Анализ внешней торговли продукцией станкостроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить современное состояние внешней торговли станкостроительной продукции в мире.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– изучить сущность понятия внешней торговли;
– рассмотреть тенденции станкостроения в России в 2009–2011 гг.,
– провести анализ экспортности производства продукции станкостроения;
– выявить ведущие страны – экспортеры и продукции станкостроения.

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Являясь великой экономической  державой, Япония занимает третье место  в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

На конец 2009 г. финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн. долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010 г. по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

Германия, официальное  название Федеративная Республика Германия (ФРГ) – государство в Центральной Европе.

Столица – город Берлин (местопребывание Бундестага и правительства, некоторые министерства расположены в Бонне). Форма правления – парламентская республика, форма государственного устройства – симметричная федерация 16 автономных земель.

Германия является членом Европейского союза и НАТО, входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

С уровнем ВВП 2 триллиона 811 миллиардов долларов (по ППС) Германия в 2009 г. находилась на пятом месте в мире (после США, Китая, Японии и Индии). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany. По уровню жизни страна занимает 9 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала.

Ведущей отраслью экономики  Германии являются услуги (Германия, как  постиндустриальная страна это экономика  услуг и экономика знаний), доля которых в ВВП страны составляет 78% (2011). Также развито производство товаров, машин и различного оборудования, которые составляют значительную часть немецкого экспорта. Агросектор составляет 0,5–1,5% ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны.

В десятку ведущих  стран – импортеров станкостроительной продукции входят такие страны как  Китай, Германия, Япония (эти три страны являются также тройкой ведущих стран экспортеров станкостроительной продукции), Республика Корея, Тайвань, Италия, Франция, Турция, Великобритания и США

За 2011 г. Китай импортировал продукции станкостроения на сумму 5,8 млрд. долларов, Япония – 5,6 млрд. долларов, Германия – 4,9 млрд. долларов, США – 1,1 млрд. долларов, Республика Корея – 1,2 млрд. долларов, Тайвань – 1,5 млрд. долларов, Италия – 2,8 млрд. долларов, Франция – 1,4 млрд. долларов, Турция – 1,1 млрд. долларов, Великобритания – 1,7 млрд. долларов.

Страна нетто-экспортер  – экспортер, стоимость экспорта которого превышает стоимость импорта.

Страна нетто-импортер – страна, стоимость импорта которой  превышает стоимость экспорта.

По итогам анализа  динамики ведущих стран экспортеров  и импортеров станкостроительной продукции, было выявлено, что данные страны по итогам 2011 г. являются нетто-импортерами, так как их стоимость импорта превышает стоимость экспорта.

 

 

Заключение

 

Внешняя торговля – форма  международных экономических отношений, которая представляет собой совокупность экспортных товаров и услуг, в производстве которых страна обладает преимуществом, и импортных товаров и услуг, в производстве которых страна не обладает преимуществом, регулируется институтами мирового хозяйства и направлена на экономический рост. Первые попытки определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели были сделаны на стадии перехода от феодализма к капитализму (XV–XVIII вв. – в экономическом учении меркантилистов, яркими представителями которого являлись Т. Мен, Ж.Б. Кольбер и Ч. Давенант).

В настоящий период времени  формой связи между производителями  продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей также понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет  установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой – произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Станкостроение –  ведущая отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного  хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.

Появление металлорежущих станков связано с развитием  крупного капиталистического производства, с организацией первых промышленных предприятий заводского типа. Широкое распространение машин-орудий, а затем и паровых машин требовало повышения точности обработки деталей. Эта задача могла быть решена только с изобретением машин для производства машин и в первую очередь металлорежущих станков с механическим суппортом. Создание механического суппорта относится к началу 18 в. Русский механик А.К. Нартов в 1738 г. построил первый в мире станок с механическим суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Нартов и др. русские мастера (М. Сидоров-Красильников, С. Шелашников, Я. Батищев) сконструировали в 18 в. ряд металлорежущих станков (станки для сверления стволов пушек, различные агрегатные станки). Однако изобретения русских мастеров не могли получить широкого применения и известности, т.к. потребность феодально-крепостнической России в небольшом количестве машин (главным образом для изготовления вооружения) обеспечивалась отдельными небольшими заводами.

В целях обеспечения  потребности предприятий ОПК  разработана подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы». Она координируется с другой ФЦП – «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007–2010 годы и на период до 2015 года».

По итогам анализа, проведенного во второй главе данной работы было выявлено следующее:

  • большая доля произведенной продукции станкостроения принадлежит странам Азии (доля варьируется от 52,5% в 2000 г. до 54,8% в 2011 г.), второе место в структуре произведенной продукции станкостроения принадлежит странам – членам «Cecimo», их доля варьируется от 41,4% в 2000 г. до 36,8% в 2011 г.;
  • доля экспорта готовой продукции станкостроения в общем количестве произведенной продукции станкостроения растет в период с 2000 по 2008 г., однако мировой финансовый кризис повлиял на количество продукции станкостроения, которое страны экспортировать, снизив его в 2009 г., однако затем, начиная с 2010 г., постепенно наблюдается рост доли экспорта в готовой продукции станкостроения;
  • лидерами по производству продукции станкостроения в анализируемом периоде являются Китай, Япония и Германия, их удельные веса в общей сумме произведенной продукции станкостроения представленных 10 стран варьируются, в 2000 г. они составляли – Китай – 23,2%, Япония – 30,1%, Германия – 24,1%, в 2011 г. – 20,7%, 19,9% и 18,8% соответственно. В динамике же показатели производства продукции по странам в период с 2000 г. по 2008 г. имеют тенденцию к росту, однако в 2009 г. показатели были значительно ниже уровня показателей 2008 г., причиной данной явления послужил мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., однако в 2010 г. наблюдается положительная динамика к росту по всем показателям;
  • Все представленные в табл. 5–8 страны являются экспортерами продукции станкостроения. Лидером – экспортером продукции станкостроения с 2000 по 2007 г. была Япония, однако, уже в 2008 г. лидером в этой области стал Китай, сохраняющий свое лидерство по сей день. В тройку лидеров экспортеров продукции станкостроения в анализируемом периоде также входит Германия, экспортирующая продукцию на 903,8 млн. долларов в 2000 г., в 2011 г. данный показатель составил 38,136 млн. долларов;
  • динамика и удельный вес экспортируемой продукции в общем количестве производимой продукции станкостроения всех представленных стран в анализируемом периоде увеличивались с 2000 г. по 2008 г., затем в период мирового финансового кризиса данные показатели значительно снизились, однако уже с 2010 г. по 2011 г. вновь наблюдалась тенденция к росту по всем показателям;
  • на сегодняшний день ведущей тройкой стран по экспорту продукции станкостроения являются Китай, Япония и Германия. За 2011 г. Китай экспортировал продукции станкостроения на сумму 5,7 млрд. долларов, Япония – 3,9 млрд. рублей, Германия – 3,8 млрд. рублей. В десятку ведущих стран – экспортеров станкостроительной продукции также входят Италия, Тайвань, Франция (0,6 млрд. рублей – 2011 г.), Республика Корея, США, Великобритания (0,6 млрд. рублей – 2011 г.), Швейцария;
  • в десятку ведущих стран – импортеров станкостроительной продукции входят такие страны как Китай, Германия, Япония (эти три страны являются также тройкой ведущих стран экспортеров станкостроительной продукции), Республика Корея, Тайвань, Италия, Франция, Турция, Великобритания и США. За 2011 г. Китай импортировал продукции станкостроения на сумму 5,8 млрд. долларов, Япония – 5,6 млрд. долларов, Германия – 4,9 млрд. долларов, США – 1,1 млрд. долларов, Республика Корея – 1,2 млрд. долларов, Тайвань – 1,5 млрд. долларов, Италия – 2,8 млрд. долларов, Франция – 1,4 млрд. долларов, Турция – 1,1 млрд. долларов, Великобритания – 1,7 млрд. долларов;
  • по итогам анализа динамики ведущих стран экспортеров и импортеров станкостроительной продукции, было выявлено, что данные страны по итогам 2011 г. являются нетто-импортерами, так как их стоимость импорта превышает стоимость экспорта.

 

 

Список литературы

 

  1. Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. // Проблемы прогнозирования. – 2012. – №5. – С. 130–144
  2. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учебн. Пособие под ред. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. – М., 2011.
  3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов / под ред. Л.Е. Стровского. – М., 2012. – 847 с.
  4. Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. – 2011. – №1. – С. 68–83.
  5. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учебник / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 671 с.
  6. Дегтярева, О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / Дегтярева О.И. [и др.]. – М.: Дело, 2011. – 320 с.
  7. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело. Практикум: учебное пособие для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, 2011. – 527 с.
  8. Грачев, Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операции: учебн.-практ. пособие / Ю.Н. Грачев. – М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2012. – 592 с.
  9. Покровская, В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник / В.В. Покровская. – М.: Юристъ, 2012. – 456 с.
  10. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.-практич. пособие / Е.Ф. Прокушев. – М.: ИВЦ «Маркетинг Учебник», 2011. – 208 с.
  11. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Р.И. Хасбулатова и др. – М.: Международные отношения, 2012. – 544 с.

торговля внешний  экспортность станкостроение

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Анализ внешней торговли продукцией станкостроения