Зарождение и развитие международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. Единообразной периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку его история уникальна для каждой страны или культурного сообщества.

Файлы: 1 файл

Зарождение и развитие международного туризма.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)
  1. История зарождения международного туризма

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается  врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных  ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. Единообразной  периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку  его история уникальна для  каждой страны или культурного сообщества. (1, c. 8)

Наиболее  точно соответствующей тенденциям широкого развития сферы туризма  можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды:

• раннеисторический — до середины XIX в.;

• начальный — с середины XIX в. по 1914г.;

• период развития — с 1914 по 1945г.;

• период массового туризма — с 1945г. и  по настоящее время. (2, c.161)

Зачатки туристской деятельности появились  еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего  служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых. В специальной  литературе приводятся египетские Тексты, датируемые 2000—1000 гг. до н.э., которые  свидетельствуют, что путешествия  ради удовольствия и отдыха были обыденным  явлением в жизни древних египтян». Настоящий расцвет туризма произошел во времена Римской империи. Судя по историческим источникам, римляне создали дорожную сеть невиданных прежде масштабов, длина главных дорог превышала 90 тыс. км, второстепенных —200 тыс. Конечно, дороги служили прежде всего военным, административным и торговым целям, но использовались и для путешествий. Путешествия китайского посла Чжан Цана (И в. до н.э.) имели важное практическое последствие — по его маршрутам прошел Великий шелковый путь.

(См. Рисунок1)

Наиболее  рискованными и технически оснащенными  были морские путешествия древних  финикийцев вдоль берегов Европы и Африки. Исторические источники  также сообщают о том, что уже  в VI в. до н.э. древние греки и римляне  совершали поездки в Египет. Их привлекали необычная природа, великолепные архитектурные сооружения. Древнегреческий историк Геродот побывал не только в Египте, но и во многих других странах Востока — от Ливии до Вавилона и Ассирии, а также в Малой Азии и даже Северном Причерноморье. В Древней Греции зародились также спортивные поездки, поскольку на Олимпийские игры прибывали участники и зрители из разных стран. (1, c. 9)

 

  1. История развития международного туриндустрии

Первоначальному развитию международного туризма способствовало появление принципиально новых средств передвижения: парохода (1807 г.), паровоза (1814 г.), положивших начало освоению водных путей Европы, и строительству железных дорог и повлекших за собой активизацию экономических связей, а также развитие социальной базы. Одновременно началось создание инфраструктуры: строительство гостиниц, мест общественного питания, различного рода рекреационных объектов. Этим самым были заложены основы новой отрасли и созданы предпосылки для появления «туристской услуги» как особого товара, первая концепция которого была предложена Т. Куком, организовавшим в Англии в 1841 г. первый групповой тур: 20-мильную поездка за символическую плату по железной дороге с легким завтраком и музыкальным сопровождением. Спустя четыре года общество, возглавляемое Куком, организует массовую экскурсию в Ливерпуль, а еще через два года - экскурсионные поездки за пределы страны, которые затем были переведены на регулярную основу, в связи, с чем была введена практика заключения договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов. Опыт Кука стимулировал, с одной стороны, создание специализированных организаций в области туризма: «Общество благоустройства», «Общество приема иностранцев» и т.д., а с другой — способствовал возникновению общественных объединений туристов, таких, как «Английский альпийский клуб», «Австрийский альпийский клуб» и т.д. Во второй половине ХIХ в. различного рода бюро путешествий создаются уже в массовом порядке, а их тесное взаимодействие с транспортными компаниями и гостиницами становится нормой ведения дел.

Второй выраженный этап развития туризма - это период между двумя мировыми войнами: 1914—1945 гг. К концу этого периода туризм развился до такой степени, что стал социальным явлением. Этому способствовало два фактора. Первый - экономический  спад, обусловленный Первой мировой  войной, а также Великая депрессия 30-х гг. поставившие перед владельцами гостиниц необходимую для выживания задачу стратегического характера - расширение спроса. Ее решение, направленное на расширение социальной базы, привело к прочному альянсу гостиничного бизнеса с туристскими фирмами, главным маркетинговым ходом которых стало вовлечение в туризм «маленького человека». Так, например, швейцарская туристская фирма «Отельплан», благодаря новой стратегии, уже в первом году ее проведения реализовала 50 тыс. туристических путевок8 . Второй фактор - это целенаправленная социальная политика государств, рассматривающих туризм как средство консолидации общества, укрепления здоровья населения, а также решения отдельного рода идеологических задач. Например, в довоенной Германии в результате целенаправленной государственной политики туризм всего за 4 года стал массовым явлением: с 1934 по 1938 гг. число туристских поездок возросло в 4,5 раза и достигло 10,3. млн.

Третий, послевоенный период развития туризма - это по существу экспансия отрасли, обусловленная  происходящими в мире изменениями  глобального характера. В 1950-1970 гг. производитель  пока еще доминировал на рынке, и  труд рассматривался как непреходящая ценность и основной способ человеческого  бытия, а отдых — как средство восстановления сил. Переломным моментом явился первый нефтяной кризис начала 70-х гг., после которого рынки утратили былую стабильность, а потребитель, уже пресытившийся «стандартным набором» товаров и услуг стал руководствоваться более утонченными  мотивами и критериями потребления. Позже в 80-е гг. появился новый  мощный фактор влияния - глобализация, благодаря ей, туризм стал трансконтинентальным и превратился в один из существенных факторов развития мировой экономики. (3)

На данный момент Европа остаётся лидером по конкурентоспособности мирового туризма. (См. Рисунок 2) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы развития международного туризма.

В качестве факторов, обусловивших развитие туризма  после Второй мировой войны, можно  назвать следующие:

    1) рост общественного богатства  и доходов населения;

    2) сокращение рабочего времени  и рост свободного времени;

    3) успехи в развитии автомобильного  транспорта и авиастроения, средств  коммуникации и информационных  технологий;

    4) урбанизация;

    5) трансформация общественного сознания. (4, с. 15)

Рост  общественного богатства в послевоенные годы оказал существенное влияние на структуру потребительских расходов. Во многих странах Западной Европы рост валового и ежегодного дохода на душу населения сопровождался  снижением доли расходов на питание  и предметы роскоши. Вместе с тем  росла доля туризма в структуре  потребительских расходов граждан  этих стран.

Развитие  транспорта и средств коммуникаций явились важнейшими стимулами развития туризма и вызвали рост мобильности  общества. Предпосылками для этого  явились успехи транспортного строительства, развитие воздушного сообщения и  удешевления авиабилетов, автомобильный  бум и доступность цен на автомобили для среднего потребителя.

Урбанизация как фактор развития туризма состоит  в том, что не находя удовлетворения в работе, современный человек  имеет все меньше возможностей для  полноценного отдыха. Большая часть  населения в развитых странах  проживает в городах. Многие исследователи и социологи отмечают, что городской стиль жизни отличают стрессовые ситуации, ускоренный ритм жизни, отсутствие контактов с людьми. Поэтому именно туризм является для многих людей возможностью отвлечься от напряженной жизни в городе и временно вернуться к природе в поисках душевного равновесия и контактов с людьми.

В условиях растущего единства и взаимозависимости  мира, расширения международных контактов  в сфере экономики усиливается  инвестиционный аспект туризма. Деловой  туризм является неотъемлемой частью современного производственного процесса. Наряду с рекреационным и деловым  эффектом растет значение коммуникативного аспекта туризма и установление гуманитарных контактов, посещение  друзей и знакомых.

Таким образом, массовый спрос на туристские услуги породил массовое производство. Туристский продукт стал стандартизированным, а производство услуг и товаров  поставлено на конвейер. Возникли разнообразные  предписания и общественные институты, производящие компоненты и виды турпродукта  и составляющие в совокупности индустрию туризма. (5, с. 14)

В последние  десятилетия большую популярность приобрели зимние виды спорта в гористых местностях, построено много горнолыжных  центров. Всемирной славы приобрели  альпийские курорты в Швейцарии, Франции, Австрии, Германии, Италии, Чехии. Однако недавно через глобальное потепление перед европейскими горнолыжными курортами встала серьезная проблема: там, где горы невысокие, снег в достаточном  для занятий зимними видами спорта количестве выпадает только под конец  горнолыжного сезона, поэтому многие отели в этом регионе несут  большие убытки.

Факторами, которые  характеризуют пригодность географического  положения страны или района (региона) для развития туризма, являются: 

  • положение страны или района (региона) в отношении основных поставщиков туристов; 
  • нахождение страны, района (региона) на важных транзитных путях;
  • удаленность или близость к "горячих точек" планеты; 
  • положение в отношении стран, районов (регионов) - конкурентов по приему туристов.

Еще один важный физико-географический фактор, который влияет на развитие туризма в регионе, -погодно-климатические условия. Если район славится неустойчивым климатом, частыми изменениями погоды, стихийными бедствиями, о полноценном его использования как туристического центра не стоит и говорить. Однако курортные районы Великобритании, такие страны Балтии, как Эстония (Пярну), Латвия (Юрмала), балтийские курорты Германии, несмотря на очень неустойчивую погоду, имеют неизменный многолетний успех.

Водные ресурсы планеты - моря, океаны, реки, озера - являются популярными  объектами туризма. Спрос на круизные путешествия остается стабильным десятки  лет. Все большее распространение  приобретает талассотерапия (гр. thalassa - море + терапия) - оздоровление и лечение с помощью морской воды. Если на побережье моря, реки, озера или океана удобные пляжи, а вода вблизи берега хорошо прогревается, это способствует созданию курортов. Очень важный физико-географический фактор - целебные источники. Исторически сложилось так, что в местах, где есть такие источники, расположены наиболее известные и фешенебельные курорты, например, Баден-Баден и Висбаден в Германии, Карловы Вары и Марианске-Лазне в Чехии, Виши во Франции. Мода на отдых и лечение на водах сформировалась еще в XIX в.

Немаловажными также являются экономико-географические факторы: экономико-географическое положение страны (региона, района); общеэкономический уровень страны (региона, района); степень развития внутреннего туризма; степень урбанизации; наличие транспортной и социальной инфраструктуры; уровень индустрии туризма и опыт его организации. (6)

  1. Проблемы международного туризма и пути их решения

Несмотря  на свое активное развитие, международный  туризм, как и любая другая отрасль, испытывает ряд проблем, связанных, прежде всего, с безопасностью, терроризмом, политической нестабильностью, мировой  кризисной ситуацией, изменением паритета валюты, масштабов инвестиций в туристическую  инфраструктуру, стихийными бедствиями и изменением климатических условий, техногенными авариями, уровнем преступности и пр.

Туризм является одним из наиболее уязвимых секторов экономики. Как и любой вид  деятельности, он постоянно меняется, подвержен риску. Постепенная нормализация обстановки на Ближнем Востоке, например, способствовала повышению внимания туристических компаний к региону, однако до сих пор его потенциал  используется не полностью. (7, с. 26)

Проблема  безопасности на данный момент является одной из существенных для международного туризма. В июне 1995 года в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО прошла первая международная конференция, посвященная проблеме безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В этой конференции приняли участие представители национальных туристических администраций многих стран мира, исследовательских и учебных заведений сферы туризма, Интерпола, службы безопасности туризма, министерств внутренних дел и др. Участники конференции отметили, что проблема безопасности туризма и уменьшения риска при путешествиях касается чрезвычайно широкого спектра вопросов. К вопросу безопасности должны быть отнесены проблемы несчастных случаев, заболеваний, инфекционных болезней и эпидемий, терроризма, военных осложнений и конфликтов, пиратства, криминальной обстановки и преступности, распространения наркотиков, радиоактивных и иных заражений местности, проституции, вандализма и всех форм насилия, комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к туристам, местным жителям, туристическим фирмам и индустрии туризма в целом. В наше время особенно актуальной является проблема международного терроризма. Теракты наносят прямой ущерб развитию международного туризма, осложняют процесс оформления и совершения туристических поездок за границу. Здесь нужно отметить значительную роль Всемирной туристической организации (ВТО), которая активно занимается решением данной проблемы. ВТО проводит ряд мероприятий, направленных на борьбу с проблемой терроризма: дает рекомендации практически по каждому аспекту туризма, при ней создан в 1994 году Комитет по качеству туристического обслуживания, непосредственно ответственный за разработку мер безопасности туристов, уменьшении риска при путешествиях и защите туристов. Также, нужно отметить, что существенную роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении риска при путешествиях играют государственные органы и национальные туристические администрации, которые, в свою очередь, должны обеспечить соответствующий уровень взаимодействия и координации работы со всеми участниками туристического процесса. (8, с. 57)

Влияние туризма  на окружающую среду имеет комплексный  характер и весьма разнообразно: загрязнение  воздуха транспортом, осуществление  туристических перевозок, исчерпание и загрязнение водных ресурсов, увеличение массы бытовых отходов. Развитие туризма вызвало экологические  трудности из-за дополнительного  строительства дорог, прокладки  туристических маршрутов. Наиболее сильное негативное воздействие  оно оказывает на центр международного туризма - Средиземноморья: отмечается существенное видоизменение природного ландшафта, под сильным антропогенным  воздействием оказались дикая фауна  и флора. Резко возросло число  лесных пожаров. Многие виды средиземноморской  растительности и животных находятся  под угрозой уничтожения. На побережье  между Сицилией и Гибралтаром  исчезло 3/4 песчаных дюн, представляющих высокую рекреационную и экологическую  ценность. В Тунисе чрезмерный поток  туристов привел к исчерпанию ресурсов грунтовых вод. Происходит разрушение коралловых рифов в Кении, Танзании, Малайзии, Таиланде, на Мадагаскаре, Маврикии, Сейшелах. Также туризм играет главную  роль в загрязнении воздушной  среды, т.к. на долю туризма приходится 60% всех авиаперелетов. В сложившейся  ситуации, многие признанные туристические  центры, например, Коста-Брава в Испании, ежегодно обслуживающие огромные массы посетителей, вынуждены переориентировать свою деятельность. Ни в коей мере не отрицая общую справедливость большинства претензий к негативному воздействию туризма на природные геосистемы, было бы несправедливо игнорировать другую сторону медали: туризм одновременно становится локомотивом экологизации жизни на обширных территориях, одной из отраслей экологии. Это достигается при условии расчета и соблюдения предельно допустимой рекреационной нагрузки, что, по опыту развитых стран, реально.

Информация о работе Зарождение и развитие международного туризма