Анализ деятельности экономических организаций, входящих в систему ООН и их роли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 17:44, реферат

Описание работы

Цель работы: проанализировать и оценить роль экономических организаций системы ООН в регулировании международного экономического сотрудничества.
Задачами работы являются:
- Изучить теоретические основы деятельности ООН.
- Рассмотреть основные предложения США в вопросах реформирования ООН.

Файлы: 1 файл

Реферат МИровая Экономика.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение.

 

В системе современных международных отношений ООН, вне всяких сомнений, занимает центральное место и играет важнейшую роль практически во всех сферах глобальной повестки дня. Всемирная организация является единственным универсальным механизмом по поддержанию международного мира и глобальной безопасности, коллективному регулированию международных отношений и обеспечению устойчивого развития и стабильности. На основе Устава ООН строится вся международная система современного миропорядка.  
В первой главе Устава "Цели и принципы Устава ООН" поставлена задача осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического порядка. В Уставе ООН поставлены и конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными, ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. В реферате будет рассмотрена деятельность основных экономических организаций ООН. 

Для международных экономических организаций системы ООН, таких как Группа Всемирного банка, Международный валютный фонд (МВФ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития ООН (ПРООН) и др., задачи формирования глобальных и национальных условий для экономического развития стали одними из приоритетных. Все эти организации представлены в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), который, согласно Уставу ООН, учрежден в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности.  
     В последние годы сложность и взаимообусловленность процессов международных отношений, в особенности, в экономической сфере, требуют повышения эффективности регулирования в системе межправительственных институтов, а также в их деятельности на национальном уровне. Именно поэтому представляется актуальным анализ деятельности экономических организаций, входящих в систему ООН и их роли в мировой экономике. 

Цель работы: проанализировать и оценить роль экономических организаций системы ООН в регулировании международного экономического сотрудничества. 

Задачами работы являются: 

- Изучить теоретические основы деятельности ООН. 

- Рассмотреть основные предложения США в вопросах реформирования ООН. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система Организации Объединенных  Наций

1.1. Цели и структура ООН.

 

ООН – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945г.

Объединенные Нации  или  Организация Объединенных Наций создана в 1945 г. Ее учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Устав ООН был ратифицирован и вступил в силу 24 октября 1945 г., когда устав этой организации был ратифицирован (утвержден) парламентами СССР, США, Великобритании, Китая, Франции и большинством других подписавших его государств. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Первоначальный состав ООН — 51 государство. Членами ООН на сегодняшний день являются 185 государств.

Официальные цели ООН:

-  поддержание международного мира и безопасности путем принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров;

-  развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

- осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий;

-  выполнение функции центрального органа по согласованию усилий разных стран, направленных на достижение этих целей.

Принципы ООН:

-   суверенное равенство всех ее членов;

- добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

-   разрешение международных споров мирными средствами;

-   воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против другого государства;

-  оказание членами Организации помощи во всех ее действиях, принимаемых в соответствии с этими принципами.

ООН разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предлагает своим членам принять и реализовать путем включения в законодательство или путем введения нормативных актов. ООН стремится побуждать государства к принятию соответствующих мер, к координации их действий и инициатив.

Система Объединенных Наций состоит из органов главных и вспомогательных, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, входящих составной частью в систему ООН.

К числу главных органов относятся: Генеральная Ассамблея (ГА); Совет Безопасности (СБ); Экономический и социальный совет (ЭКОСОС); Совет по опеке (СО); Международный суд и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом.1

Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих конкретные возложенные на них функции .

 

1.2. Экономические функции организации  системы ООН.

 

Согласно Уставу ООН, целью ее деятельности в экономической области является осуществление многостороннего сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера. К числу таких проблем относятся:2

-   глобальные экономические проблемы современности;

 -   оказание помощи на цели развития;

-   оказание содействия в экономическом развитии наименее развитым    развивающимся странам и странам с переходной экономикой;

-    вопросы природоохранной деятельности и защиты окружающей среды;

- вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях.

Глобальные экономические проблемы охватывают сферы: макроэкономики, народонаселения, статистики, науки и техники, государственного управления и финансов.3

Проведенные в 90-е годы форумы ООН по различным аспектам глобального развития поставили перед мировым сообществом приоритетные задачи в достижении устойчивого развития, в том числе в отношении его экономических, природоохранных и социальных направлений.

Помощь ООН на цели развития (оперативная деятельность ООН) направлена на мобилизацию ресурсов доноров для осуществления по линии фондов и программ (ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ВПП) конкретных проектов на страновом и региональном уровнях. В последнее время происходит определенная переориентация этой деятельности с учетом требований устойчивого и ориентированного социального развития. По линии фондов и программ ООН общий ежегодный объем предоставляемой безвозмездной по мощи составляет порядка 4 – 5 млрд. долл. Она преимущественно направлена на поддержку беднейших стран. Продолжает расширяться содействие со стороны этих фондов и программ России, странам Центральной Европы, СНГ и Балтии.

Особое внимание в экономической работе ООН уделяется отдельным наиболее бедным группам стран и регионам – Африке, наименее развитым странам (группа из 48 стран, преимущественно африканских, с наиболее низкими подушевыми доходами), малым островным государствам. В последние годы ведется работа ООН по оказанию содействия странам с переходной экономикой для интеграции в мировое хозяйство и внедрения рыночных институтов.

Важную область работы ООН представляет природоохранная деятельность.4

Вопросы оказания гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях выдвинулись на передний план в работе ООН в последние годы. Помимо традиционного реагирования на стихийные бедствия, Организация во все большей степени вовлечена в работу по погашению комплексных гуманитарных кризисов, вызванных конфликтами на политической, этнической и иной почве. Объем потребностей пострадавшего населения в результате чрезвычайных ситуаций такого рода постоянно растет и в ежегодном измерении составляет 3 – 4 млрд. долл.

Деятельность ООН на экономическом направлении охватывает также прогнозно-аналитическую и информационную работу по состоянию и перспективам развития глобальной экономики, региональных и страновыхситуаций; оказание экспертно-консультационных услуг; содействие в разработке норм и стандартов; реализацию конкретных программ и проектов, предоставление помощи в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций.

 

 

 

1.3 Общая характеристика структуры и деятельности главных органов ООН.

 

Направления деятельности ООН и ее органов.

 

Направления деятельности ООН определяются  в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям  любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам5. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся  к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности  ООН, и делать в отношении любых таких  вопросов рекомендации заинтересованному государству  или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН  Совету Безопасности до и после обсуждения6.  Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом  ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом7. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии8.Генеральная Ассамблея получает и рассматривает  ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления  осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН . Генеральная Ассамблея  ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность  за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно  Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо  ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций  вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить  и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия,  связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении  членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет  делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Информация о работе Анализ деятельности экономических организаций, входящих в систему ООН и их роли в мировой экономике