Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;
- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;
- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5
1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5
1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5
2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16
2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16
2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ООН.docx

— 64.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Развитие и особенности ООН как участника урегулирования международных конфликтов 5

1.1. История возникновения миротворческого института ООН 5

1.2. Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН 5

2. Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе 16

2.1. Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности 16

2.2. Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов 25

Заключение 31

Список литературы 33

 

 

 

Введение

 

В прошлом веке в вооруженных конфликтах погибло больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Двадцатый век стал самым кровопролитным иразрушительным. Конфликты стали одним из самых значительных факторов нестабильности на Земле. Современные конфликты являются угрозой не только для участников конфликта, но и для всего мирового сообщества. И, несмотря на то, что Холодная война закончилась, в мире до сих пор существует угроза ядерной войны со стороны крупных ядерных держав. Вместе с тем, в современном динамичном, быстро развивающемся мире межгосударственные конфликты сменились гражданскими войнами. Распад биполярного мира привел к созданию новых государств, возникли новые виды угроз международному миру и безопасности, что обусловило необходимость активизации деятельности универсальной международной организации - ООН. Политические процессы, которые происходятпри развитии общества в настоящее время, выявляют необходимость в исследовании конфликтов, анализе их причин и последствий.

На современном этапе в урегулировании международных конфликтов и кризисов именно на ООН возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Особенно важным является анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов и выявление факторов, которые оказываютотрицательное влияние на эффективность действий ООН. Следует отметить, что ООН была создана для объединения всех государств с целью противодействия угрозам международного мира и стабильности. Таким образом, международный мир и безопасность в большей степени зависят от результатов деятельности ООН, или, иначе говоря, от консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с новыми угрозами международному миру и стабильности.

Цель работы – изучить ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения миротворческого института ООН;

- определить правовую базу, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН;

- охарактеризовать миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности;

- проанализировать основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов.

Предмет исследования – международное право. Объект исследования – ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

1. Развитие и особенности ООН  как участника урегулирования международных конфликтов

 

1.1. История возникновения миротворческого  института ООН

 

Название  Объединенные Нации, предложенное президентом  Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 года в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой  войны представители 26 государств обязались  от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Для сотрудничества в отдельных  областях создавались первые международные  организации. Нынешний Международный  союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный  союз, Всемирный почтовый союз был  основан в 1874 году. Обе организации  являются сегодня специализированными  учреждениями ООН.

Первая Международная конференция  мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция  приняла Конвенцию о мирном решении  международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году. 1

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при  схожих обстоятельствах во время  Первой мировой войны и учрежденная  в 1919 году в соответствии с Версальским  договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения  мира и безопасности».

Международная организация труда  также была создана в соответствии с Версальским договором в  качестве ассоциированного с Лигой  учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей  неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались  в Сан-Франциско на Конференции  Объединенных Наций по созданию международной  организации, чтобы разработать  Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями  Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе  в августе - октябре 1944 года. Устав  был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее  и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому  дню Устав был ратифицирован  Великобританией, Китаем, Советским  Союзом, Соединенными Штатами, Францией и большинством других подписавших  его государств. Двадцать четвертое  октября ежегодно отмечается как  День Организации Объединенных Наций.

Миротворческая деятельность ООН:

  • Деятельность ООН по миростроительству в постконфликтных ситуациях часто включает надзор за сбором и уничтожением сотен тысяч единиц оружия и помощь с вовлечением бывших комбатантов в гражданскую жизнь.
  • ООН сыграла чрезвычайно важную роль в мобилизации поддержки Оттавской конвенции 1997 года, предусматривающей полное запрещение производства, экспорта и применения наземных мин, и продолжает добиваться всеобщего выполнения этого договора.
  • Благодаря усилиям ООН был заключен целый ряд соглашений, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
  • В 1990-х годах более 2 миллионов детей были убиты, а 6 миллионов получили тяжелые ранения в ходе различных конфликтов, в которых применялись пистолеты, автоматы, минометы, ручные гранаты и переносные ракетные комплексы. На состоявшейся в 2001 году Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями государства договорились о мерах по укреплению международного сотрудничества с целью пресечения этой незаконной торговли оружием.2

Организация Объединенных Наций служит всемирным  форумом, на котором страны могут  поднимать и обсуждать сложнейшие вопросы, включая проблемы войны  и мира. При личном общении глав правительств между ними устанавливается  диалог. Это позволяет вырабатывать пути мирного урегулирования споров. Если много стран выступают единодушно, это оказывает общее давление на всех. Генеральный секретарь также  может стимулировать диалог между  странами — напрямую или через  своего представителя.

Миротворческие операции учреждаются Советом Безопасности, а руководство ими осуществляет Генеральный секретарь, часто через своего специального представителя. Когда Совет Безопасности получает информацию об угрозе миру, он, как правило, сначала просит стороны прийти к согласию мирным путем. Если же вооруженные действия начинаются или продолжаются, Совет пытается добиться прекращения огня. После этого он может направить в беспокойные районы миротворческие миссии для восстановления мира или потребовать введения экономических санкций и эмбарго.

Благодаря ООН многие конфликты не переросли  в полномасштабные войны. Кроме  того, с помощью переговоров удавалось  добиваться мирного урегулирования разных конфликтов. ООН неоднократно обеспечивала механизм для нейтрализации  потенциальных конфликтов, например берлинского кризиса (1948–1949 годы), кубинского ракетного кризиса (1962 год) и ближневосточного кризиса (1973 год). Во всех этих случаях вмешательство ООН помогло предотвратить войны между сверхдержавами. Кроме того, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго (1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год) и в Сальвадоре (1992 год), и Гватемале (1996 год). Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год) и независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.

В числе других достижений следует  отметить следующее:

  • Группа ООН по оказанию помощи в переходный период осуществляла наблюдение за первыми свободными и справедливыми выборами в Намибии, в результате которых страна получила независимость.
  • Временный орган ООН в Камбодже контролировал соблюдение прекращения огня и вывод иностранных сил, осуществлял надзор за работой различных государственных ведомств и организовал свободные и справедливые выборы.
  • В бывшей Югославии Силы Организации Объединенных Наций по охране обеспечивали защиту гражданского населения в демилитаризованных зонах и доставку гуманитарной помощи.

Если  решения Совета Безопасности не выполняются, Совет может принять ряд мер  для обеспечения их выполнения. Если какая-то страна угрожает войной, нарушает мир или совершает акт агрессии, Совет может ввести экономические  торговые санкции или принять другие конкретные меры, например ввести запрет на поставки оружия и передвижение и дипломатические ограничения. Кроме того, в определенных ситуациях он может санкционировать применение силы. Однако подобные меры являются крайним средством и применяются только в том случае, если мирные средства урегулирования спора исчерпаны.

Для прекращения конфликта Совет  Безопасности может уполномочить коалицию государств-членов применить «все необходимые  меры», включая военные действия, как, например:

  • в 1991 году — для восстановления суверенитета Кувейта после нападения на него Ирака;
  • в 1992 году — для нормализации обстановки с целью доставки гуманитарной помощи в Сомали;
  • в 1994 году — для восстановления избранного демократическим путем правительства Гаити;
  • В 1999 году — для восстановления мира и безопасности в Восточном Тиморе.

У Организации Объединенных Наций  нет постоянного международного контингента — ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами. Важную роль в таких операциях играют также гражданские сотрудники, часто привлекаемые из самой ООН.

 

1.2. Правовая база, задачи  и принципы деятельности миротворческой практики ООН

 

Роль  ООН в кодификации и развитии норм международного права в значительной степени уникальна. Благодаря универсальности  своего состава, развитой системе подготовки международно-правовых актов и чрезвычайно  широкой сфере деятельности, ООН  смогла занять совершенно особенное  место среди других организаций - источников международного права, став важным механизмом международного нормотворчества. Стоит подчеркнуть тот факт, что  основные принципы международного права  закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН являются обязательствами  высшего порядка, которые не могут  быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

Однако  международное право не является системой раз и навсегда установленных  застывших норм, оно меняется и  развивается одновременно с мировым  сообществом. Многие основные принципы приобретают новое звучание в  современных условиях. Характер их взаимодействия, их взаимосвязь вызывают не только жаркие теоретические споры, но и подчас являются причиной многих вооруженных конфликтов. Сам Устав ООН, принятый более полувека назад в совершенно иных условиях, вряд ли сегодня может выступать как практическое руководство по проведению миротворческих операций. Соответственно, встает задача адекватной интерпретации его принципиальных положений, использования "духа", а не только "буквы" этого документа для нахождения ответов на новые вопросы, возникающие в международной практике. Апелляции к "духу" Устава ООН, разумеется, выводят вопрос о его применении из чисто правовой сферы - вопрос интерпретации переносится в плоскость политики.

Необходимо, кроме того, учитывать и тот  факт, что ряд положений Устава, относящихся к принципам международного права, сформулирован так, что их можно рассматривать и как  комбинации двух принципов.3

Статичность Устава ООН, отсутствие гибкого механизма  внесения в него поправок и дополнений в какой-то мере компенсируется нормотворческой  деятельностью Генеральных Ассамблей. Например, в том, что касается миротворческих операций, важная роль в развитии отдельных  принципов принадлежит таким  Декларациям Генеральной Ассамблеи, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам  и народам 1960 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства  во внутренние дела государств 1981 г., Манильская декларация о мирном разрешении международных  споров 1982 г. и другим декларациям  ГА ООН разных лет. Стоит упомянуть  о резолюциях Совета Безопасности ООН, которые также можно рассматривать  как источник международного права. При этом, конечно, следует иметь  в виду, что и декларации ГА ООН, и резолюции СБ несут на себе явный  отпечаток острой политической борьбы, столкновения различных интересов, а подчас - и налет политической конъюнктуры. Документы, принимавшиеся  этими органами ООН на протяжении полувека, подчас противоречат друг другу или, во всяком случае, допускают противоположные интерпретации.

Информация о работе Анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов на современном этапе