Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;
- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;
- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности
Введение 3
1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5
1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5
1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16
2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25
Заключение 31
Список литературы 33
Таким образом,
для России и других постсоветских
государств, стоящих перед проблемой
урегулирования вооруженных конфликтов,
законодательная деятельность ООН
в этой области может оказаться
крайне полезной. Но обольщаться на
этот счет - искать ответы на все вопросы
регулирования миротворческих операций
в документах Организации Объединенных
Наций - было бы весьма наивным. "Общепринятые
нормы международного права" в
этой сфере при ближайшем
Ограниченность
собственно правовой базы международного
миротворчества заставляет более внимательно
отнестись к имеющимся
Необходимо отметить, что в Уставе Организации Объединенных Наций миротворческие операции не упоминаются. Согласно Уставу ООН миротворческая деятельность представляет собой мирное разрешение споров (гл. VI) или действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл. VII).
Миротворческие операции появились как чрезвычайные меры по реагированию на насущные задачи, вставшие перед ООН в связи с возросшим числом внутренних конфликтов. Не предусмотренные в Уставе ООН и не имеющие четкого юридического оформления, они подвергались и продолжают подвергаться критике как со стороны общественности, так и со стороны правительств, порождая при этом острые политические конфликты как внутри Совета Безопасности, так и вне его. Тем не менее современный мир с его конфликтами и противоречиями не возможно представить без миротворческих операций ООН и Нобелевская премия мира 1988 г., присужденная Организации за эти операции, является лучшим доказательством необходимости подобных отступлений от уставных основ.4
Таким образом, говоря о существующей международно-правовой базе миротворческих операций, мы имеем в виду, прежде всего, Устав ООН, декларации Генеральных Ассамблей и резолюции Совета Безопасности, общепринятые интерпретации документов ООН и имеющие прецеденты миротворческих операций различных типов, проводившихся под флагом ООН.
При проведении миротворческих операций воинские и гражданские контингенты миротворческих миссий ООН обязаны придерживаться международных норм и законов в отношении процедур соблюдения прав человека. Международно-правовые кодификации прав человека были сделаны после второй мировой войны Организацией Объединенных Наций. Устав ООН является международно-правовой основой сотрудничества государств.
Однако многие аспекты прав человека
в западном понимании этого термина
отсутствуют в юридической
Особенностью прав человека является то, что они приобретают глобальный характер. Однако даже после исчезновения идеологического противостояния «Запад» — «Советский блок», после завершения «холодной войны», специализированные структурные подразделения ООН сталкиваются с большим количеством принципиальных проблем. Малые государства видят в миротворческих контингентах ООН угрозу своему суверенитету и даже безопасности своих граждан.
Поскольку многочисленные миротворческие
миссии ООН действуют в условиях
многостороннего вооруженного конфликта,
следует рассмотреть
К концу XX ― началу XXI века у Организации Объединенных Наций накопилось немало проблем во время осуществления миротворческих операций, поскольку воинские миротворческие контингенты способны, в лучшем случае, только восстановить мир в зоне конфликта, а гражданский и полицейский персонал миротворческих миссий слишком малочисленный для правовых и социально-политических условий в зоне конфликтов и подразделения миротворцев ООН зачастую, в лучшем случае, ограничиваются поддержанием порядка и осуществлением гуманитарной помощи. Наиболее пессимистически настроенные международники склонны считать, что сегодня кризис ООН в обеспечении прав человека в зонах конфликтов достиг своего предела. Поэтому главным мотивом предложений о реформе ООН во время миротворческих операций является поиск путей выхода из кризиса. Реформа ООН назревает уже много лет и необходимостью данной реформы является адаптация миротворческих операций ООН реалиям нового тысячелетия.
С учетом комплексности задач, стоящих
перед миротворческими
Данные правозащитные меры способствуют
не только развитию политико-правовых
институтов, но и долгосрочному развитию
постконфликтных обществ под
эгидой миротворчества и миростроительства
ООН для создания развитой политико-правовой
и социально-экономической
Проведение демократических
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности
Под миротворчеством понимается применение
многонациональных сил под
Пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из Организации Объединенных Наций встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.
Существуют два вида миротворческих
операций: миссии наблюдателей и операции
с участием миротворческих сил. Наблюдатели
безоружны, а военнослужащие миротворческих
сил ООН вооружены легким вооружением,
которое они могут применять
исключительно в целях
Миротворческие
операции формируются при наличии
серьезных военных или
Последовавшие за окончанием «холодной войны» социально-экономические изменения в восточноевропейских странах, распад ряда многонациональных государств (СССР и Югославии) предопределили внутригосударственную направленность вооруженных конфликтов. На рубеже веков все сильнее стали звучать призывы необходимости поиска альтернативы миротворчеству ООН. Однако, подавляющее большинство региональных организаций, таких как Евросоюз и ОБСЕ, Африканский Союз не обладают достаточным потенциалом и опытом для проведения самостоятельных долговременных крупномасштабных операций по обеспечению мира.
Как результат, В XXI веке начинается новый
подъем миротворческой деятельности ООН.
В миротворческие операции ООН стали
вовлекаться все большие
Опыт деятельности ООН также показывает, что для поддержания порядка и нормализации гражданской жизни в зоне конфликта должны присутствовать не только воинские подразделения ООН и других миротворческих сил, но и соединения полиции под эгидой ООН (если местные органы правопорядка неэффективны или дезорганизованны). Поэтому Совет Безопасности может принять решение о включении подразделений полиции в состав миссии в пользу мира, если:
— для урегулирования конфликта, угрожающего международному миру и безопасности, необходимо: обеспечить осуществление международного контроля за проведением свободных и демократических выборов (Намибия, 1989 г.); реформировать систему судебных и правоохранительных органов (Босния и Герцеговина, 1995 г.); организовать охрану правопорядка в зоне разделения сторон конфликта (Кипр, 1964 г.);
— для предотвращения возникновения
или локализации уже