Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:48, контрольная работа
С точки зрения Гегеля, «во все времена существовала только одна философия», «последовательность философских систем не случайна, а представляет собою необходимую последовательность ступеней этой науки». Вся история философии, согласно этой теории историко-философского процесса, представляет собой внутренне необходимое, последовательно поступательное движение философского мышления, устремленного к познанию абсолютного.
Гегелевское понимание исторического процесса носит идеалистический, объективистский, диалектический характер, поскольку его философия не опирается на материализм, исторический процесс, диалектика человеческого мышления выводятся из саморазвития абсолютной идеи.
Таким образом, в основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, »только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Именно поэтому исторический процесс рассматривается Гегелем как закон движения: в нем изначально и конкретно объединяются в каждой точке индивидуальное и всеобщее, и в то же время единичное вытекает из движения и возвращается в движение.
Задание № 4.
Заполните таблицу сравнительных характеристик воззрений трех представителей немецкой классической философии по основным философским проблемам. (Впишите в каждую свободную клетку таблицы 1-3 предложения, обобщенно характеризующих позиции немецких мыслителей.)
|
И.Кант |
Г.В.Ф.Гегель |
Л.Фейербах |
Онтология (материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм) |
Субъективный идеализм. Пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию,- субъекту и связываются с деятельностью чувств. |
Объективный идеализм. Ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира, существует мировой дух, или объективная идея, которая обладает способностью к развитию. Этот мировой дух развивается, изменяется, а остальной мир меняется за духом. |
Материализм. Рассматривает природу не как механизм, а как организм. В центре философии - человек как психофизическое единство, единство души и тела. |
Гносеология |
выделяет у человека 3 познавательные способности: -чувственность -пространство Предложил считать, что не субъект, познавая, приспосабливается к объекту, а объект, приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта |
выступает против субъективизма Канта и доказывает, что Природа существует независимо от человека, а человеческое Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины» |
окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. |
Диалектика |
Учение о противоречиях разума, которые неизбежны, когда человек рассуждает о всеобщем, выходящем за рамки его конечного опыта. Выдвигает понятие антиномии, которое означает, что противоречащие друг другу утверждения – тезис и антитезис - могут быть с равным успехом или оба доказуемы, или же оба недоказуемы. |
Природу считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Источником развития являются противоречия, присущие явлениям |
Отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание
человека является особым |
Этика |
-Этика долга нравственное начало сводится лишь к субъективному сознанию долга. Долг есть долг — чистый
долг, исполнять его следует уважения к нему. -Свобода и этика Свобода — это сфера не внешнего, но внутреннего чувства, его можно назвать чувством человеческого достоинства и человеческой автономии. |
ХХХХХХХХ |
ХХХХХХХХ |
Философия политики и права |
«Право человека должно считаться священным.» Подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией служит гласность. В трактате «К вечному миру» предлагал создать всемирную федерацию государств, отвергающих войны, мир – высшее политическое благо. |
Политические и юридические институты принадлежат сфере объективного духа, т.е. человеческое бытие находит в них свое объективное выражение. Человеческий разум свободен, независим, т.е. свобода и воля не противостоят друг другу. Право есть реализованная свобода. |
ХХХХХХХХ |
Отношение к религии |
был глубоко верующим человеком. Бог, свобода и бессмертие — это фундаментальные проблемы нашего разума, а их познание есть потребность каждого. Религию определяет как познание всех наших обязанностей как Божественных заповедей |
В основе религии, полагал философ, лежит существенное отношение конечного и бесконечного. религия— результат Божественного воздействия на человека и деятельность Бога в человеке. считал, что обществу нужна религия, но лишенная теологической догматики и фанатизма. |
Нет никакого Бога и надприродного духа, заявляет он. “А есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. Фейербах непосредственно |