
бы могли управлять в условиях рыночной
экономики. Только сейчас, понимая эту
проблему, осуществляют подготовку профессионалов-управленцев[13]
Но не только отечественные
организации сталкиваются с этими факторами,
но и зарубежные предприниматели. И они,
предполагающие начать свою деятельность
в России, должны быть готовы столкнуться
с проблемами и препятствиями, которые
в сходной степени не существуют у них
в стране. Эти факторы могут включать надёжность
деловых партнёров и поставщиков, банковское
обслуживание, валютно-финансовые операции,
преступность против бизнеса, этические
проблемы. Они также должны быть готовы
к тому, что их российские патриоты могут
придавать меньшее значение проблемам,
которые часто являются важными с точки
зрения иностранных коллег, таким, как
управление персоналом, реклама, несправедливая
конкуренция, повышение квалификации
работников, а также их обучение.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав внешнюю среду организации, сделаем основные выводы по данной теме.
Успех организации зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.
Таким образом, главным выводом является то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
1. Акулов В.Б. Теория организации / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.
2. Айчук В.А. Интенсификация: принятие решений / В.А. Айчук. – СПб.: Питер, 2008.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Мастерство, 2009.
4. Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления / А. Бачурин // Экономист. – 2009.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2011.
6. Зотов В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов; Под ред. П.В. Шеметова. – М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2013.
8. Менеджмент: век XX – век XXI: сб. статей / Под ред.О.С. Виханского. – М.: Экономист, 2008.
9. Мильнер Б.Е. Теория организации / Б.Е. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2009.
10. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: монография / Г.В. Сорина. – М.: Гардарики, 2011.
11. Цынечко В.Н. Руководителю – о принятии решений / В.Н. Цынечко. – М.: Финансы и статистика, 2012.
12. http://economican.ru
13. http://ekonomic.narod.ru
2.3. Методы по усовершенствованию взаимодействия предприятия
с внешней средой.
Стратегия всей организации неразрывно связана с управленческими решениями. В стратегии определяется, как и когда нужно выполнить задачи организации, при этом выполнение задач, естественно, осуществляется через управленческие решения. Следовательно, стратегия является неотъемлемой частью управленческих решений.
Стратегическое управление как процесс представляет собой совокупность нескольких процедур, постоянно осуществляющихся в организации. Одна из функций стратегического управления связана с принятием стратегических решений, которые имеют в основе определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей.
Под стратегическими решениями понимаются решения высшего уровня управления, определяющие главные направления деятельности.
Стратегические решения - решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегические решения обычно касаются коренных проблем. Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач. Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).
Стратегические решения принимаются и реализуются в несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, выбор (принятие) решения, его реализация.
Организация этого процесса требует четкой технологии, предусматривающей постановку и изучение среды (это суть стратегического анализа), разработку, принятие и реализацию стратегии.
Важные организационные стратегические решения, то есть те, которые затрагивают всю организацию или значительную ее часть, имеют определенное количество конкретных характеристик, в частности, следующих:
·как правило, не принимаются единолично одним управляющим;
·включают много подразделений, множество точек зрения и ожиданий, которые лежат за пределами отдельного принимающего решения лица;
·включают большой объем информации, который не вписывается в области компетентности и профессиональной подготовки отдельных менеджеров;
·подразумевают значительную активность и создание коалиций.
Существует несколько основных характеристик стратегических решений, которые:
·отражают точку зрения руководства - на что должна быть похожа организация и чем она должна заниматься;
·призваны оказать содействие организации в обеспечении взаимодействия с постоянно изменяющейся внешней средой;
·содействуют обеспечению точных соответствий между деловой активностью и имеющимися ресурсами;
·включают представление о значительном изменении в системе работы организации;
·включают различные степени неопределенности; они подразумевают;
·требуют всестороннего подхода к управлению предприятием;
·подразумевают длительные перспективы и имеют долгосрочное значение;
·причастны к оценкам и ожиданиям ключевых участников компании внутри организации: стратегия организации является отражением отношений и мнений влиятельных внутренних участников компании;
·серьезно воздействуют на ресурсы и оперативную деятельность предприятия.
Разработка стратегического решения включает ряд этапов, рассмотрим их подробнее.
Разработка целей связана с объективными закономерностями функционирования предприятия. Цели могут быть определены в количественных и качественных показателях. Залогом эффективного целеполагания является применение научных методов принятия решений, зрелость суждений и дальновидность, а также умение применять аналитические и математические методы и модели. Эффективности целеполагания на предприятии способствует механизм стратегического управления, который позволяет не просто сформулировать главную цель организации, но также составить комплекс целей функционирования и развития всех ее сфер деятельности. В рамках стратегического управления осуществляются стратегическое планирование, организация выполнения стратегий и стратегический контроль.
Выработка альтернативных решений характеризуется тем, что при принятии стратегических решений следует искать как можно больше альтернативных вариантов. Зачастую некоторые менеджеры, принимающие решения, недооценивают значение альтернативы, однако в данном случае возможный эффективный результат ограничивается количеством вариантов. Если состав выявленных альтернативных решений недостаточно широк, то трудно принять правильное решение, так как возможно не все аспекты изучаемой проблемы охвачены анализом. Важно чтобы выявленные возможные решения были четко сформулированы - в таком случае можно будет утверждать, что решаемая проблема действительно имеет материальный аспект. Время и количество альтернативных решений, как правило, взаимосвязаны: чем больше времени имеет лицо, принимающее решение, тем большее количество альтернативных вариантов оно выявит, и наоборот.
Анализ факторов, рассматриваемых при принятии стратегических решений, под которыми в данном контексте понимают время, денежные средства и производственные возможности. Под производственными возможностями имеются в виду разнообразные вещи, например, наличие материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные возможности. Эти факторы необходимо анализировать с помощью специального инструментария, иначе недостаточная проработка может привести к негативным результатам управления. В составе анализируемых факторов могут быть технические, человеческие и другие факторы.
Разработка рационального порядка принятия стратегических решений, которая подразумевает, что при принятии стратегического решения необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативные варианты. До этого момента стратегическое решение можно принимать либо субъективно, либо путем угадывания; необходимо также обладать информацией об обстоятельствах, в которых происходит принятие решений. На предприятиях спектр принимаемых стратегических решений достаточно широк, поэтому для обеспечения большей эффективности принимаемых решений необходимо регламентировать алгоритмы их принятия. Так, внутренние регламенты позволяют скоординировать работу отдельных служб и подразделений в процессе принятия стратегического решения. Основными параметрами данного вида регламентов являются время, место, обязанности, права, участники, методики.
Разработка стратегических решений позволяет предприятию определить направление и способ ее движения к целям, реализация стратегических решений создает условия для того, чтобы предприятие могло достичь своих целей. Может показаться, что если стратегическое решение было разработано правильно, и были созданы необходимые условия для его исполнения, то дальше на стадии его реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Однако, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или полностью предсказуемы, но на самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Таким образом, перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется предприятие к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.
Информация о работе Выявление значимых факторов внешней среды и определение интенсивности их влияния