Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:32, реферат
Интерес американской элиты к Центральной Азии появился после ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Это событие вызвало болезненную реакцию в Вашингтоне. Администрации Джимми Картера (1977–1980) и Рональда Рейгана (1980–1988) опасались, что СССР создает плацдарм для рывка к нефтегазовым ресурсам Персидского Залива. Соединенные Штаты также поддерживали афганских моджахедов для ослабления позиций Советского Союза. Американская дипломатия наладила систему партнерства с Пакистаном и КНР на антисоветской основе. К концу 1980-х годов в американской аналитике появился термин «Центральная Азия» (Central Asia).
Ключевую роль в американской
стратегии играет Узбекистан. Еще
в октябре 2009 г. в Вашингтоне возобновились
прерванные в 2005 г. американо-узбекские
политические консультации. В феврале
2011 г. в Ташкенте прошли консультации
о перспективах развития отношений
между Узбекистаном и США по широкому
спектру направлений
Тенденция к расширению американо-узбекского
партнерства усилилась после
приостановления Ташкентом
Похожей схемы американская
дипломатия придерживается и в отношениях
с Кыргызстаном. В мае 2010 г. Вашингтон
осторожно выступил против возможного
ввода в эту страну миротворческих
сил ОДКБ. Это привело к стремлению
руководства Кыргызстана
13 марта 2012 г. министр
обороны Леон Панетта заявил
о намерении Вашингтона
Менее ясны перспективы взаимодействия Вашингтона с Таджикистаном. Администрация Б. Обамы пытается выстроить диалог с этой страной. 12 апреля 2011 г. помощник госсекретаря США Р. Блейк и министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи провели переговоры о сотрудничестве по широкому комплексу вопросов, включая вопросы борьбы с транснациональным терроризмом. Эти же вопросы рассматривались в ходе состоявшегося 20–21 октября 2011 г. визита в Душанбе госсекретаря США Х. Клинтон.
4 июля 2012 г. о намерении
усилить взаимодействие в
Однако пока Таджикистан остается приоритетным партнером России в Центральной Азии. Душанбе поддерживает российские предложения по усилению ОДКБ. В июле 2012 г. России и Таджикистану удалось решить вопрос о продлении срока нахождения в стране российской 201-й мотострелковой дивизии. У руководства Таджикистана сильны опасения по поводу нестабильности в Афганистане. Эти обстоятельства могут неблагоприятно сказаться на перспективах Вашингтона добиться крупного успеха на таджикском направлении.
Туркменский фактор
Подвижки заметны и в отношениях Соединенных Штатов с Туркменистаном. При администрации Дж. Буша-младшего американо-туркменские отношения были напряженными. США квалифицируют политический режим этой страны как недемократический и до настоящего времени не имеют полноценного посла в Ашхабаде. Более того, в 2002–2003 гг. американские СМИ обсуждали вопрос о близости режима Сапармурата Ниязова к странам «оси зла» [6]. Полноценное военно-стратегическое партнерство с США невозможно для Туркменистана из-за действующего с 1995 г. нейтрального статуса.
Переосмысление роли Туркменистана в американской политологии началось после смерти С. Ниязова 21 декабря 2006 г. Весной – летом 2007 г. в Америке появилась серия публикаций о том, что новый президент Гурбангулы Бердымухамедов начнет политику осторожной либерализации туркменской политической системы. Некоторые авторы даже сравнивали ситуацию в Туркменистане с событиями в СССР в период между смертью И. Сталина (1953 г.) и ХХ съездом КПСС (1956 г.). Эти дискуссии не побудили администрацию Дж. Буша-младшего изменить отношение к Туркменистану, но они доказали, что такое улучшение возможно, если туркменское руководство будет считаться «более либеральным». На фоне успешного визита в Москву нового президента Туркменистана, состоявшегося 23 апреля 2007 г., российские эксперты обратили мало внимания на этот сдвиг в американской политике. Между тем он привел к серьезным переменам.
Подвижки
в американо-туркменских
Особой поддержкой США пользуется проект ТАПИ. В середине 1990-х годов администрация У. Клинтона содействовала этому проекту через поддержку деятельности компании «Unocal Corporation». После взрывов талибами американских посольств в Кении и Танзании 7 августа 1998 г. компания вышла из консорциума «CentGaz». Администрация Б. Обамы возрождает эту стратегию. В поддержку ТАПИ выступили советник Госдепартамента США Даниэль Штайн и руководитель пресс-службы Госдепа Виктория Нуланд. Последняя указала, что Белый дом пока не намерен участвовать в проекте ТАПИ, но готов оказать ему политическую поддержку.
Такая политика помогает американцам укрепить позиции независимо от перспектив реализации ТАПИ. США демонстрируют свою поддержку проектов диверсификации экспорта каспийских энергоносителей, обостряют трения между «Газпромом» и странами Центральной Азии, укрепляют партнерство с Индией, демонстрируя поддержку ее энергетических интересов. Вашингтон создает ощущение (не важно – реальное или иллюзорное), что каспийские энергоресурсы могут пойти не на восток, а на юг – в сторону Индийского океана. Это усиливает соперничество Индии и КНР.
Проблема для ШОС
Американцы не исключают сотрудничества с ШОС по отдельным проблемам. Однако в Белом доме хотели бы видеть такую ШОС, в которой американцы (не важно – самостоятельно или через союзников) влияли бы на процесс выработки решений.
Весной 2011 г. Соединенные
Штаты начали вновь, как и в 2002
г., ставить вопрос об усилении взаимодействия
с ШОС. Осенью 2011 г. администрация
Б. Обамы дважды подтвердила эти
намерения. В ходе «центральноазиатского
турне» в октябре 2011 г. госсекретарь
США Х. Клинтон подтвердила, что
Вашингтон готов начать переговоры
с ШОС о формате
Если предложения США будут реализованы, формат деятельности ШОС изменится. Во-первых, Белый дом стремится получить доступ к процессу принятия в ШОС политических решений. Статус партнера по диалогу не предполагает доступа к закрытым документам. Но партнер может ознакомиться с их содержанием, обратившись с запросом к одному из членов ШОС, например, к Кыргызстану или Узбекистану.
Во-вторых, Вашингтон поддерживает
проекты увеличения числа партнеров
ШОС. Американцы поддержали заявку Турции
на получение статуса партнера ШОС,
выступили за интеграцию в ШОС
Пакистана и Индии – стран,
которые активно
Политике США соответствует обозначившаяся в последние годы тенденция к расширению состава ШОС. Еще в 2004–2005 гг. статус наблюдателей в организации получили Монголия, Индия, Пакистан и Иран. На Пекинском саммите 6–7 июня 2012 г. Афганистан получил статус наблюдателя, а Турция – партнера по диалогу. В Пекине также обсуждался вопрос о вступлении в ШОС Индии и Пакистана. В случае принятия варианта «реформы через расширение» Вашингтон сможет использовать ресурсы средних стран и Индии для блокирования ведущей роли Москвы и Пекина в ШОС.
Новые направления американской политики в отношении ШОС были обозначены на прошедшей 14 июня 2012 г. Кабульской конференции по вопросам восстановления безопасности и возрождения экономики Афганистана. На этой конференции страны ШОС выступали с единых позиций, выработанных на Пекинском саммите. Белый дом поддержал участие в Кабульской конференции ШОС как организации. Это стало одним из прецедентов взаимодействия Вашингтона с ШОС в качестве партнера по диалогу.
Американцы не исключают сотрудничества с ШОС по отдельным проблемам. Однако в Белом доме хотели бы видеть такую ШОС, в которой американцы (не важно – самостоятельно или через союзников) влияли бы на процесс выработки решений. В этом смысле действия Соединенных Штатов направлены скорее на ослабление, чем на усиление ШОС.
Последствия для России
США претендуют на роль «критического балансира» растущему влиянию России и КНР. Это повышает их шансы на выстраивание партнерских отношений со странами Центральной Азии.
Активизация политики США
на центральноазиатском
Неудачи России на «узбекском
направлении» – часть общей тенденции.
Современная политика России в Центральной
Азии сформировалась под воздействием
дипломатических успехов
«Узбекский кризис» показал ошибочность этих представлений. Большинство российских успехов были вызваны дипломатическими ошибками США. Обновленная стратегия Б. Обамы породила серьезные проблемы для России. В недалеком будущем Москве вновь, как и в 2002 г., придется решать принципиальный вопрос: как выстроить диалог ШОС с США в условиях, когда Вашингтон заинтересован в диалоге с центральноазиатскими странами в обход России и КНР?
Ресурсы Москвы в настоящее
время меньше, чем были в начале
2000-х годов. Администрация Дж. Буша-младшего
делала ставку на индуцирование кризиса
в ШОС и смену
* * *
Десять лет назад США
провели реорганизацию
Администрация Б. Обамы пытается
вернуться к амбициозным
1. На III Международном газовом конгрессе в г. Туркменбаши индийская компания «GAIL Ltd.» и пакистанская компания «Inter State Gas System (Private) Ltd.2» подписали с «Туркменгазом» соглашения о строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия). Параллельно был подписан Меморандум о взаимопонимании Афганистана и Туркменистана по вопросам долгосрочного сотрудничества в газовой сфере.
2. Anderson G. The International Politics of Central Asia. Manchester; N.Y., 1997.
3. After Empire: The Emerging Geopolitics of Central Asia / Ed. by J.C. Snyder. Washington, 1995.
4. Фененко А.В. Американский фактор и кризис трансъевразийского пространства // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 3(27). С. 16–26.
5. Макдермотт Р. Российская программа обеспечения безопасности в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 2(20).
6. Панфилова В., Могилевский А. Обратный отсчет для Туркменбаши: Дядя Сэм хочет иметь в Ашхабаде племянника // Независимая газета, 10.09.2002.
Использованные материалы:
1. President Obama’s Afghanistan–Pakistan (AFPAK) Strategy, March 27, 2009
2. Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan. Eisenhower Hall Theatre, United States Military Academy at West Point, December 01, 2009
3. National Security Strategy, May 2010
4. International Security Assistance Force (1, 2, 3, 4, 5)
5. Remarks by the President in Address to the Nation on the Way Forward in Afghanistan and Pakistan. Eisenhower Hall Theatre, United States Military Academy at West Point, December 01, 2009
6. International Security Assistance Force (ISAF): Key Facts and Figures (1, 2)