Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:32, реферат
Интерес американской элиты к Центральной Азии появился после ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Это событие вызвало болезненную реакцию в Вашингтоне. Администрации Джимми Картера (1977–1980) и Рональда Рейгана (1980–1988) опасались, что СССР создает плацдарм для рывка к нефтегазовым ресурсам Персидского Залива. Соединенные Штаты также поддерживали афганских моджахедов для ослабления позиций Советского Союза. Американская дипломатия наладила систему партнерства с Пакистаном и КНР на антисоветской основе. К концу 1980-х годов в американской аналитике появился термин «Центральная Азия» (Central Asia).
Центрально-азиатская стратегия Обамы
Введение
Начало нового президентского
срока Владимира Путина совпало
по времени с ослаблением
28 июня Узбекистан приостановил
членство в Организации
На этом фоне в Центральной Азии усилились позиции Соединенных Штатов. Элиты центральноазиатских государств возвращаются к проектам взаимодействия с США в военно-политической сфере. Администрация Барака Обамы использует эти настроения для укрепления позиций Вашингтона. Пять лет назад среди российских политологов был популярен тезис об «уходе Америки из Центральной Азии». В середине 2012 г. подобные представления выглядят преждевременными.
Центральная Азия: взгляд из Вашингтона
Интерес американской элиты
к Центральной Азии появился после
ввода советских войск в
Американская «Центральная Азия» не тождественна советской «Средней Азии». В Советском Союзе понятие «Средняя Азия» включало в себя Узбекскую, Таджикскую, Туркменскую и Киргизскую ССР. К Центральной Азии в американском понимании помимо них относят Казахстан, западные районы КНР, Афганистан, Пакистан, иногда – зону индо-пакистанского конфликта и Монголию. За этим читался политический подтекст: расширенно трактуя понятие «Центральная Азия», американцы не признавали претензий России на приоритетное партнерство с республиками бывшего СССР [2].
Администрации Джорджа Буша-старшего (1989–1992) и Уильяма Клинтона (1993–2000) обсуждали новую роль Центральной Азии в политике Вашингтона [3]. Приоритетное место в документах 1990-х годов занимала поддержка Вашингтоном альтернативных России маршрутов экспорта энергоносителей. (В августе 1997 г. администрация У. Клинтона объявила Каспийское море сферой «национальных интересов США».) Американские эксперты выражали озабоченность усилением позиций талибов в Афганистане.
И все же до конца прошлого века проблемы Центральной Азии не были для США приоритетными. Перелом наступил после прихода к власти в 2001 г. республиканской администрации Джорджа Буша-младшего. Это было вызвано тремя причинами.
Первая – создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 15 июня 2001 г. Россия, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан преобразовали «Шанхайский процесс» в полноценную организацию. Параллельно Россия и КНР подписали 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве («большой договор»). Документ фиксировал: 1) отказ сторон от использования силы во взаимоотношениях друг с другом; 2) приверженность принципам мирного сосуществования; 3) взаимное уважение права на выбор собственного пути; 4) поддержку принципов территориальной целостности и незыблемости суверенитета. Эти положения перекликались с программными документами ШОС. В Вашингтоне появились опасения, что Россия и КНР создают в Центральной Азии первую после окончания «холодной войны» систему обеспечения региональной безопасности без участия США.
В создании ШОС был и неблагоприятный для Америки идеологический подтекст. Во второй половине 1990-х годов администрация У. Клинтона внедряла в международные отношения практику принудительной смены режимов под лозунгом «гуманитарного вмешательства». Российско-китайский «большой договор» 2001 г. и документы ШОС осуждали практику ограничения суверенитета. Для США это означало появление блока, который, пусть декларативно, не был согласен с политикой Вашингтона.
Вторая причина – усиление конфронтации США и КНР. В 1995 г. администрация У. Клинтона провозгласила переход к стратегии «сдерживания Китая» («containment of China»). И все же в конце 1990-х годов США колебались между политикой силовых демонстраций и стремлением «вовлечь» КНР в интеграционные объединения на Тихом океане. Только в ходе президентской кампании 2000 г. кандидат от республиканцев Дж. Буш-младший назвал Китай «стратегическим противником» США. Этот вывод был подтвержден в Стратегиях национальной безопасности США 2002 и 2006 гг.
Отсюда – усилившийся
при республиканцах интерес Соединенных
Штатов к Центральной Азии. После
волнений в Синьцзян-Уйгурском
Третьей причиной стало проведение
антитеррористической операции НАТО в
Афганистане. После терактов 11 сентября
2001 г. США открыли военные базы
в Центральной Азии: Ханабад в
Узбекистане, Манас – в Кыргызстане.
ВВС США получили также право
использовать в транзитных целях
аэропорты Таджикистана (Душанбе, Курган-Тюбэ)
и Казахстана (Луговой). У США появилось
военное присутствие в регионе,
связанное с размещением
Новый взгляд на роль Центральной Азии был закреплен в Стратегии национальной безопасности США 2002 г. «Евразия» и Ближний Восток были объявлены в ней приоритетными регионами с точки зрения национальных интересов Соединенных Штатов. В то же время такой традиционно приоритетный регион, как Европа, был отодвинут на третью позицию. В документе утверждалось, что в Центральной Азии сосредоточены «вызовы и возможности» для Америки в новом веке. К первым относились транснациональный терроризм, радикализация ислама и наркотрафик. Ко вторым – наличие больших (хотя и недоказанных) запасов углеводородов и возможность ограничения влияния КНР.
Администрация Дж. Буша-младшего озвучила, таким образом, базовые идеи центральноазиатской политики США. Во-первых, Центральная Азия важна для Америки, и уходить из нее Вашингтон не намерен. Во-вторых, присутствие в Центральной Азии позволяет США решать комплекс военно-политических задач: от борьбы с транснациональным терроризмом до ограничения ресурсов России и «сдерживания» КНР. В-третьих, ни Ташкентский договор 1992 г., ни ШОС не препятствуют США выстраивать свою систему отношений с центральноазиатскими государствами. Эта система может совпадать, а может и не совпадать с интересами России и КНР.
Стратегия прорыва
В начале нового века администрация
Дж. Буша-младшего предприняла попытку
активного вмешательства в
Весной 2002 г. администрация Дж. Буша-младшего стала зондировать возможность вступления или предоставления Соединенным Штатам статуса ассоциированного члена ШОС. Предложения Белого дома поставили ШОС на грань кризиса [5]. Узбекистан поддерживал американские предложения. Китай выступил против подключения Вашингтона к ШОС. Россия оказалась в сложном положении: она стремилась сохранить единство организации и в то же время не желала ссориться с американцами (в условиях 2002 г. последнее означало трудности в отношениях с Узбекистаном). Только выведя за скобки вопрос об американском присутствии, страны ШОС приняли Устав организации на Санкт-Петербургском саммите 7 июня 2002 г.
Американские СМИ обсуждали бол
Однако администрация
Дж. Буша-младшего взяла курс на «ускоренную
демократизацию» Центральной
Ограниченное присутствие
Свертывание военных баз
в Узбекистане сократило
Однако, несмотря на сокращение ресурсов, США не свернули внешнеполитическую активность в Центральной Азии. В 2006 г. при Государственном департаменте США было создано новое Бюро Центральной и Южной Азии. В мае 2007 г. состоялся визит в Вашингтон министра иностранных дел Республики Казахстан Марата Тажина, давший старт возобновлению американо-казахского диалога. 22 июня 2009 г. после напряженных переговоров Кыргызстан и США договорились о перепрофилировании авиабазы «Манас» в Центр транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас».
В отношении ОДКБ Соединенные
Штаты проводили двойственную политику.
Эта организация была создана 29 апреля
2003 г. на Душанбинском саммите стран-участниц
Ташкентского договора коллективной безопасности.
Ни США, ни Североатлантический альянс
не признавали ОДКБ. Не последовало
официальной реакции Вашингтона
и Брюсселя и на озвученные 8 июля
2004 г. предложения генерального секретаря
ОДКБ Николая Бордюжи о
Более перспективным вторая
администрация Дж. Буша-младшего (2005–2008)
считала развитие партнерства с
Индией. Подписанное 2 марта 2006 г. американо-индийское
соглашение о сотрудничестве в сфере
мирного использования атомной
энергии означало частичное признание
Соединенными Штатами ядерного статуса
Индии. 15 марта 2007 г. была запушена «инициатива
четырех» – практика совместных военно-морских
учений США, Австралии, Индии и Японии.
19 июля 2009 г. последовало американо-
Лиссабонский поворот
Толчком к новой активизации американской политики в Центральной Азии стал Лиссабонский саммит НАТО 20–21 ноября 2010 г. В ходе саммита было принято решение о выводе в 2014 г. вооруженных сил альянса из Афганистана. В результате в Афганистане должны будут остаться только вспомогательные силы НАТО для тренировки афганских сил самообороны. Перед США встал вопрос о маршруте вывода контингента НАТО.
Теоретически вывод сил
альянса можно осуществить
В свою очередь, страны Центральной Азии проявили интерес к возрождению взаимодействия с США.
27 сентября 2010 г. было подписано
Соглашение между КНР и
Избирательное партнерство
Дипломатия Б. Обамы базируется на установлении партнерства со странами Центральной Азии в отдельных сферах. Речь идет, прежде всего, о партнерстве в вопросах предстоящего вывода войск НАТО из Афганистана. США также прощупывают возможность сохранения американского присутствия в регионе после 2014 г.