Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:26, реферат
Цель: анализ арабо – израильского конфликта.
Объект: арабо – израильский конфликт.
Предмет: история, развитие и перспективы урегулирования конфликта.
Задачи:
1. Рассмотреть историю арабо – израильского конфликта.
2. Рассмотреть развитие арабо – израильского конфликта.
3. Определить перспективы урегулирования арабо – израильского конфликта.
Стена плача, упомянутая выше,
является еще одним «камнем
Новое обострение спора произошло в сентябре 1996 г., после открытия израильтянами туннеля, ведущего под мечеть Аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в Храме Соломоновом. Но озабоченные мусульмане решили, что расчистка туннеля от завалов может привести к тому, что мечеть Аль-Акса просядет или даже вовсе рухнет, или что террористы начинят туннель динамитом и взорвут Храмовую гору. По утверждениям палестинцев, открыв туннель, израильские власти намерены не только доказать, что Аль-Акса воздвигнута на месте храма Соломона, но и, пустив туда туристов, намерены разрушить мечеть и воздвигнуть на ее месте копию Храма Соломона.[9]
2. Развитие арабо – израильского конфликта.
В настоящее время на территории конфликта продолжается палестинская Интифада, начавшаяся в 2000г. Сегодня участников политического процесса можно поделить на два лагеря:
1. сторонников восстановления
процесса мирного
2. непримиримых противников
любых переговоров с Израилем
(или Палестиной), сторонников продолжения
борьбы вплоть до полного
В настоящее время, благодаря агрессивной и бескомпромиссной политике правительства А.Шарона, произошла резкая радикализация палестинского общества, что в конечном итоге привело к существенному изменению в раскладе политических сил в ПА. Роль Ясира Арафата, еще несколько лет назад обладавшего полновесной властью, сегодня сведена до минимума, в то время как влияние и поддержка со стороны населения ПА экстремистских организаций возросла практически до абсолютных величин. Как свидетельствуют данные статистических опросов, действия ХАМАСа сегодня значительно популярнее среди палестинцев, чем официальная политика Арафата. Так, если в сентябре 2000 г. ХАМАС поддерживало 23% палестинцев, то в октябре 2001 г. - уже 31%, число же сторонников ФАТХа (организация подконтрольная Арафату) уменьшилось за этот же период с 33% до 20%.[9]
Что касается ситуации в противоборствующих лагерях, то в последнее время в каждом из них наблюдается некое подобие раскола. Среди израильтян набирает силу оппозиция, работа которой уже вылилась в появление Женевского соглашения, которое будет обнародовано 20 ноября этого года и предполагает многие уступки, на которые не хочет пойти Шарон. Оппозиция считает политику Шарона слишком радикальной. Есть еще одна группа недовольных политикой Шарона – те, кто считает ее слишком мягкой, предающей интересы Израиля и ставит в вину премьер-министру появление Женевского соглашения. Эта группа имеет претензии к следующим шагам Шарона и его правительства:
1. Принятие министерством
внутренних дел постановлений,
фактически способствующих
2. Принятие правительством
плана «Карта дорог», фактически
очередной модификации
3. Арест группы еврейских поселенцев, обвиняемых в членстве в подготовке терактов против арабов. Большинство обвинений не удалось доказать, остальные базируются на более, чем сомнительных доказательствах.
4. Ведение переговоров
между Израилем и
5. Подготовка «альтернативного
Женевскому соглашению» плана
окончательного мирного
Таким образом, положение израильского правительства остается сегодня достаточно сложным. Ситуация усугубляется отношением ООН к проводимым израильтянами мероприятиям.
ООН ежегодно принимает полтора-два
десятка антиизраильских
Поддержка Израиля США
объясняется многими причинами.
Основной движущий фактор в политике
Буша и его команды, – это люди,
которые понимают долгосрочные интересы
Америки. А этим интересам противоречит
ослабление Израиля. Если Израиль будет
допускать серьезные
Израиль – Союзник США
в борьбе с международным терроризмом,
который представлен
Наконец, самая большая часть еврейского народа сегодня проживает в США, причем ее представители занимают многие ключевые посты в бизнесе и политике. И пока будет возможность, они будут поддерживать государство Израиль и своих соотечественников.
Почему же израильская
сторона в большинстве своем
не приемлет создание Палестинского
государства или даже существование
вооруженной палестинской автономии?
Израиль считает основной угрозой
для себя численное превосходство
арабских людских ресурсов и малые
размеры территории своего государства.
Недостаток глубины территории делает
Израиль уязвимым в случае неожиданного
нападения противника. К тому же
80% его населения и промышленности
сконцентрированы в узкой полосе
протяженностью 90 км и местами шириной
всего 50 км, что дает возможность
их уничтожения одним ударом. Неравенство
с арабами в людских ресурсах
вынуждает Израиль держать
Теперь о ситуации в палестинском лагере. Здесь тоже далеко не все однозначно. Как уже было сказано, среди палестинцев наблюдается два течения: за борьбу и уничтожения Израиля и за мирное урегулирование конфликта. Борьба между этими силами явно не способствует конструктивной работе палестинской администрации.
Сейчас ситуация в Палестине по-прежнему сложная. Израиль возводит Стену безопасности, оккупирует палестинские территории, разрушает здания, убивает людей (далеко не всегда террористов). Палестинцы не складывают оружие – теракт в Хайфе, самый крупный за последнее время, унес жизни 19 человек. Переговоры постоянно срываются, стороны слишком нетерпимы друг к другу. Посредничество и помощь других стран могут быть эффективны лишь в том случае, если стороны прислушаются к их рекомендациям.
3.Перспективы урегулирования конфликта.
Одной из первых попыток разрешения арабо-израильского конфликта стал созыв 30 октября 1991г. в Мадриде за инициативой США и СССР Ближневосточной мирной конференции. На конференцию приглашались правительства Израиля, Сирии, Ливана, Иордании. Палестинцы приглашались в рамках объединенной Иорданно-палестинской делегации. Конференция работала всего 3 дня, впервые за столом переговоров встретились все стороны конфликта. Конференция дала значительный толчок переговорному процессу на Ближнем Востоке.
В 1992г. сложилась благоприятная
ситуация для мирного процесса -
на парламентских выборах в
Убийство Ицхака Рабина 4 ноября 1995г. привело к новым парламентским выборам в Израиле. Для многих это стало шоком, когда на выбрах, которые состоялись 29 мая 1996г., победил Нетаньяху, противник установления палестинского государства. В первые годы премьерства Нетаньяху мирный процесс испытал много задержек. 15 января 1997г. было подписано новое соглашение про постепенную передачу под палестинский контроль города Хеброн. Однако ситуация обострилась уже в весной 1997г., когда Израиль огласил про строительство еврейского квартала в Восточном Иерусалиме. Реакцией арабских террористов стали новые теракты.
1999г. принес изменения в ближневосточный мирный. На досрочных выборах в парламент в Израиле 17 мая 1999г., победила партия Эхуда Барака, с которым многие связывали надежды на ускорение мирного процесса. 4 сентября 1999г. в египетском городке Шарм аль-Шейх между Израилем и ООП было подписано новое соглашение. В соответствии с соглашением, 13 сентября 1999г. снова открылись переговоры про постоянный статус, которые были прерваны в мае 1996г. Переговоры велись по основным наиболее сложным и спорным вопросам, а именно:
1. Статуса Иерусалима.
2. Палестинских беженцев.
3. Израильских поселений.
4. Мер безопасности.
5. Границ.
В начале июля 2000г. президент
США Билл Клинтон предложил провести
решающий трехсторонний саммит. Вероятность
успеха саммита аналитиками
Мирный процесс 1991-2000гг. закончился с началом палестинской Интифады 2000года. С этого времени обе стороны отказывались вести переговоры, а если кто-то и соглашался, то переговоры срывались. Подписание мирных соглашений делали невозможным теракты палестинских экстремистов и операции израильской армии.
В декабре 2001года была предпринята попытка организовать встречу лидеров конфликтующих сторон под эгидой ЕС. Попытка европейцев помирить израильтян с палестинцами завершилась провалом. Встреча Ариэля Шарона с Ясиром Арафатом не состоялась. Израильский премьер заявил, что вообще не будет встречаться с палестинским лидером. [6]
Роль ООН как международной организации, которая могла бы помочь в разрешении конфликта, сводилась к принятию резолюций, которые Израиль часто игнорировал, впрочем, как и Палестина. Во многих случаях антиизраильские резолюции ООН из года в год воспроизводили одни и те же формулировки.
В этом году Палестина снова несколько раз обращалась в ОНН. Нынешний спор, который ПА надеется урегулировать с помощью ООН, касается строительства Израилем стены безопасности. После расследования данной ситуации специальный наблюдатель ООН по правам человека на палестинских территориях Джон Дугард подготовил отчет, в котором утверждается, что в ходе строительства укрепленной защитной стены на границе с ПА Израиль аннексирует значительные палестинские территории на Западном берегу. «Имеющиеся сведения не позволяют усомнится, что Израиль осуществляет строительство на незаконно аннексированных территориях, - говорится в этом отчете. - Подобная аннексия территорий рассматривается международным законодательством как незаконный захват земель».[48] 1 октября ООН в своем докладе по правам человека призвала правительства стран мира осудить Израиль за строительство стены.