Арабо - Израильский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Цель: анализ арабо – израильского конфликта.
Объект: арабо – израильский конфликт.
Предмет: история, развитие и перспективы урегулирования конфликта.
Задачи:
1. Рассмотреть историю арабо – израильского конфликта.
2. Рассмотреть развитие арабо – израильского конфликта.
3. Определить перспективы урегулирования арабо – израильского конфликта.

Файлы: 1 файл

КР 3.docx

— 53.95 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Ближневосточный арабо-израильский  конфликт является одним из самых  длительных и сложных в новейшей истории мирового сообщества. Этот конфликт распространился практически  на весь арабский Ближний Восток. Помимо Израиля и Палестины в него прямо или косвенно вовлечены  многие арабские страны. Усугубляют ситуацию некоторые важные обстоятельства. В  частности, данный конфликт происходит в самом центре мировых нефтяных ресурсов, в которых в последние  десятилетия мировая экономика  и ведущие страны мира испытывают огромную потребность. В этом  регионе проживает многомиллионное население. Это исторический центр мусульманской цивилизации, колыбель трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. При этом относительно молодая исламская религия отличается большой устойчивостью своих ценностей, правил и традиций, широкой распространенностью и глубиной проникновения в мусульманскую культуру и повседневный образ жизни арабского общества, служит важным фактором мусульманской этнокультурной и гражданской идентичности. В настоящее время ислам переживает период бурного развития, противоречивого процесса дифференциации и обновления, сочетания стремления адаптироваться к экономическим, политическим и культурным реалиям современной эпохи и активных консервативных попыток сохранить свою базисную сущность.

В связи с этими обстоятельствами мировое сообщество уже многие десятилетия  рассматривает ближневосточный  арабо-израильский конфликт  как серьезную международную проблему, опасный очаг напряженности, реальную угрозу международной безопасности и стабильности. Данный региональный межгосударственный конфликт, который проявляет тенденцию к расширению своих масштабов (даже возникли признаки опасности столкновения двух цивилизаций и новой мировой войны), нуждается в активных усилиях как стран Ближнего Востока, но и всего мирового сообщества по его урегулированию и успешному разрешению.

Мировое сообщество имеет большой  исторический политический и правовой опыт действенного предотвращения, урегулирования и разрешения межгосударственных кризисов,  конфликтов и войн. Общими усилиями многих стран и народов, международных организаций, политических и общественных деятелей современный  мир изменился. Многие международные организации, и в первую очередь Организация Объединенных Наций, систематически работают над совершенствованием системы политико-государственных и правовых технологий и механизмов, с тем, чтобы они была эффективно действующим инструментом решения актуальных мировых проблем. Регулярно на заседаниях Совета Безопасности ООН и других международных организаций обсуждаются острые региональные проблемы,  которые приобрели международный характер. К ним относится проблема урегулирования ближневосточного арабо-израильского конфликта, в решении которой в последнее десятилетие вновь начинает преобладать здравый смысл, политико-государственные и правовые подходы.  

Надежное и повсеместное утверждение  приоритета права в отношениях между  государствами - одна из важнейших задач  современной мировой политики. Какими бы различными не были взгляды государств на будущее мироустройство, вполне очевидно, что любая система международных  отношений может быть прочной только в том случае, если она опирается на общепризнанную и доминирующую в мире политико-государственную стратегию и правовую базу. Именно в миропорядке, основанном на верховенстве права и многосторонних механизмах регулирования  межгосударственных отношений, содержатся благоприятные предпосылки успешного разрешения региональных и международных конфликтов, в том числе затянувшегося на многие десятилетия ближневосточного конфликта.

Цель: анализ арабо – израильского конфликта.

Объект: арабо – израильский  конфликт.

Предмет: история, развитие и перспективы  урегулирования конфликта.

Задачи:

1. Рассмотреть историю арабо – израильского конфликта.

2. Рассмотреть развитие арабо – израильского конфликта.

3. Определить перспективы урегулирования  арабо – израильского конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторические корни конфликта

Впервые идея создания отдельных  арабского и еврейского государств в Палестине возникла в 30-х годах. В 1937 г. британской королевской комиссией был предложен план раздела подмандатной территории на три части. Первая, охватывающая территорию северной Палестины, включавшая Галилею и часть приморской полосы, предназначалась под еврейское государство. Второй сектор, занимавший Самарию, Негев, южную часть правобережья Иордана, а также территориально оторванные от них города Тель-Авив и Яффа, должен был послужить для создания арабского государства. Наконец третий сектор, согласно планам комиссии, должен был оставаться под нейтральным мандатным управлением Великобритании. В этот сектор, наряду с имеющими важное стратегическое положение Иудейскими горами, вошли святыни мусульманской, еврейской и христианской культуры: Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Претворению в жизнь этого плана помешала разразившаяся Вторая мировая война. После окончания мировой войны вопрос о разделе Палестины был реанимирован. Еврейские организации напоминали об ужасах Холокоста и требовали немедленного провозглашения государства Израиль. Схема раздела Палестины, предложенная ООН в 1947 г., сильно отличалась от планов предвоенного политического переустройства региона. Согласно резолюции № 181 Генеральной ассамблеи ООН еврейское государство значительно увеличивало свою площадь за счет арабских территорий на юге. От нейтральной международной зоны, под которую изначально предполагалось выделить 1/10 территории Палестины, остался лишь небольшой анклав, включавший Иерусалим и Вифлеем с ближайшими пригородами. Эта территория должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью демилитаризованной. Планируемая территория еврейского государства включала три, а арабского — четыре не связанных между собой участка территории. Резолюция ООН нарушила этнический паритет. Территория еврейского государства за счет пустынных пространств Негева оказалась больше арабской, что не соответствовало этнической картине послевоенной Палестины: в 1946 г. здесь на 1269 тыс. арабов приходилось всего 678 тыс. евреев.[1]

В Палестине было создано  только еврейское государство —  Израиль (1948 г.). Мирное сосуществование  на одной земле двух враждебных друг другу государств с разными религиозно-культурными фундаментами, с нечетко определенными искусственными границами было невозможным.

Этот один из самых длительных региональных конфликтов современности  длится более 60 лет. В целом историю конфликта можно разделить на несколько ключевых этапов: арабо-израильская война 1948 г. (первая война), Суэцкий кризис 1956 г. (вторая война), арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. (3 и 4 арабо-израильские войны), Кэмп-дэвидский процесс мирного урегулирования 1978-79 гг., война в Ливане 1982 г. (пятая война), процесс мирного урегулирования 90-х годов (Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г.) и Интифада 2000 г., начавшаяся 29 сентября 2000 г. и зачастую определяемая экспертами как "шестая война" или "война на истощение".[3]

Первая война разразилась  сразу же после провозглашения 14 мая 1948 г. независимости Государства  Израиль. Вооруженные контингенты  пяти арабских стран: Египта, Иордании, Ирака, Сирии и Ливана заняли ряд  территорий в южной и восточной  частях Палестины, зарезервированных  по решениям ООН за арабским государством. Затем арабами был занят еврейский  квартал в Старом Иерусалиме. Израильтяне  тем временем взяли под свой контроль стратегически важную дорогу, ведущую  от побережья к Иерусалиму, проходящую через Иудейские горы. К началу 1949 г. вооруженные формирования сумели занять Негев вплоть до прежней египетско-палестинской границы, за исключением узкой прибрежной полосы сектора Газа; эта полоса осталась под египетским контролем и именно она теперь обычно и именуется сектором Газа, хотя по решению ООН 1947 г. арабский сектор Газа должен быть гораздо больше по площади. Иорданская армия сумела закрепиться на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Занятая иорданской армией часть Западного берега стала рассматриваться как часть Иорданского государства. Переговоры февраля—июля 1949 г., приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 г.[4]

Вторая война вспыхнула  спустя семь лет. Под предлогом защиты национализированного египетским правительством Суэцкого канала, доселе находившегося  в собственности европейских  компаний, Израиль ввел свои войска на Синайский полуостров. Спустя пять дней после начала конфликта израильские  танковые колонны захватили сектор Газа, вернее то, что от него оставалось арабам после 1948—1949 гг., заняли большую  часть Синая и вышли к Суэцкому каналу. В декабре, после объединенной англо-французской интервенции, предпринятой против Египта, в области конфликта были размещены войска ООН. Израильские вооруженные силы покинули Синай и сектор Газа в марте 1957 г.[5]

Третья война, за свою скоротечность  получившая название Шестидневной, протекала  с 5 по 10 июня 1967 г. Поводом для нее  послужило усиление бомбардировок  военных объектов Израиля сирийской  авиацией в начале 1967 г. В течение  Шестидневной войны Израиль практически  уничтожил египетские военно-воздушные  силы и установил свою гегемонию  в воздухе. Война стоила арабам утраты контроля над Восточным Иерусалимом, потери Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Синая и Голанских высот на израильско-сирийской границе.[6]

В конце 80-х годов наметились реальные перспективы мирного выхода из затянувшегося ближневосточного конфликта. Вспыхнувшее на оккупированных территориях в декабре 1987 г. народное восстание палестинцев (интифада) вынудило израильские власти прибегнуть к  поиску компромисса. 31 июля 1988 г. король Иордании Хусейн заявил о прекращении  административных и иных связей своей  страны с Западным берегом Иордана, в ноябре 1988 г. была провозглашена  независимость государства Палестина. В сентябре 1993 г. при посредничестве США и России в Вашингтоне была подписана декларация, открывающая  новые пути урегулирования кризиса. В этом документе Израиль давал  согласие на организацию Палестинской национальной автономии (но не государства), а ООП признавала право Израиля  на существование. В соответствии с  Вашингтонской декларацией, в мае 1994 г. было подписано соглашение о  постепенном введении палестинского  самоуправления на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в течение  пятилетнего переходного периода (вначале в секторе Газа и городе Ариха /Иерихон/ на Западном берегу). В последующий отрезок времени территория, на которой стала осуществляться юрисдикция ПНА, постепенно расширялась. В мае 1999 г., когда истек срок временного статуса ПНА, палестинцы пытались вторично — и уже на более серьезных основаниях — провозгласить свою независимость, но были вынуждены отказаться от этого решительного шага под давлением мирового сообщества.[1]

 «Камни преткновения».

Основными постоянными конфликтогенными факторами арабо-израильского противостояния по-прежнему остаются следующие вопросы:

1. Статус Иерусалима.

2. Палестинские беженцы.

3. Израильские поселения.

4. Границы.

Именно невозможность  разрешения этих ключевых проблем, в  силу ряда субъективных и объективных  причин, и приводит перманентно к  обострению ситуации в зоне конфликта.  
Невозможность мирного урегулирования заключается в том, что как палестинцы, так и израильтяне выдвигают друг к другу односторонние и практически неприемлемые для реализации условия. Так, к примеру, Израиль требует от Ясира Арафата прекратить террор и нейтрализовать террористические организации, однако сохраняя политику, которая, в принципе, и порождает этот террор. В свою очередь, палестинские требования к Израилю также являются неприемлемыми, с точки зрения израильтян и их интерпретации сохранения безопасности в регионе.

Израилю, по мнению его экспертов, выполнение любого из этих требований, особенно касающихся вопроса границы  и беженцев, грозит фактически утратой  независимости. С такими выводами в  определенной степени нельзя не согласиться. К примеру, гипотетическое возвращение  почти 4 млн. палестинцев для 6 млн. Израиля, где еврейское население составляет около 83%, означает тотальное изменение  этнодемографического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы. В целом проблема палестинских беженцев остается одним из основных источников напряженности в арабо-израильских отношениях.[4]

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима, который и стал основной причиной последней Интифады в 2000 г. Война 1967 г. (шестидневная) стоила арабам Старого города Иерусалима (Восточной арабской части), Синая, Сектора Газа, Западного берега реки Иордан (территория Иордании) и Голанских высот (на сирийско-израильской границе). В целом ключевую роль в подъеме исламских религиозно-политических организаций в регионе Ближнего Востока, в расцвете исламского терроризма сыграл захват в 1967 г. Израилем Восточного Иерусалима. При этом наиболее крупным событием в этом периоде, вызвавшем резкое недовольство всего мусульманского мира, стал поджег третьей мусульманской святыни - знаменитой мечети Аль-Акса в августе 1969 г. При подписании любых соглашений, будь то палестино-израильские соглашения в Осло 1992 г., или Кэмп-дэвидские соглашения 2000 г., вопрос о статусе Иерусалима всегда являлся ключевым и одновременно наиболее спорным. Нежелание израильтян следовать практически всем резолюциям ООН о передаче палестинцам Восточной части Иерусалима как столицы палестинского государства вызывает серьезное недовольство со стороны арабских государств и провоцирует террористическую деятельность различных исламских экстремистских организаций на территории Израиля.

Что касается позиции палестинцев, то можно привести высказывание бывшего  главы палестинского правительства  Абу-Мазена (Махмуд Аббас):

«В Кемп-Дэвиде мы сказали им, что не согласимся на их присутствие у Западной стены. Напротив, у Стены плача (небольшой части Западной стены) вы сможете проводить свои религиозные церемонии. Мы согласились, что они могут молиться возле Западной стены, на основе решения, принятого британской комиссией Шоу от 1929 года. Комиссия постановила, что Западная стена принадлежит мусульманам, но евреям позволено молиться возле нее. Кроме того, весь восточный Иерусалим принадлежит нам. В последний день они представили свои смехотворные предложения, согласно которым мы получаем суверенитет над Храмовой Горой, а они над территорией, находящейся под Храмовой Горой. Понятно, что мы это восприняли, как шутку. Это неприемлемое и унизительное предложение, и мы его отвергли». Позиция Абу-Мазена по вопросу Иерусалима известна. Иерусалим, как и любой другой «палестинский город, оккупированный в 1967 году, и, особенно Храмовая Гора, должны принадлежать только палестинцам».[7]

Информация о работе Арабо - Израильский конфликт