Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа
Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;
Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83
Словом,
практически на каждом участке финансирования
существуют возможности для увеличения
объемов инвестиций. В области
использования собственных
В
последние годы в мировой экономике
практически произошла
Страны буквально вступают в острую конкурентную борьбу за привлечение иностранных инвестиций, рассматривая их как дополнительное средство для ускорения экономического развития, привлечения современных технологий и обеспечения более эффективных способов управления. Это обусловливает проведение ими широкой и всесторонней либерализации инвестиционной политики, направленной не только на существенную модернизацию, но и на унификацию инвестиционного режима, на расширение круга предоставляемых иностранным инвесторам гарантий, облегчение их доступа на национальные рынки, действенную защиту от произвола чиновников, обеспечение стабильности условий инвестирования. Только за 1991-2001 гг. число стран, вносивших изменения в свои инвестиционные режимы, возросло до 71, то есть в два раза, а количество внесенных ими поправок - до 208. Характерно, что 93% всех изменений было направлено на либерализацию или содействие привлечению ПИИ.
Однако Россия с ее неустойчивым инвестиционным климатом остается за бортом проходящих в мире изменений. В результате в 2000 г. на ее долю пришлось 0,2% мирового объема ПИИ, тогда как, к примеру, Бразилия получила 2,2%, Мексика - 1,7%, Китай - 2,7%, а вместе с Гонконгом - почти 7%. Иными словами, от китайских показателей Россия отстает почти в 40 раз. Доля накопленных Россией ПИИ составила лишь 0,3% от общемировых объемов, а доля Китая (с Гонконгом) - 12%.
В
2002 г., по данным Госкомстата, в Россию
поступили иностранные
Портфельные инвестиции в общем объеме иностранных инвестиций, поступающих в Россию, пока еще не играют заметной роли (2,4% в 2002 г.). На практике это означает, что наша страна вновь упустила возможность привлечения капиталов через российский фондовый рынок, а значит, и средств на развитие экономики без подчинения зарубежному капиталу.
Основной объем иностранных инвестиций (77%) приходится на "прочие" источники финансирования, состоящие в основном из торговых кредитов, кредитов, полученных от международных организаций, и других видов ссуд, которые по методике Госкомстата относятся к инвестиционным капиталам, но зачастую не имеют никакого отношения к процессу инвестирования.
ПИИ
направляются в основном в торговлю
и общественное питание (почти 25% в 2002
г.), в нефтедобывающую
Правительственные
планы экономического развития ставят
вопросы о привлечении ПИИ
недостаточно решительно. Так, проект
Программы социально-
Впрочем,
такую точку зрения разделяют
далеко не все. Весьма противоречивым
оказалось отношение к
Подобный
подход лишает Россию возможностей заполнить
брешь в получении столь
Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.
Одновременно, природно-ресурсный потенциал имеет огромное значение для экономического развития страны и внешнеэкономической деятельности ТЭК. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам нефти. Запасы нефти учтены в недрах 40 субъектов Российской Федерации, из которых в 35 осуществляется добыча нефти.
В стратегии развития нефтегазового комплекса на период до 2015 г. прогнозирует рост добычи нефти к 2015 г. до 530 млн тонн, газа - до 740 млрд куб. м. Переработка нефти к 2015 г. ожидается в объеме 210 млн тонн, экспорт - порядка 310 млн тонн. Реализация программы развития нефтегазового комплекса потребует капвложений в нефтегазовый комплекс за ближайшие 10 лет в объеме $270 млрд.
Добыча нефти с газовым конденсатом в РФ за 2004 г. увеличилась на 8,9% по сравнению с 2003 г. - до 458 млн 808,4 тыс. тонн. Экспорт нефти в России в 2005 г. составил около 285,5 млн тонн. Экспорт российской нефти в 2004 г. вырос на 17,3% по сравнению с 2003 г. - до 182 млн 164,4 тыс. тонн. В целом за 2004 г. добыча природного газа в РФ составила 591 млрд куб. м, что на 1,6% больше, чем в 2003 г. Основной объем добычи газа в России приходится на ОАО "Газпром", которое в 2004 г. добыло 545,1 млрд куб. м..40
Естественно, в перспективе предполагается наращивать экспорт нефти и в страны СНГ, и в государства Европейского Союза, и в США, что отражено в энергетической стратегии Российской Федерации.
Глобализация энергетики, расширение международной деятельности, появление новых игроков на мировых энергетических рынках диктуют новые подходы к реализации долгосрочных целей, отвечающих интересам национальной безопасности, и задач внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере. Главными из них являются:
В
то же время, немалое влияние на экспортный
потенциал российского ТЭК
- Политики повышения энергоэффективности;
- Программы повышения энергоэффективности;
- Органов власти, отвечающих за реализацию политики повышения энергоэффективности. Даже те слабые структуры, которые мы имели ранее, пали жертвой административной реформы;
- Практики выделения средств из федерального бюджета на повышение энергоэффективности, хотя бы на объектах федеральной собственности, на финансирование энергоснабжения которых уходит не менее 4 млрд. долл. в год.
Важной сферой развития ВЭС ТЭК России является проблема привлечения иностранных инвестиций. Для проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.
В
целом, перспективы
Нормативные
акты
Литература
Информация о работе Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России