Использование ГИС в муниципальном и региональном управлении
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:33, курсовая работа
Описание работы
Геоинформационная система (ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Впервые понятие географическая информационная система появилось еще в 1963 г. Ввел это понятие Р.Ф. Томлинзон (Tomlinson, R.F.) при внедрении электронной пространственной информационной системы в Канаде
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Основы ГИС…………………………..…..…………………………4 История ГИС…………………………………………….………….5 Преимущества ГИС…………………………………………….…..7 1.3 Классификация ГИС ……………………………..…………….….9 1.4 Структура ГИС ………….……………………………………..…10 Глава 2. Использование ГИС в муниципальном и региональном управлении…………………………………………………………………….…..12 Глава 3. Программное обеспечение ArcGIS……………….………..…......16 Глава 4.Выполнение пространственного анализа ………………………...21 Заключение……………………………………………………………...……45 Использованная литература ………..…………………
ArcGIS Geostatistical Analyst — для
комплексного статистического анализа
данных в растровом формате.
ArcGIS Schematics — для представления
ГИС-данных в виде диаграмм, что
позволяет оценить уровень сложности
данных, их связность и пр.
ArcPress for ArcGIS (входит в поставку
ArcGIS) — набор инструментов для
растеризации карт перед распечаткой.
ArcGIS Publisher — для подготовки
карт к распространению в формате
ArcGIS Reader.
ArcGIS Survey Analyst — для анализа
геодезических данных
ArcGIS Tracking Analyst — для визуализации
и анализа данных, собираемых
в реальном времени.
ArcGIS Data Interoperability — для
конвертации данных из различных
ГИС-форматов.
ArcGIS Network Analyst – мощное
расширение для ArcGIS, предоставляющее
средства пространственного анализа,
включающего составление транспортных
маршрутов на основании данных
о реальных дорожных сетях. ArcGIS
Network Analyst позволяет динамически
моделировать маршруты перевозок
в реальных условиях дорожной
сети, учитывая объезд препятствий,
ограничения скорости, особенности
движения, время суток, в которое
осуществляется передвижение и
т.д.
Maplex for ArcGIS (входит в поставку
ArcGIS уровня ArcInfo) — для автоматизации
высококачественного оформления
карт.
ArcScan for ArcGIS (входит в поставку
ArcGIS уровня ArcEditor и ArcInfo) — для автоматической
векторизации сканированных материалов
(преобразования карт в ГИС-формат).
Production Line Tool Set (PLTS) for ArcGIS —
набор инструментов для массового
производства картматериалов из
ГИС-данных в соответствии с
какими-либо промышленными стандартами.
XTools Pro — набор инструментов
для пространственного анализа,
конвертирования объектов и работы
с атрибутивными таблицами в ArcGIS
Desktop.
CarryMap — модуль-расширение
к ArGIS для создания переносных, мобильных
электронных карт и ГИС проектов
в виде исполняемого файла, состоящего
из программной оболочки и
собственно электронной карты.
SXF Tools — для работы
с SXF-данными в ArcGIS.
TAB Reader — для прямого
чтения данных в форматах MapInfo
TAB и MIF/MID в системе ArcGIS с сохранением
существующего рендеринга, свойств
условных обозначений и информации
о координатной системе, заданных
в формате ТАВ.
Personal IMS — самостоятельное
приложение для публикации в
Интернете/интранете карт, подготовленных
с помощью ArcGIS.
Smart Search — предоставляет
расширенные возможности поиска
в ArcMap.
ArcGIS Editor for OpenStreetMap — модуль,
позволяющий использовать редакторские
возможности ArcGIS для редактирования
OpenStreetMap.
В ArcGIS используется базирующаяся
на PODS модель данных для работы с трубопроводами
— APDM (ArcGIS Pipeline Data Model)
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО
АНАЛИЗА
Пространственный анализ –
это процесс изучения местоположений,
атрибутов и взаимоотношений объекта
в пространственных данных при помощи
наложения и других аналитических технологий
для формулировки вопроса или получения
полезной информации.
Пространственный анализ извлекает
или создает новую информацию из пространственных
данных.
Общие типы пространственных
данных:
Анализ близости. Отвечает на вопросы:
«Какие объекты расположены рядом с другими
объектами, и какие между ними расстояние?».
Объекты могут быть в одном слое так и
в разных слоях;
Анализ наложения. Отвечает на вопросы:
«Что расположено над чем?». ГИСинструменты
наложения комбинируют объекты и атрибуты
из нескольких слоев для получения новой
информации;
Статистический анализ. Помогает идентифицировать
определенные закономерности или пространственные
взаимоотношения в данных и извлечь дополнительную
информацию, которая может быть не очевидной
при простом просмотре карты;
Временной анализ. Позволяет регистрировать,
визуализировать и анализировать пространственные
данные, которые перемещаются или меняют
статус с течением времени. Для выполнения
временного анализа данные должны быть
организованы с возможностью хранения
меток времени.
Рабочий процесс пространственного
анализа:
Формулировка вопроса;
Отбор и подготовка данных;
Выбор методов и инструментов;
Выполнение анализа;
Оценка и отбор результатов;
Общий доступ к результатам.
ШАГ 1. Изучение данных
В этом шаге я ознакомилась
с данными по торнадо, используемым в этом
сценарии.
а. Запускаем АгсМар и открываем
Tornado.mxd из папки ..\VectorOverlay.
На карте показан путь разрушений
через центр штата Огайо семейства торнадо
Мур из Оклахомы. Для путей торнадо заданы
точный размер, длина и направление движения,
которые были у них в Оклахоме, таким образом,
моделируется реальное событие для Огайо.
Затем раскрываем слой Tornado
Scenarios. Видно пять уникальных слоев
торнадо, называющихся Scenario1-5 соответственно.
Каждый сценарий отступает от предыдущего
на 5000 футов. Выполняю экономический анализ
каждого сценария.
в. Открываем атрибутивную таблицу
Scenario3
Два самых важных атрибута которые
мы используем при анализе:
• FSCALE: Представляет разрушения
по шкале Фудзиты (F-шкалу), записанные
в Оклахоме.
• PERCENTLOSS: Представляет потенциальные
материальные убытки на основе значений
по шкале Фудзиты для торнадо.
Просмотрим таблицу шкалы Фудзиты
для классификации торнадо
Шкала Фудзиты
Значения
шкалы
Типичные разрушения
Оценочное
значение
материальных
потерь
1
Небольшие разрушения Срывается
покрытие с крыш;
Передвижные дома сдвигаются
с основания или опрокидываются;
Автомобили сдвигаются с дороги
(сдуваются ветром).
10%
2
Значительные разрушения
С деревянных каркасных домов
срываются крыши; Передвижные дома разрушаются;
Переворачиваются товарные
вагоны;
Большие деревья ломаются или
вырываются с корнем; По воздуху переносятся
легкие объекты;
Автомобили поднимаются в воздух.
80%
3
Серьезные разрушения
У капитальных домов срываются
крыши и некоторые стены; Переворачиваются
поезда;
Большая часть деревьев в лесу
вырывается с корнем; Тяжелые автомобили
поднимаются в воздух.
90%
4
Опустошительные разрушения
Капитальные дома разрушаются;
Здания с непрочным фундаментом
перелетают на некоторые расстояние;
Автомобили и тяжелые объекты
переносятся по воздуху.
100%
5
Экстраординарные разрушения
Крепкие капитальные дома сдвигаются
с фундамента и разрушаются;
Тяжелые объекты размером с
автомобиль переносятся по воздуху на
расстояние более 100 м;
Деревья выдираются;
Может произойти все, что угодно.
100%
д. Ознакомившись с разрушениями,
представляемыми этими значениями, закрываем
таблицу атрибутов.
ШАГ 2. Определение важных
объектов на пути торнадо
В этом шаге выполняем наложение
пути торнадо с городскими объектами для
одного из сценариев торнадо. Это позволит
определить распределение важных ресурсов
на пути торнадо.
а. В меню Геообработка (Geoprocessing)
открываем инструмент Пересечение (Intersect)
и запускаем его со следующими параметрами:
Входные объекты (Input Features): Facilities, Scenario3
Выходной класс пространственных объектов (Output Feature class): ..\TornadoStudy.gdb\DamagedFacilities
После выполнения инструмента
на карту добавлен новый класс объектов,
представляющий городские учреждения
на пути торнадо.
При наложении точек и полигонов
результирующий выходной класс объектов
всегда будет точками. Эти точки представляют
местоположения исходных входных объектов,
но теперь они имеют атрибуты и точек,
и полигонов в одной таблице.
б. Открываем таблицу атрибутов
DamagedFacilities.
Видно, что все атрибуты из входных
слоев торнадо и городских объектов перенесены
в выходной класс объектов. Это является
преимуществом выполнения наложения вместо
пространственного соединения.
ШАГ 3. Оценка дорожных
повреждений
Самые мощные торнадо (т.е. F5)
могут разрушать асфальтовое покрытие
дорог. В этом шаге мы выполним наложение
улиц и торнадо, чтобы определить длину
дорог, которые необходимо будет асфальтировать
заново в случае торнадо.
а. В меню Выборка (Selection)
открываем инструмент Выбрать по атрибуту
(Select By Attributes).
б. Строим выражение для выбора
только части разрушений уровня F5 в слое
Scenario3.
FSCALE" =5
Теперь на карте выбрана центральная
полоса пути торнадо.
в. Из меню геообработки открываем
инструмент Пересечение
(Intersect).
г. Выполняем наложение слоя Scenario3 со слоем Streets, указав следующее:
Входные объекты (Input Features): Scenario3, Streets
Выходной класс пространственных объектов (Output Feature class): ..\TornadoStudy.gdb\DamagedStreets
Улицы в полосе разрушений F5
пути торнадо добавлены на карту как отдельный
класс пространственных объектов.
д. Меняем символы DamagedStreets на следующие:
Цвет (Color): Черный
Ширина (Width): 2
е. Выключаем слой Streets и приближаем
к экстенту слоя DamagedStreets.
Это пример наложения линий
на полигоны. При выполнении такого типа
наложения результатом всегда будут линейные
объекты, а таблица будет содержать атрибуты
входных линий и полигонов.
ж. Открываем таблицу атрибутов
для слоя DamagedStreets.
з. Строим статистический отчет
для поля Shape_length.
Теперь изучим другой способ
получения ответа на тот же вопрос анализа.
А что, если вы хотите вместо создания
класса объектов только тех улиц, которые
подвергнуться разрушению, получить класс
объектов всех улиц с добавленными к ним
атрибутами торнадо? При этом можно использовать
инструмент Идентичность для наложения
улиц и пути торнадо.
л. Запускаем инструмент Идентичность
(Identity) со следующими
параметрами:
Входные объекты (Input Features): Streets
Объекты идентичности (Identity Features): Scenario 3
Выходной класс пространственных
объектов (Output feature class): Streets_Identity
Новый класс пространственных
объектов добавлен на карту и в таблицу
содержания.
м. Меняем символы Streets_Identity, выполнив следующие
действия:
Уникальные значения (Unique Values).
Поле FSCALE.
Добавляем все значения (Add All Values).
При назначении символов таким
способом можно визуализировать результат
наложения. Вы более подробно рассмотрите
объединение атрибутов при выполнении
инструмента Идентичность
(Identity).