Анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ.
Задачи работы определить, в чем заключается государственное регулирование ВЭД, таможенно-тарифное регулирование, чем представлены тарифные и нетарифные меры, тенденции и факторы развития ВЭД и современный этап развития ВЭД.

Содержание работы

Глава 1. Государственное регулирование ВЭД.
1.1. Государственное регулирование ВЭД
1.2. Таможенно - тарифное регулирование в России
Глава 2. Меры таможенного регулирования
2.1. Тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций
2.2. Нетарифные меры
Глава 3. Внешнеторговая политика РФ
3.1. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России
3.2. Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли РФ.docx

— 50.36 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Глава 1. Государственное  регулирование ВЭД.

    1. Государственное регулирование ВЭД
    2. Таможенно - тарифное регулирование в России

Глава 2. Меры таможенного  регулирования 

2.1.    Тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций

2.2.     Нетарифные меры

Глава 3. Внешнеторговая политика РФ

3.1.    Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России

3.2.     Современный  этап внешнеторговой политики  России

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

Введение.

С переходом к рыночной экономике была признана необходимость во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на данный момент сфера внешней торговли дает огромную возможность для развития экономики, производства, поддержания социальной сферы.  Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

Объект исследования –  таможенное регулирование.

Предмет исследования –  меры таможенного регулирования  во внешней торговле регионов РФ.

Цель работы состоит в  анализе влияния мер таможенного  регулирования на структуру внешней  торговли регионов РФ.

Задачи работы определить, в чем заключается государственное регулирование ВЭД, таможенно-тарифное регулирование, чем представлены тарифные и нетарифные меры, тенденции и факторы развития ВЭД и современный этап развития ВЭД.

Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Регулирование внешней торговли является одной из основных функций  государства. В процессе развития мировой  экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные  товаропотоки, которые характерны для  всех стран мира. К числу этих инструментов относятся методы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, реализуемые посредством применением импортного и экспортного тарифов.

Работа состоит из введения, трех глав, каждая глава состоит  из двух параграфов, далее заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности.

    1. Государственное регулирование ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность - это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов1.

Под внешнеэкономической  деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные  операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них2.

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном  Законе «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». К важнейшим  целям государственного регулирования  относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в  России рыночной экономики; создание условий  доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством  оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и  международными организациями.

Основными целями государственного регулирования ВЭД являются:

·  Обеспечение национальной экономической безопасности.

·  Защита внутреннего  рынка страны от недобросовестной конкуренции.

·  Создание благоприятных  условий для национальных производителей экспортных товаров.

·  Обеспечение конкурентоспособности  отечественных товаров на мировом  рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения  на внешних рынках.

·  Обеспечение устойчивого  внешнего финансового положения  и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.

·  Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической  деятельности3.

Во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного бизнеса и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции  и/или поддержке отечественного бизнеса в его экспансии на рынках зарубежных государств. Либерализация связана со снятием всевозможных видов барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

На сегодняшний день в  мире зарегистрировано множество организаций  и союзов со статусом международный, региональный, отраслевой, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

Одной из наиболее авторитетных и представительных международных  организаций такого рода является Всемирная  торговая организация, функционирующая  с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей  действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными  участниками ВТО являются 159 стран.4

Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а основа ее позиции – это режим наибольшего благоприятствования в торговле5. Стремление к свободной торговле, освобожденной от высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, связано с тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния.

Российские участники  внешнеторговой деятельности могут  на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского  антимонопольного законодательства, и  их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего  рынка, и не допускаться их использование  для осуществления ограничительной  деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация  в любой форме российских и  иностранных лиц в зависимости  от их участия в составе объединений.

    1. Таможенно – тарифное регулирование в России.

В Российской Федерации применяются  меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Все страны мира имеют свои таможенные тарифы. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, представляет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

Функции таможенного тарифа:

1.  Протекционизм - защита  отечественных товаров от иностранной  конкуренции 

2.  Фискальная - пополнение  госбюджета.

Особое значение имеет  фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части  федерального бюджета.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, т.к. доходная часть в  бюджете страны от нее составляет порядка 40-50%, в то время как в США – 1,5%. 6

Чем больше товаров импортирует  страна, тем больше у нее возможностей для маневра на мировой арене. Количество товаров показывает уровень  развития системы внешнеторгового регулирования в стране.

В России действуют:

  1. Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины: размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.
  2. Вывозные (экспортные) таможенные пошлины: при взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

·  Пополнением доходной части бюджета;

·  Защитой внутреннего  рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем  мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

· уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и

обеспечивает государственно-властным принуждением;

· таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

· поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов.

Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический  характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения  внутренних и мировых цен, реального  валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется  более жесткими методами нетарифного  характера. Следует отметить, что  в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

Глава 2. Меры таможенного  регулирования.

2.1. Тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций.

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного  тарифа.

Таможенный тариф - это  законодательный акт, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных  в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации  товаров во внешней торговле той  или иной страны7.

Иными словами, таможенный тариф - это систематизированный по определенному  признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению  товаров, против каждого из которых  указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов - ставок таможенных пошлин и системы  классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности8.

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) тариф  предусматривает для каждого  товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая  применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. Такой  тариф применяется сравнительно редко, так как существенно снижает  степень гибкости политики государства  в области применения таможенных тарифов. Одноколонные тарифы применяются  в тех случаях, когда главной  целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной  торговой политики. Развитие таможенного  тарифа, в данном случае, происходит путем увеличения номенклатуры товаров.9

Сложный (многоколонный) тариф  предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару, в зависимости  от страны его происхождения. 10

Основные принципы формирования таможенного тарифа.

В целях защиты внутреннего  рынка и стимулирования национального  производства построение импортных  таможенных тарифов основывается на ряде принципов, наиболее универсальными среди них являются:

Информация о работе Анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ