Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;
- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;
- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5
1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5
1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16
2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ООН.docx

— 64.87 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для России и других постсоветских  государств, стоящих перед проблемой  урегулирования вооруженных конфликтов, законодательная деятельность ООН  в этой области может оказаться  крайне полезной. Но обольщаться на этот счет - искать ответы на все вопросы  регулирования миротворческих операций в документах Организации Объединенных Наций - было бы весьма наивным. "Общепринятые нормы международного права" в  этой сфере при ближайшем рассмотрении оказываются такой же абстракцией, как, например, "национальные интересы России".

Ограниченность  собственно правовой базы международного миротворчества заставляет более внимательно  отнестись к имеющимся прецедентам. Прецеденты в этой области всегда имели крайне важное значение. В  этой связи опять-таки особенно актуальным является изучение миротворческой деятельности ООН, единственной универсальной организации, накопившей за 50 лет своего существования  огромный опыт предотвращения и урегулирования конфликтов. Уже тот факт, что  так называемые операции по поддержанию  мира, проводимые на основании главы VI 1/23, получили наибольшее распространение  в миротворческой деятельности ООН, демонстрирует насколько принципиальное значение для формирования международно-правового  обыкновения имеет данная практика.

Необходимо  отметить, что в Уставе Организации  Объединенных Наций миротворческие операции не упоминаются. Согласно Уставу ООН миротворческая деятельность представляет собой мирное разрешение споров (гл. VI) или действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл. VII).

Миротворческие  операции появились как чрезвычайные меры по реагированию на насущные задачи, вставшие перед ООН в связи  с возросшим числом внутренних конфликтов. Не предусмотренные в Уставе ООН и не имеющие четкого юридического оформления, они подвергались и продолжают подвергаться критике как со стороны общественности, так и со стороны правительств, порождая при этом острые политические конфликты как внутри Совета Безопасности, так и вне его. Тем не менее современный мир с его конфликтами и противоречиями не возможно представить без миротворческих операций ООН и Нобелевская премия мира 1988 г., присужденная Организации за эти операции, является лучшим доказательством необходимости подобных отступлений от уставных основ.4

Таким образом, говоря о существующей международно-правовой базе миротворческих операций, мы имеем  в виду, прежде всего, Устав ООН, декларации Генеральных Ассамблей и резолюции Совета Безопасности, общепринятые интерпретации документов ООН и имеющие прецеденты миротворческих операций различных типов, проводившихся под флагом ООН.

При проведении миротворческих операций воинские и гражданские контингенты  миротворческих миссий ООН обязаны  придерживаться международных норм и законов в отношении процедур соблюдения прав человека. Международно-правовые кодификации прав человека были сделаны  после второй мировой войны Организацией Объединенных Наций. Устав ООН является международно-правовой основой сотрудничества государств.

Однако многие аспекты прав человека в западном понимании этого термина  отсутствуют в юридической практике многих африканских государств, которые  понимаются только как обязанности  и привилегии. При этом государства  и страны «третьего» и «четвертого» мира их систематически нарушают. Многочисленные нарушения прав человека в XXI веке многими авторитарными режимами и государствами-изгоями, интервенция США в Ирак, обоснованная, в том числе администрацией президента Дж.У. Буша мл., систематическим нарушением режима С. Хусейна основных прав человека, снова подняли вопрос о роли и функциях ООН по соблюдению прав человека в современных миротворческих операциях.

Особенностью прав человека является то, что они приобретают глобальный характер. Однако даже после исчезновения идеологического противостояния «Запад» — «Советский блок», после завершения «холодной войны», специализированные структурные подразделения ООН сталкиваются с большим количеством принципиальных проблем. Малые государства видят в миротворческих контингентах ООН угрозу своему суверенитету и даже безопасности своих граждан.

Поскольку многочисленные миротворческие миссии ООН действуют в условиях многостороннего вооруженного конфликта, следует рассмотреть международную  агрессию и военные преступления. Процедурно-процессуальные нормы против военных преступников впервые в  истории были осуществлены на Нюрнбергском и Токийском военных трибуналах. Это был действительно полномасштабный  процесс, и приговором Нюрнбергского  Трибунала виновным были вынесены суровые  наказания. Источниками права, решающими  вопросы уголовного судопроизводства в отношении актов агрессии, геноцида, военных преступлений в международном  праве, являются Устав ООН и Статут международного суда (Статут Международного Суда является составной частью Устава ООН). Однако современной системе  международного права и институтам ООН, деятельность которых связаны  с преследованием преступлений против человечности во время международных  конфликтов, присущи многие проблемы и недостатки. Следует отметить, что ООН может также применить  санкции против государств-нарушителей  основных принципов международного гуманитарного права. Данные санкции  могут повлиять на поведение участников вооруженного конфликта.

К концу XX ― началу XXI века у Организации  Объединенных Наций накопилось немало проблем во время осуществления  миротворческих операций, поскольку  воинские миротворческие контингенты  способны, в лучшем случае, только восстановить мир в зоне конфликта, а гражданский  и полицейский персонал миротворческих миссий слишком малочисленный для  правовых и социально-политических условий в зоне конфликтов и подразделения  миротворцев ООН зачастую, в лучшем случае, ограничиваются поддержанием порядка и осуществлением гуманитарной помощи. Наиболее пессимистически настроенные  международники склонны считать, что  сегодня кризис ООН в обеспечении  прав человека в зонах конфликтов достиг своего предела. Поэтому главным  мотивом предложений о реформе  ООН во время миротворческих операций является поиск путей выхода из кризиса. Реформа ООН назревает уже  много лет и необходимостью данной реформы является адаптация миротворческих операций ООН реалиям нового тысячелетия.

С учетом комплексности задач, стоящих  перед миротворческими контингентами, следует, по мнению А.А. Теличкина, учитывать  особое значение «правоохранительного элемента» миссий, в состав которого, помимо традиционных полицейских наблюдателей, должны входить специалисты в области юстиции, прокурорского надзора, исправительной системы и др. Вступление международной правоохранительной деятельности в пользу мира в новый этап своего развития обусловливает актуальность рассмотрения перспектив этой деятельности на ближайшие годы. Поэтому, представляется целесообразным сосредоточить усилия миротворцев на следующих аспектах: разработке теоретических основ правоохранительной деятельности в контексте совершенствования работы с кадрами; совершенствования системы управления правоохранительной деятельностью наряду с проведением миротворческих операций.5

Данные правозащитные меры способствуют не только развитию политико-правовых институтов, но и долгосрочному развитию постконфликтных обществ под  эгидой миротворчества и миростроительства  ООН для создания развитой политико-правовой и социально-экономической инфраструктуры, обеспечивающей стабильность и мир. Именно наличие и эффективная  работа устойчивых политических и правовых институтов в постконфликтном обществе способно обеспечить в дальнейшем гражданское  согласие в конфликтогенных регионах, а также предотвратить в дальнейшем развитие гражданских войн в странах «третьего мира». Так, по мнению экспертов Amnesty International, защиту прав человека может полностью обеспечить только миротворческий контингент ООН, который должен не только разоружить конфликтующие стороны и обеспечить эмбарго на поставки оружия, но и обеспечить правопорядок и полицейско-юридические функции.

Проведение демократических выборов  и создание правовых институтов для  осуществления правозащитных и  правоохранительных функций, розыск пропавших  людей стали новыми вызовами для  миротворцев. Также восстановление функционирования свободных СМИ, свободного распространения информации и защита безопасности журналистов в рамках соблюдения прав граждан на объективную  информацию при участии миротворческого  персонала являются важным этапом на пути построения постконфликтного общества во многих африканских государствах, переживших гражданские войны или  иные кровавые конфликты ― Сьера-Леоне, Сомали. Поэтому в настоящее время  необходимо миростроительство с  целью создания социально-политических и правовых условий для дальнейшего  развития демократических и правовых институтов в нестабильных обществах  слаборазвитых стран.

 

 

2. Анализ деятельности ООН по  урегулированию международных конфликтов на современном этапе

 

2.1. Миротворческие операции ООН  на современном этапе деятельности

 

Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием  ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной  третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения  огня и создания буферной зоны между  воюющими сторонами. Кроме того, они  оказывают помощь в проведении выборов  и в обезвреживании смертоносных наземных мин.

Пока миротворцы обеспечивают мир  на местах, посредники из Организации  Объединенных Наций встречаются  с руководством воюющих сторон или  стран и пытаются найти мирное решение.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели  безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять  исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время  любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие  войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.6

Миротворческие  операции формируются при наличии  серьезных военных или гуманитарных кризисов. В прошлом миротворцы занимались поддержанием мира в основном между воюющими странами. Сегодня же вооруженные конфликты во многих случаях происходят внутри страны. Из-за гражданских беспорядков и этнических конфликтов правительства некоторых стран оказываются не в состоянии осуществлять власть на собственной территории, что оборачивается трагедией для людей. В подобных ситуациях Организацию Объединенных Наций просят, с одной стороны, организовать переговоры для урегулирования конфликта, а с другой — оказать чрезвычайную помощь людям, пострадавшим от конфликта. Действуя в сложных условиях, Организация Объединенных Наций оказывает гуманитарную помощь и одновременно ищет пути выхода из кризиса.

Последовавшие за окончанием «холодной войны» социально-экономические изменения в восточноевропейских странах, распад ряда многонациональных государств (СССР и Югославии) предопределили внутригосударственную направленность вооруженных конфликтов. На рубеже веков все сильнее стали звучать призывы необходимости поиска альтернативы миротворчеству ООН. Однако, подавляющее большинство региональных организаций, таких как Евросоюз и ОБСЕ, Африканский Союз не обладают достаточным потенциалом и опытом для проведения самостоятельных долговременных крупномасштабных операций по обеспечению мира.

Как результат, В XXI веке начинается новый  подъем миротворческой деятельности ООН. В миротворческие операции ООН стали  вовлекаться все большие воинские соединения, тяжелая боевая техника, включая тяжелые и стратегические бомбардировщики (самым ярким примером могут служить операция «Буря в пустыне» и современные миротворческие операции в Африке и Юго-восточной Азии). С 1990-х гг. миротворческие операции по поддержанию мира и стабилизации конфликтов отличались от миссий предыдущих десятилетий своей полифункциональностью, решая также задачи оказания помощи беженцам, мониторинга выборов, контролирования процессов демобилизации и содействия консолидации нации, наблюдения за соблюдением прав человека. Вследствие полифункциональности задач усложнилась и организационная структура контингентов миротворческих сил. Таким образом, современные миротворческие миссии ООН преследуют не только миротворческие цели, но нормализацию жизнедеятельности гражданского населения.

Опыт деятельности ООН также  показывает, что для поддержания  порядка и нормализации гражданской  жизни в зоне конфликта должны присутствовать не только воинские подразделения  ООН и других миротворческих сил, но и соединения полиции под эгидой ООН (если местные органы правопорядка неэффективны или дезорганизованны). Поэтому Совет Безопасности может  принять решение о включении  подразделений полиции в состав миссии в пользу мира, если:

— для урегулирования конфликта, угрожающего  международному миру и безопасности, необходимо: обеспечить осуществление  международного контроля за проведением  свободных и демократических  выборов (Намибия, 1989 г.); реформировать  систему судебных и правоохранительных органов (Босния и Герцеговина, 1995 г.); организовать охрану правопорядка в  зоне разделения сторон конфликта (Кипр, 1964 г.);

— для предотвращения возникновения  или локализации уже существующего  конфликта, угрожающего международному миру и безопасности (Македония, 1992 г.).7

Информация о работе Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе