Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:51, контрольная работа
На Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга. Особенности исторического процесса региона определялись рядом факторов. Одинаковые темпы и уровень развития производительных сил населения эпохи камня, связанные с повсеместным распространением охоты и рыболовства, с освоением металла и становлением производящей экономики, сменяются различными формами хозяйства и несовпадающими темпами его развития в трех больших природных зонах Урала: таежной, лесостепной и степной. Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов, волны которых доходили и до таежных массивов. Развиваясь по своим внутренним законам в общем потоке исторических событий Восточной Европы, Западной Сибири и Средней Азии, население Урала — предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.
Введение
1. Первоначальное заселение Урала человеком
2. История заселения территории современного Башкортостана
3. Башкирия в IX-XIII вв
4. Основательное заселение территории современной Башкирии
5. Заселение Башкирии русскими
Заключение
Список использованной литературы
Аркаим был обнаружен весной 1987 г.
Несмотря на то, что Аркаим имеет почтенный возраст — существовал он 3600-3700 лет тому назад — основные контуры поселения хорошо просматриваются на современной степной поверхности. С высоты птичьего полета видны оборонительные стены, развалины жилищ, центральная площадь и четыре входа, среди которых выделяется главный, обращенный на юго-запад. Хорошая сохранность была причиной того, что этот объект воспринимался как более позднее сооружение.
В результате раскопок обнаружилось, что Аркаим — это город-крепость, город-мастерская, где производилась бронза; это город-храм и обсерватория, где велись сложные астрономические наблюдения. Четкость городской планировки, наличие элементов значимых астрономических ориентиров позволяет проводить аналогию между Аркаимом и всемирно известной древней астрономической обсерваторией Стоунхендж в Великобритании и сооружениями Роджемхими на Ближнем Востоке. Аркаим постепенно начинают признавать одним из центров мировой культуры. Высказано предположение, что здесь находится родина Заратустры (Зороастра) — одного из легендарных деятелей человечества.
Предполагается, что около 4000 лет назад, когда был заложен Аркаим, экологические условия края были относительно благоприятными. А потом, по мнению ученых, уменьшилась продуктивность пастбищ, оскудели и засолились грунтовые и поверхностные воды, высохли и погибли леса, наступил экологический кризис. В это же время произошел взрыв вулкана Санторин. Необычные атмосферные явления, вызванные извержением вулкана, могли послужить устрашающими знамениями для древних людей и способствовать их уходу с Южного Урала.
Аркаимцы, как свидетельствуют раскопки, покинули свой город организованно. Город был подожжен с нескольких сторон. Были собраны и вынесены за пределы стен все нужные вещи, в жилищах и на площади чисто, отсутствуют признаки паники.
Раскопки Аркаима содержат ценные материалы о религиозных представлениях и культовой практике древних племен Южного Урала. Аркаимцы хоронили покойников в скорченном положении на левом или правом боку. Ориентация погребенных разнообразна. Вместе с умершим закапывали вещи, в основном бытового, но иногда и ритуального обихода, что указывает на существование у древних представлений об "ином", но подобном земному мире, ожидающем нас после смерти. В состав погребального инвентаря обязательно входят изделия из бронзы (ножи, топоры-тесла, предметы вооружения, костяные и каменные наконечники стрел, гарпуны, украшения). К сожалению, большинство могильных ям аркаимского некрополя еще в древности ограблено.
Судя по раскопкам, аркаимцы в каждую могильную яму помещали сосуды с пищей. Уже после захоронения во время поминальных обрядов глиняные сосуды с едой ставили у края могилы, вырывая для них небольшие ямки. Кроме этого, в любом детском и подростковом захоронении есть останки одного-двух баранов или телят. В погребениях взрослых чаще всего встречаются скелеты лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.
Значительное количество мясных, растительных и молочных продуктов аркаимцы тратили во время строительных культовых обрядов. Остатки их археологи называют "строительными жертвами". Кстати, строительный обряд "Нигез буткаhы" ("Каша фундамента") сохранился и у башкир.
Интересны обряды, связанные с божеством Воды и Огня. В ряде домов на дне колодцев Аркаима обнаружены побывавшие в огне копыта, лопатки и нижние челюсти лошадей и коров. Челюсти расположены по кругу вдоль стенок колодца и закреплены вбитыми в грунт березовыми колышками. Рядом с колодцами находились металлургические печи. При этом поддувало печей было связано с колодцем с помощью специального воздуходувного канала, устроенного в грунте:
Эксперимент показал, что печь, совмещенная с колодцем, способна давать температуру, необходимую не только для расплава бронзы, но и для выплавки меди из руды.
Интересно отметить, что в башкирском эпосе "Урал-батыр" царь Катил каждый год приносил в жертву воде девушек, огню — юношей. Причем девушек бросали в озеро и, как аркаимцы, в колодец.
Эти и другие факты свидетельствуют о том, что в формировании протобашкир участвовали потомки и аркаимских племен.
Железный век
Наиболее ценными памятниками железного века являются "царские курганы", один из которых найден башкирскими археологами близ деревни Филипповка Оренбургской области, на территории исторического Башкортостана.
Курган очень богат. В нем обнаружено около 700 предметов, не считая мелких бляшек, пронизок, бусинок. Большинство вещей изготовлено из золота, почти все выполнено в зверином стиле. По мнению археологов, курган являлся усыпальницей знатной семьи. Глава семьи был вождем племени или союза племен.
Челябинские археологи считают, что племена, оставившие Филипповский курган, являются сарматами. Некоторые башкирские исследователи допускают тюркское происхождение данных племен, так как часть сарматов была тюркоязычной. В любом случае, по мнению археологов, сарматские курганы имеют непосредственное отношение к древним предкам башкир.
Существует точка зрения, согласно которой племена степного Южного Урала раннежелезного века, к которым восходят древнейшие этапы этногенеза башкирского народа, говорили на древнетюркском языке. В одном из сакских курганов Казахстана (4 в. до н. э.) обнаружен серебряный кувшин с тюркской рунической надписью, что бесспорно свидетельствует о том, что сако-массагетские племена говорили на одном из тюркских языков. Новейшими исследованиями установлено, что к раннежелезному веку восходит героический эпос башкирского народа "Урал-Батыр", где имя одного из персонажей Яик-Батыр совпадает с именем народа даи-даих (V в. до н.э.). Этим именем впоследствии народ назвал главную реку Южного Урала — Яик (современный Урал). Все это говорит о том, что кочевое население Южного Урала XVIII — I вв. до н. э. принимало активное участие в этногенезе башкир. В начале нашей эры на территории Башкортостана появляются кочевые гуннские племена. В V-VIII вв. на Южном Урале сложились и развивались бахмутинские, турбаслинские и кушнаренковские племена.
Таким образом, территория Башкортостана с древнейших времен входила в зону активного контакта оседлых охотничье-земледельческих и кочевых скотоводческих племен, многие из которых имели корни в местных культурах. В этническом плане население Башкортостана в I тысячелетии (до VIII в.) было не однородным. Здесь обитали ираноязычные, тюркоязычные и угро-финнско-самодийского происхождения племена, которые приняли участие в формировании башкирского этноса.
3. Башкирия в IX-XIII вв.
Первые сведения о башкирах и их образе жизни, верованиях мы находим в письменных источниках IX-X вв. Посол багдадского халифа к царю волжских булгар Ибн-Фадлан, совершивший в начале X в. (922 г.) путешествие к волжским булгарам, сообщает о территории, занятой башкирами, приводит ряд интересных данных об их верованиях. Он описывает башкир как народ воинственный, ведущий кочевой образ жизни.
Арабский писатель Абу Сайд аль-Балхи пишет о том, что одно из двух башкирских племен жило "близ булгар" по соседству с "гузами-куманами". В XI в. известный ученый средневекового Востока Махмуд Кашгари включил башкир в число "двадцати главных и первоначальных тюркских народов".
Известно, что в X-XIII вв. западная часть башкир входила в состав Булгарского ханства.
Сохранились историко-этнографические сведения о существовании у башкир в IX-XII вв. и своих государственных образований, в том числе Союза башкирских племен под предводительством Масимхана. Среди упоминаемых в письменных источниках имен башкирских ханов IX — начала XIII вв. самое раннее (около IX в.) — хан Башкорт. Башкирские шэжэре сообщают, что в 20-х гг. XIII в. в Стране башкир правили могущественные ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шэжэре Муйтен-бия перечислены более 10 его предков — знатных ханов. Их правление приходится примерно на IX-XII вв.
Государственное образование могло быть и у южных башкир. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора.
Только при этом условии башкиры могли развиваться как самостоятельный народ в соседстве с грозными хазарами, булгарами, гузами и кимаками.
С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с исламом начинают распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.
Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями — ханствами.
Во времена Золотой Орды на территорию Башкортостана хлынули группы кочевых племен. Башкиры были обложены ясаком, состоящим из дорогих мехов, меда и прочих; были обязаны нести воинскую службу. Тогда же башкиры получили такие атрибуты рода и племени, как тамга, оран (боевой клич), дерево и птицу.
Башкиры не раз поднимались на борьбу против монголо-татарских захватчиков. Об этом свидетельствуют такие легенды, как "Акман-Токман", "Биксура", "Последний из Сартаева рода".
Территория Башкортостана неоднократно становилась ареной столкновения армий противоборствующих сторон в Золотой Орде. Одно из самых крупных сражений произошло в 1391 г. в башкирских степях на р. Кундурча. В этом сражении принимал участие великий Тимур, который наголову разбил войска золотоордынского военачальника Тохтамыша, что было началом конца Золотой Орды.
Золотая Орда как государство сложилась с четкими социальными принципами. В нем существовали развитые феодальные отношения. Пребывание башкир в составе этого государства способствовало формированию у них типично феодального сословно-иерархического общества во главе с ордынским ханом. Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения, следили за пополнением нукеров ханскому войску и т.п. Аналогичные функции над башкирами в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи — представители правящего дома.
Правосудие осуществляли монгольские, позднее мусульманские судьи. В то же время у башкир были сильны и институты обычного права.
В башкирском обществе в роли крупных феодалов выступали родо-племенные вожди. На государственной службе они выступали в роли темников, тысячников и сотников.
Вся территория их расселения была разделена между улусными владениями и практически превратилась в кочевья ордынских царевичей и их ближайшего окружения. В результате башкирские племена лишились лучших своих земельных владений и были расселены на худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей, монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов, грабежом скота и других ценностей. Это привело к заметному разрушению производительных сил и общему обнищанию народа.
Все это разрушало сложившуюся экономическую жизнь башкир. Но они сохранили свою этнокультурную самобытность и этническое самосознание. Процесс культурного и этнического развития башкир в золотоордынский период не был прерван.
Раздираемая внутренними противоречиями, в конце ХШ — начале XIV вв. Золотая Орда распалась на две части. Восточная, включавшая всю полосу степей от Урала до Западной Сибири, получила название Белой Орды (Ак-Орда) и утвердилась за потомками Ногая. Западная, вобравшая территорию Поволжья и территорию к западу от Крыма, досталась потомкам Тохтая.
Попытка Тохтамыша возродить в конце XIV в. единство и былую мощь Золотой Орды, окончилась неудачей.
Внутренние социально-экономические процессы привели в первой половине XV в. к образованию на развалинах Золотоордынского государства ряда феодальных ханств. Территория Башкортостана оказалась на стыке трех политических образований. На Волге возникло Казанское ханство, где основалась династия одного из последних ордынских ханов Улуг-Мухамеда. Политическое и хозяйственно-культурное влияние Казанского ханства на башкир, безусловно, было значительным. Однако башкирская территория, которая находилась под постоянным или длительным протекторатом казанских ханов, была невелика. Она ограничивалась средним и нижним течением Ика, долиной Мензели, низовьями Агидели и прилегающими районами левобережья Камы.
Политическое влияние Сибирского ханства на башкир до середины XVI в. было также незначительным. Лишь с середины XVI в. в связи с активизацией русской политики на востоке, походами Ермака и наступлением Русского государства на Сибирское ханство часть зауральских башкир была вовлечена в борьбу на стороне Кучумовичей. Однако их политическое господство здесь было нестабильным и непродолжительным.
Ногайское ханство было главным политическим фактором для Башкортостана XV — первой половины XVI вв. Его господство распространилось на большую часть Башкортостана: к западу от Уральского хребта оно достигало нижнего течения р. Агидель, в Зауралье — верховьев Ика и Ая. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две самостоятельные Орды: Большую и Малую. Башкортостан остался под властью Большой Ногайской Орды.
Вопрос демографии башкирского народа с древнейших времен упирается в практическое отсутствие письменных источников по этой теме. Документы, которые могли бы пролить свет на эту проблему, погибли во время многочисленных катаклизмов — пожаров, войн и революций. Поэтому исключительно сложным является вопрос о численности коренного населения накануне присоединения Башкирии к Русскому государству.
Заметим, население края в это время было мононациональным — состояло из одних башкир. Царю докладывали о башкирах как многочисленном и воинственном народе. Тем не менее истинная численность коренного населения Башкирии в середине XVI века до сих пор остается неизвестной.