29 октября 1993
Совет по промышленному развитию
на своем заседании в Вене
приняла крупномасштабную реформу
ЮНИДО.
Главными объектами
ЮНИДО определены:
-развитие и
конкурентоспособность промышленности
и технологии, развитие человеческих ресурсов,
стабильный экономический рост с помощью
индустриализации, экологически рациональный
промышленное развитие и международное
сотрудничество в области промышленного
инвестирования и технологии.
ФАО
Продовольственная
и сельскохозяйственная организация ООН
была образована 16 октября 1945 года в Квебеке,
имеет статус специализированного учреждения.
По оценкам ФАО,
общая численность людей, страдающих от
голода, в нач. 70 лет составляла 400 млн.
человек, в 1980г. они уже приблизилась к
500 млн. чел., а в дальнейшем (в нач. 90-х годов)
в связи с кризисом в продовольственной
сфере колеблется от 600 до 700 млн. человек.
Причем за критерий оценки взята крайняя
степень потребностей, достаточное лишь
для виживання.22
Эти проблемы
можно решить только с помощью развитого
и эффективного механизма соответствующего
международного сотрудничества, только
путем совместной разработки и практического
воплощения в жизнь универсальной концепции
решения продовольственной проблемы.
Нужную роботу невозможно выполнить вне
органов ООН, вне ФАО.
Целями которой
является постоянное повышение реальных
стандартов питания, а через это и соответствующее
повышение жизненного уровня стран всего
мира, улучшения производственных циклов
и маркетинга, повышения эффективности
сельскохозяйственного производства;
совершенствования механизмов распределения
пищевых и агрохимических продуктов, содействие
развитию на местах и повышение уровня
инфраструктурного обеспечения сельского
хозяйства, улучшения условий жизни на
селе.12
2.3 Специальные организации системы ООН
(МОТ)
Международная
организация труда была создана в 1919 года
согласно Версальскому договору. Когда
в 1945г. была создана ООН, между ней и МОТ
было заключено соглашение об установлении
связей.
Таким
образом МОТ стали первым специализированным
учреждением ООН.
Свою главную
цель МОТ видит в том, чтобы способствовать
обеспечению во всем мире социальной справедливости
в области экономических отношений. Именно
на это направлена государственная и международная
политика и программы, разрабатываемые
организацией. Они призваны способствовать
созданию условий, при которых все люди,
независимо от расы, вероисповедания или
пола, могли
бы реализовать право на обеспечение его
материального благосостояния и духовного
развития в условиях свободы и достоинства,
экологической устойчивости и равных
возможностей.
Организация
пытается наибольшей степени способствовать
решению следующих задач:
полная занятость
и повышение жизненного уровня
расширение системы
социального обеспечения с тем, чтобы
предоставить его всем, кто нуждается
в такой защите, и полное медицинское обслуживание
необходимую
защиту жизни и здоровья трудящихся всех
профессий
защиту благосостояния
матери и ребенка
обеспечения
необходимого питания, жилья, возможностей
в области общего и профессионального
образования.
Важным
направлением деятельности МОТ является
помощь странам-членам в разработке эффективной
политики в области трудовых ресурсов,
направленную на борьбу с безработицей;
в подготовке кадров, прежде кадров руководителей
предприятий; в укреплении инфраструктуры
безопасности труда и по вопросам все
значение и проведения политики социального
обеспечения.
3. Позиция США по реформированию
ООН.
Рассмотрим основные предложения США
в вопросах реформирования ООН.
Соединенные Штаты официально представили
свои предложения по реформированию ООН.
Они предусматривают, в частности, ограниченное
расширение Совета Безопасности "примерно
на две страны", которые должнны получить
в этом органе постоянные места, причем
одно для Японии. Кроме того, "на два-три
места" должно быть увеличено и число
непостоянных членов (исходя из географического
принципа). Выступая на Генеральной ассамблее,
исполняющая обязанности постоянного
представителя США при ООН Энн Паттерсон
изложила ряд жестких критериев Вашингтона,
согласно которым должна оцениваться
кандидатура каждой страны-претендента.
Среди этих критериев — весомые военный
и экономический потенциалы, политика
защиты прав человека и борьба с терроризмом.
Вместе с тем представительница США заявила,
что ее страна намерена обсуждать проблему
реформирования ООН со своими партнерами.
Вопрос реформирования ООН остро встал
еще в период кампании США против Югославии
в 1998-1999 гг. Затем проблема усугубилась
в связи с началом антитеррористической
кампании США. Тогда по инициативе администрации
Джорджа Буша были проведены военные действия
сначала в Афганистане, затем в Ираке без
санкции Совбеза ООН. Именно в то время
многие заговорили о необходимости пересмотра
роли ООН в мировой политике. Россия, Франция
и Германия выступали за повышение роли
ООН. В эту дискуссию были вынуждены включиться
США, поскольку для администрации Буша
было важно возглавить этот процесс.
США начали активно действовать в 2005
году, когда основные разногласия между
странами Западной Европы и США по поводу
Ирака потеряли актуальность. Против реформирования
по сценарию США первоначально выступило
руководство ООН во главе с Кофи Аннаном.
Тогда по инициативе США против него
была развернута кампания, связанная с
проблемами коррупции и мошенничества
в рамках гуманитарной программы для Ирака
"Нефть в обмен на продовольствие".
После серии скандалов, позиция руководства
Организации стала более позитивной по
отношению к реформам.13
Главным предложением США по реформированию
ООН было снижение статуса Комиссии по
правам человека: по итогам Генассамблеи
принято решение о преобразовании ее в
Совет по правам человека - орган более
узкий по составу и полномочиям. Состав
Совета с нынешних 53 ротируемых членов
сокращается примерно до 20-25 государств.
Причем вхождение в это число должно было
бы проходить через строгий отбор по критериям
соответствия демократическим принципам.
Основной аргумент в пользу такого решения
состоит в том, что слишком большая доля
голосов в комиссии принадлежит странам,
которые сами имеют большие проблемы с
правами человека, и решения комиссии,
мнению США, не всегда справедливы.
Другим ключевым элементом реформирования
ООН является вопрос о расширении Совбеза.
США выступили против расширения Совбеза
ООН.
США не будут
поддерживать проект реформы Совбеза
ООН, представленный Бразилией, Германией,
Индией и Японией. Старший советник госсекретаря
США Ширин Тахир-Хели на пленарном заседании
Генассамблеи ООН указала на разброд мнений
участников форума и высказалась против
поспешного выставления документа на
голосование. Вопрос реформирования Совбеза
дискутируется уже около десяти лет .
Забракованный
Штатами проект предусматривает увеличение
числа постоянных членов Совбеза на шесть
мест и непостоянных — на четыре.
Наряду со странами, представившими проект,
постоянное членство должны получить
два представителя Африки. Авторы документа
оставили в стороне болезненный для старожилов
Совбеза вопрос о предоставлении новичкам
права вето.
В проекте «четверки» неприемлемой для
американцев стала сама идея расширения
Совбеза ООН до 25 членов. Вашингтон категорически
настаивает на сохранении компактности
этого органа, допуская его увеличение
по каждой категории членов совета — постоянных
и непостоянных — максимум на три мандата.
Напомним, что ныне в Совбезе пять постоянных
членов с правом вето — Россия, США, Великобритания,
Франция и Китай, и десять непостоянных,
избираемых на два года без права продления
их мандата.
В качестве кандидата в постоянные члены
Совбеза американцы пока однозначно поддерживают
Японию. Как стало известно из некоторых
источников в структурах ООН в Нью-Йорке,
«появились признаки симпатии США и по
Индии», но не более того .
Вашингтон
очень осторожен в подходах к реформированию
Совбеза. США считает этот процесс «не
самоцелью, а необходимым элементом комплекса
реформ всей системы ООН» .
В действительности основная проблема
ООН все больше упирается в проблематику
демократии. США после терактов в Нью-Йорке
в 2001 году фактически взяли на себя роль
ее стража. Вопрос соответствия демократии
и ее основным ценностям во многом ложится
в основу внешней политики США и ориентированных
на них стран как главный аргумент критики
"авторитарных режимов". В этом контексте
вопрос о реформировании ООН связан с
возможностью устанавливать демократические
стандарты: США заинтересованы сделать
их общепринятыми. США и ряд других западных
стран считают, что такое право имеют те
страны, которые признаны демократическими.
В то же время потенциальные объекты воздействия
со стороны США, разумеется, выступают
против такого подхода.
Позиция США первоначально была такой:
администрация Буша говорила, что в вопросах,
касающихся защиты национальных интересов,
страна вправе принимать самые радикальные
решения без обязательного согласования
с международными институтами. Сейчас
эта позиция трансформировалась, и США
намерены возглавить процесс реформирования
ООН, с тем, чтобы повысить влияние "классически
демократических" государств и иметь
больше шансов получать необходимые санкции.
Об этом свидетельствует и реорганизация
органа, занимающегося вопросами прав
человека, и еще одно немаловажное положение
декларации - об обязанности международного
сообщества предпринимать силовые действия
в ответ на геноцид и военные преступления
в отношении гражданского населения. Фактически
речь идет о легитимации "гуманитарных
интервенций" и отказе от безусловного
следования принципу невмешательства
одних государств во внутренние дела других.
США прибегали к такой практике неоднократно:
в Югославии (там это было основной мотивацией
вооруженной акции НАТО), а также в Ираке
(ко-гда первоначальные обвинения садамовского
режима в тайном производстве ОМП не подтвердились,
то в публичном пространстве была актуализирована
тема массовых убийств шиитского населения
страны) .
Противоречивость интересов ставит ООН
на грань кризиса. Значительно возрастает
роль двухсторонних форматов переговоров,
других центров влияния - в первую очередь,
"восьмерки". В то же время ООН остается
не только местом для легитимации политических
акций крупнейших государств (США, к примеру,
вынуждены были "узаконивать" свое
присутствие в Ираке с помощью механизма
ООН), но и признанной площадкой, где лидеры
всех государств могут выступать с международными
инициативами.
Судьба ООН может развиваться так:
Институционализация влияния США за
счет введения критериев демократичности,
например, при формировании совета по
правам человека. Это сделает демократические
страны, в понимании США, более влиятельными.
Хотя добиться этого будет весьма непросто,
ведь селективность в подборе стран в
органы ООН автоматически сущностно подрывает
саму ООН. Определенный шаг в этом направлении
уже сделан. Так, постепенно основные центры
принятия решений будут перемещаться
в более компактные органы ООН, в то время
как роль самой организации в целом будет
все больше девальвироваться, и ООН будет
все более превращаться в клуб для двух-
и многосторонних переговоров.
Влияние ООН продолжает падать - если
и раньше оно не было обязывающим, то сейчас
станет еще более декларативным. Для США
это будет означать лишь то, что в документах
ООН будет меньше неприятных и спорных
для США оценок, а сами декларации ООН
могут быть использованы для усиления
пропагандистского воздействия на другие
страны. Прозападная риторика может заметно
усилиться, а ООН станет одним из инструментов
легитимации действий США в глазах мирового
сообщества.
Заключение.
ООН - универсальная, обладающая наибольшей
среди других международных организаций
легитимностью, многопрофильная система
органов, организаций и других структур.
Ее деятельность связана с обеспечением
мира на планете и поддержанием процессов
прогрессивного развития всех народов
земного шара. ООН - форум, в рамках которого
проходят консультации, переговоры между
всеми акторами мировой политики. Организация
активно содействует решению многих глобальных
проблем - от вопросов международной безопасности
и разоружения до таких явлений, как ухудшение
состояния окружающей среды и незаконный
оборот наркотиков. Она - центр дипломатических
контактов и проведения международных
дискуссий, встреч, конференций.
ООН содействует мирной стабильности
на Земле всеми своими действиями: предпринимает
усилия по защите прав человека; осуществляет
превентивные дипломатические меры для
того, чтобы предотвращать конфликты;
оказывает помощь в проведении выборов
и поддерживает процессы демократизации;
содействует экономическому и социальному
развитию; предоставляет гуманитарную
помощь; занимается репатриацией беженцев;
помогает восстанавливать государственные
инфраструктуры и содействует процессам
восстановления после разрушительных
конфликтов. В этом смысле ООН - уникальнейший
механизм поддержания и развития международного
сотрудничества.
Основные направления и методы деятельности
ООН в сфере поддержания международного
мира и безопасности и решения других
военно-политических проблем:
- обсуждение многообразных проблем
мировой политики, тенденция к
росту числа обсуждаемых вопросов,
многие из которых раньше относились
к внутренней юрисдикции государств;
- сбор, анализ и обобщение разного
рода объективной и своевременной
информации - важнейшая предпосылка
изучения практического положения
дел в мире и непременное
условие успешного решения проблем
и обеспечения эффективной работы
органов ООН;
- согласование взглядов и позиций
государств, разработка и принятие
документов диспозитивного характера.
Повышение роли рекомендаций
и деклараций ООН, особенно одобренных
на основе консенсуса;