Анализ внешней торговли продукцией станкостроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить современное состояние внешней торговли станкостроительной продукции в мире.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– изучить сущность понятия внешней торговли;
– рассмотреть тенденции станкостроения в России в 2009–2011 гг.,
– провести анализ экспортности производства продукции станкостроения;
– выявить ведущие страны – экспортеры и продукции станкостроения.

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Россия, несомненно, является одним из тяжеловесов мировой  экономики и по-прежнему имеет огромный потенциал, несмотря на значительный экономический спад в 2009 г., причиной которого явился всё ещё продолжающийся финансово-экономический кризис.

Тем не менее, за всю историю станкостроения это беспрецедентно глубокое падение. В 2009 г. все показатели ушли в минус. Количество поступивших новых предложений снизилось более чем в два раза. Число внутренних заказов сократилось на 61%, а количество заказов из-за рубежа – на 50%. Объём экспорта за период с января по ноябрь упал приблизительно на 27%. И только поставки в Юго-Восточную Азию сумели вырасти. В результате увеличения объёмов немецкого экспорта на 11% до уровня 1,15 млрд. евро, китайский рынок теперь почти в три раза больше, чем рынок США, занимающий второе место.

Непропорционально низким оказалось сокращение числа рабочих мест в станкостроении. Достигнув наивысшей отметки осенью 2008 г., численность занятых к концу 2009 г. сократилась примерно на 7500 человек или на 10 процентов до показателя в 65 900 женщин и мужчин.

Первые три квартала 2010 г. Россия была на третьем месте среди важнейших экспортных рынков, которые имеют большое значение для Германии.

Станки требуются везде, где осуществляется промышленное производство. Такие факторы, как растущая численность народонаселения, которое нужно накормить и одеть, быстро сокращающиеся запасы энергоносителей и сырья, растущая потребность в мобильности и многое другое, являются залогом успешного развития станкостроительной отрасли. В частности в Германии станкостроение – это очень сильная отрасль промышленности, играющая в высшей лиге международной конкуренции.

Но уже в 2010–2011 гг. в России наблюдался рост ВВП. А в числе насущных задач, на решение которых нацелена российская экономическая политика, по-прежнему значатся диверсификация промышленности, модернизация инфраструктуры и поддержка среднего класса. На перерабатывающие отрасли приходится около 30% создаваемого в стране ВВП.

В целях обеспечения потребности предприятий ОПК разработана подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы». Она координируется с другой ФЦП – «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и на период до 2015 года».

Реализация указанной  подпрограммы обеспечит разработку и постановку на серийное производство:

  • 30 единиц многокоординатных высокопроизводительных металлорежущих станков с ЧПУ, относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;
  • 8 единиц кузнечно-прессовых машин с ЧПУ, также относящихся к технологическому оборудованию двойного назначения;
  • 17 систем (модельных рядов, гамм, семейств) наукоемких комплектующих изделий, обеспечивающих производство оборудования двойного назначения;
  • 15 единиц измерительного оборудования двойного назначения;
  • 14 инструментальных систем;
  • 22 единицы оборудования двойного назначения для изготовления деталей без механической обработки;
  • при непосредственном государственном участии будет создано 12 производственных участков по выпуску разработанной продукции (технологических средств машиностроительного производства, критичных для стратегических машиностроительных предприятий).

Более 42% российского экспорта станков и оборудования приходится на страны СНГ, 21% – на страны Европы, 12% – Китай, более 5% – Япония, до 3% – США. Российская продукция востребована именно в развитом мире. Что же касается структуры импорта, то 74% необходимых РФ станков закупаются в европейских странах, 9% – в Китае, по 5% в Японии и США, 4% приходится на страны СНГ.

Импортирует РФ прежде всего ручные машины (36,7%), штамповочные прессы (16%), станки для обработки дерева (15,3%), обрабатывающие центры (7,4%).

Покупатели больше приобретают в РФ токарные станки (22,8%), штамповочные прессы (18%), ручные машины (13,6%), сверлильные, фрезерные и агрегатные станки (12,3%). Если взять конкретные страны, то Германия больше покупает токарные и строгальные станки, Италия помимо вышеозначенных кузнечно-прессовые машины и деревообрабатывающие станки, Япония – обрабатывающие центры, Китай – обрабатывающие центры, токарные, строгальные станки и кузнечно-прессовые машины.

 

 

2. Анализ внешней торговли продукцией станкостроения

 

2.1 Анализ экспортности  производства продукции станкостроения

 

В 2000-е годы из обрабатывающих производств отечественного машиностроения наиболее динамично развивались производства энергетического, металлургического, железнодорожного и сельскохозяйственного оборудования. Интенсивно создавались сборочные площадки для выпуска автомобилей иностранных марок. В общем, росли производства, на продукцию которых существовал спрос, прежде всего, внутреннего рынка. В их число не вошло российское станкостроение – отрасль, формирующая технологическую структуру всех отраслей и подотраслей, специализирующихся на производстве машин и оборудования. Нельзя сказать, что кризисные явления очень сильно сказались на станкостроении. Во всяком случае, они проявились в нем в значительно меньшей мере по сравнению, скажем, с автомобильной промышленностью.

Проведем анализ экспортности станкостроения в мире за период с 2000 по 2011 гг., данные для анализа представлены в табл. 1–4.

 

Динамика готовой продукции станкостроения, млн. долл.

 

 

Как видно из табл. 1 и 2, рис. 3, большая доля произведенной продукции станкостроения принадлежит странам Азии (доля варьируется от 52,5% в 2000 г. до 54,8% в 2011 г.), второе место в структуре произведенной продукции станкостроения принадлежит странам – членам «Cecimo», их доля варьируется от 41,4% в 2000 г. до 36,8% в 2011 г.

 

Доля экспорта в общем  количестве произведенной продукции станкостроения

 

Проведя анализ табл. 3 и 4, необходимо отметить, что доля экспорта готовой продукции станкостроения в общем количестве произведенной продукции станкостроения растет в период с 2000 по 2008 г., однако мировой финансовый кризис повлиял на количество продукции станкостроения, которое страны экспортировать, снизив его в 2009 г., однако затем, начиная с 2010 г., постепенно наблюдается рост доли экспорта в готовой продукции станкостроения, что показано на рис. 4.

Рассмотрим показатели экспортности продукции станкостроения в динамике за 2000–2011 гг. по некоторым странам, таким как: Китай, Япония, Германия, Италия, Республика Корея, Тайвань, США, Швейцария, Австрия, Испания.

 

Произведенная продукция станкостроения

 

2000

2001

2002

2003

2004

 

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

Азия

25684

52,5

27084

52,5

28084

52,1

29289

52,1

30539

52,3

Страны – члены «Cecimo»

20246,6

41,4

21227

41,1

22227

41,3

23017

40,9

23717

40,6

Северная и Южная Америка

3010,4

6,2

3310,4

6,4

3560,4

6,6

3960

7

4159,4

7,1

Итого:

48941

100

51621

100

53871

100

56266

100

58415

100


 

Экспорт и его доля от произведенной продукции станкостроения

 

2000

2001

2002

2003

2004

Экспорт

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

млн. долл.

%

Азия

3030,7

11,8

3385,5

12,5

3707,1

13,2

3954

13,5

4244,9

13,9

Страны – члены «Cecimo»

1721

8,5

1910,4

9

2044,8

9,2

2141

9,3

2253,1

9,5

Северная и Южная  Америка

117,4

3,9

132,4

4

146

4,1

170,3

4,3

187,2

4,5

Итого:

4869,1

9,9

5428,31

10,5

5897,9

10,9

6264,9

11,1

6685,2

11,4


 

Экспорт и его доля от произведенной продукции станкостроения по странам

 

2000

2001

2002

2003

2004

Экспорт

млн. долл

%

млн. долл

%

млн. долл

%

млн. долл

%

млн.

долл.

%

Китай

737

11

840

12

1050

14

1145,5

14,5

1230

15,0

Япония

1215,6

14

1437,5

15

1547,4

16

1677,3

16

1824,6

16,1

Германия

903,8

13

1078,4

14

1352,4

16

1477,2

16

1623,6

16,2

Италия

158,6

6

209,5

7

254,5

7,5

311,5

8

376,7

8,2

Республика Корея

42,5

5

58,2

6

75,9

6,6

94,5

7

133,2

7,2

Тайвань

54,5

4

74,8

5

87,4

4,5

1145,5

5,9

166,4

6,3

США

23,9

4

29,1

5

34,4

4,6

44,5

4,7

62,3

5,0

Швейцария

17,3

3,8

28,2

4

42,3

4,3

63

4,9

86,7

5,0

Австрия

4,7

4

5,3

4

7,1

4,5

9,1

4,6

13,4

5,0

Испания

19,7

4

23,5

4

28,1

4,2

34,1

4,5

41,1

4,9

Итого:

3177,7

11

3784,5

11,8

4479,5

12,8

31535

12,8

5558,2

13,008


 

Динамика и удельный вес экспортируемой продукции в общем количестве производимой продукции станкостроения всех представленных стран в анализируемом периоде увеличивались с 2000 г. по 2008 г., затем в период мирового финансового кризиса данные показатели значительно снизились, однако уже с 2010 г. по 2011 г. вновь наблюдалась тенденция к росту по всем показателям.

 

2.2 Страны, экспортирущие  и импортирующие продукцию станкостроения

 

На сегодняшний день ведущей тройкой стран по экспорту продукции станкостроения являются Китай, Япония и Германия.

За 2011 г. Китай экспортировал продукции станкостроения на сумму 5,7 млрд. долларов, Япония – 3,9 млрд. рублей, Германия – 3,8 млрд. рублей. В десятку ведущих стран – экспортеров станкостроительной продукции также входят Италия, Тайвань, Франция (0,6 млрд. рублей – 2011 г.), Республика Корея, США, Великобритания (0,6 млрд. рублей – 2011 г.), Швейцария, сведения по объему экспорта станкостроительной продукции за 2011 г. по большинству стран указаны в табл.

Китайская Народная Республика, сокращённо КНР или просто Китай – государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд, большинство населения – этнические китайцы, самоназвание – хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

Товары с пометкой «сделано в Китае» ныне можно встретить  по всему миру. Как показывает статистика, Китай уже первенствует в мире по объёму производства свыше 100 видов  продукции. В Китае выпускается  более 50% продаваемых в мире фотоаппаратов, 30% кондиционеров, 25% стиральных машин и примерно 20% холодильников.

Кроме того, согласно таможенной статистике, Китай уже много лет  подряд является первым экспортёром  текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоёмкой продукции. С 1989 года среднегодовой прирост импортной и экспортной торговли Китая составляет 15%.

Ключевой экспортный рынок для Китая – США, торговые связи двух стран чрезвычайно сильны. Основные статьи экспорта из КНР в США: электрооборудование, одежда и обувь, мебель.

Япония, официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку») – островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.

Япония расположена  на Японском архипелаге, состоящем  из 6852 островов. Четыре крупнейших острова – Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку – составляют 97% общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии – вулкан Фудзи. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире.

Информация о работе Анализ внешней торговли продукцией станкостроения