Анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ.
Задачи работы определить, в чем заключается государственное регулирование ВЭД, таможенно-тарифное регулирование, чем представлены тарифные и нетарифные меры, тенденции и факторы развития ВЭД и современный этап развития ВЭД.

Содержание работы

Глава 1. Государственное регулирование ВЭД.
1.1. Государственное регулирование ВЭД
1.2. Таможенно - тарифное регулирование в России
Глава 2. Меры таможенного регулирования
2.1. Тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций
2.2. Нетарифные меры
Глава 3. Внешнеторговая политика РФ
3.1. Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России
3.2. Современный этап внешнеторговой политики России
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли РФ.docx

— 50.36 Кб (Скачать файл)

принцип эскалации ставок таможенных пошлин;

система построения тарифа на основе принципа эффективной защиты (эффективного тарифа).

Использование указанных  подходов позволяет рационально  выстроить структуру ставок импортного тарифа по всей номенклатуре товаров, придать всему тарифу единую направленность на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий  с иностранными конкурентами.

Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин - повышение ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения  степени их обработки11.

На практике это выражается в установлении более низких ставок пошлин на сырьевые товары и, соответственно, более высоких - на готовые изделия  и продукцию высокой степени  обработки. Иными словами, эффективная  тарифная защита достигается благодаря  политике применения низких ставок импортных  пошлин на импортное сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и высоких  ставок импортных пошлин на конечную продукцию. Таким образом, создаются  стимулы для ввоза страну в  первую очередь необходимых сырья  и материалов. При этом создаются  барьеры на пути ввоза готовых  изделий и продукции высокой  степени обработки, что создает  стимулы для развития отечественной  обрабатывающей промышленности. Принцип  эффективного тарифа - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые  для развития производства с высокой  долей вновь созданной стоимости.

Виды пошлин12:

- Специальные пошлины  могут применяться в двух случаях:  как защитная мера, если товары  ввозятся на таможенную территорию  РФ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести  ущерб отечественным производителям  подобных или непосредственно  конкурирующих товаров; как ответная  мера на дискриминационные и  иные действия, ущемляющие интересы  России со стороны других государств  или их союзов.

- Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ  товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза в момент  этого ввоза, если такой ввоз  наносит ущерб или угрожает  нанесением материального ущерба  отечественным производителям подобных  товаров либо препятствует организации  или расширению производства  подобных товаров в России.

- Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию РФ  товаров, при производстве или  вывозе которых прямо или косвенно  использовались субсидии, если такой  ввоз наносит ущерб или угрожает  нанесением материального ущерба  отечественным производителям подобных  товаров либо препятствует организации  или расширению производства  подобных товаров в РФ.

- Сезонные, срок действия  которых не может превышать  шести месяцев в году. При этом  ставки таможенных пошлин, предусмотренные  Таможенным тарифом, не применяются.

- Номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт.

- Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

- Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

2.2. Нетарифные  меры.

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

  1. Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;
  2. Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
  3. Прочие меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие, которых зачастую приводит именно к этому результату13.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой  они подразделяются на 7 категорий:

  1. Паратарифные меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.
  2. Меры контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).
  3. Финансовые меры, предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли.
  4. Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.
  5. Автоматическое лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.
  6. Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.
  7. Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т. ч. качества и безопасности.

Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном  или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в  определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота  может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара14.

Экспортные квоты применяются  редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также  для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные  квоты применяются для защиты национального производства от иностранной  конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Существуют квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного  товара из всех или из группы стран, и сезонные. Например, в США с  помощью квот регулируется импорт некоторых  сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.

Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. "Добровольность" в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается  по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта  промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о "добровольном" ограничении  экспорта15.

Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше  данного лимита взимаются высокие  пошлины.

Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные  уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными  в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается  беспрепятственный ввоз или вывоз  товара, включенного в соответствующий  список, в течение определенного  периода;

б) неавтоматическая, или  разовая, лицензия, по которой разрешается  импорт либо экспорт определенного  товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или  назначения, а в ряде случаев и  таможенного пункта, через который  должен быть осуществлен экспорт  или импорт.

Политика той или иной страны в области ценообразования  может быть направлена на поддержание  внутренних цен на относительно высоком  уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями  мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные) сборы, величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор - функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

Импортные депозиты - это  взносы определенной суммы на специальный  счет в некоторой пропорции к  стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов). В результате у  импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты  приводит к росту цен на импортируемые  товары, а в конечном счете - к  сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством  сокращения импорта. Охрана здоровья и  окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам  применяются особые технические  требования, что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества16.

К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так  же как и пошлины, способствуют ограничению  импорта. Они применяются в тех  случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются  автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

Государство может устанавливать  валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и  т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия  те же, что и при количественных ограничениях. Способом "обхода" являются клиринговые соглашения, встречная  торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней  торговли, например государственная  монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается  спрос на импортное сырье и  др.

Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно  в денежной форме, предоставляемые  государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности  их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности  снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов  субсидий:

прямые субсидии, непосредственно  выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:

выплата некоторой суммы  в определенной пропорции к экспорту;

возврат экспортеру разницы  между внутренней и мировой ценами, если первая выше;

финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.:

косвенные субсидии, предоставляемые  в виде различных льгот с целью  снижения затрат экспортера или получения  им дополнительных доходов в иных сферах:

налоговые льготы (государство  может предоставлять различные  льготы по налогу на прибыль, по подоходному  налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты  из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);

государственное кредитование (государство может предоставлять  кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном  рынке, а также осуществлять государственное  страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство  берет на себя риск неплатежа. Риски  в данном случае бывают коммерческими  и политическими (неполучение платежа  от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного  и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и  т.д.). В ряде стран для этих целей  созданы специальные учреждения, например в США - экспортно-импортный  банк, в Великобритании - Департамент  гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также  относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной  сфере, особенно когда в стране имеют  место определенные ограничения17.

Прямые субсидии имеют  слишком явный характер, что существенно  повышает вероятность принятия странами-импортерами  ответных мер. Поэтому обычно экспортерам  предоставляются косвенные субсидии.

3.Внешнеторговая  политика РФ.

3.1 Тенденции и  факторы развития внешнеторговой  политика России

 

Одна тенденция - мировая  экономика становится все более  цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного  и экономического пространства, где  свободно распространяются идеи и передвигаются  их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности  для оперативного управления огромными  финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему  миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

· масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

Информация о работе Анализ влияния мер таможенного регулирования на структуру внешней торговли регионов РФ