Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:14, дипломная работа
Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
- Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
- Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России;
- Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов;
- Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
- Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;
Введение 3
Глава 1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК 6
1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности 6
1.2 Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК 23
1.3 Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России 31
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК 37
2.1 Основные направления и динамика участия России на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов 37
2.2 Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ 40
2.3 Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ 48
Глава 3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов 56
3.1 Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственная поддержка отрасли 56
3.2 Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономической деятельности российского ТЭК 61
3.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС 67
Заключение 80
Библиография: 83
Одним
из эффективных направлений
Министерство промышленности и энергетики РФ развивает сотрудничество с международными экономическими и энергетическими организациями — такими, как Международное энергетическое агентство, Мировой энергетический совет, ЕСК ООН, Форум АТЭС, организация Черноморского экономического сотрудничества, и рядом других региональных организаций. Это способствует взаимной координации энергетической политики России и других стран — крупных производителей и экспортеров энергоресурсов, выработке сбалансированной стратегии поведения на внешних рынках энергоресурсов, отстаиванию российских государственных интересов в области энергетики.27
Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития мировой экономики. По имеющимся оценкам, темпы роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4 процентов. При этом среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными темпами – 2 - 4 процента в год, в Европе – 1,5 - 2,5 процента.28
В зависимости от темпов и направлений развития мировой экономики, конъюнктуры цен на нефть и газ, перспектив реализации ряда международных проектов (на шельфе Каспийского и Северного морей, в Мексиканском заливе и других) и условий вовлечения в международный оборот запасов нефти Ближнего Востока и Северной Африки экспорт российской нефти может составить от 150 до 310 млн. т в год.
Ожидается, что экспорт российских нефтепродуктов в рассматриваемой перспективе будет снижаться. Это связано как с низким качеством одних нефтепродуктов (прежде всего автомобильного бензина и дизельного топлива) и высокой стоимостью их доставки на внешние рынки, так и со снижением экспортных ресурсов других (в первую очередь прямогонного бензина) в результате опережающего спроса на них на внутреннем рынке. К 2020 году экспорт нефтепродуктов может составить от 30 до 50 млн. т против 75 млн. т в 2002 году.
В то же время, если будет грамотно осуществляться политика разведки и увеличения добычи нефти, а так же сохраняться высокие цены на нефть на мировом рынке, данное направление внешнеэкономических связей ТЭК РФ останется важнейшим и наиболее значимым.
Россия уже сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа. В настоящее время его основной рынок сбыта - Западная Европа. Вторым важным рынком сбыта для России стала Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение. Природный газ экспортируется в европейские страны преимущественно в рамках долгосрочных контрактов (сроком до 25 лет) на условиях "бери или плати".
В то же время растущий спрос и ёмкость рынка газа в странах тихоокеанского региона делают актуальным более активное освоение газовой отраслью указанного рынка.
К 2020 году ожидается увеличение экспорта российского газа до 275 - 280 млрд. куб. м против 185 млрд. куб. м в 2002 году.
Фактический объём экспорта в дальнее зарубежье в перспективе будет зависеть от размера текущего спроса на газ, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители.
Энергетические рынки Содружества Независимых Государств и стран Европы в перспективе останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК. Экономический рост в странах Европейского союза и Содружества Независимых Государств должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта на эти рынки.
Ожидается, что спрос на российские энергоресурсы, прежде всего на нефть и газ, в странах Содружества Независимых Государств также будет расти, что связано, в частности с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в этих странах.
Рынок стран Западной и Центральной Европы останется для России одним из крупнейших в предстоящие 20 - 25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как с Европейским союзом, так и с другими странами Европы, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с проводимой либерализацией газового рынка Европы и с учётом перспектив формирования единого энергетического пространства российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 году соответственно 150 - 160 млн. т и 160 - 165 млрд. куб. м.
В
условиях интеграционных процессов
в Европе, либерализации
Преодоление рецессии в экономике США и прогнозы её долгосрочного роста позволяют рассчитывать на расширение потребности в энергетических ресурсах. США могут стать долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал - источником инвестиций в развитие отрасли и экспортных направлений транспортировки российской нефти. Кроме того, США в настоящее время являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности, а в будущем – и сжиженного природного газа.
Основными партнерами в экономическом сотрудничестве с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Южной Азией останутся Китай, Корея, Япония, Индия - перспективные рынки сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного цикла. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3 процентов в настоящее время до 30 процентов в 2020 году, а природного газа – до 15 процентов.29
Рынки
Ближнего Востока, Южной Америки
и Африки представляют интерес прежде
всего как потенциальные
Твёрдые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире.
Освоение
ресурсов и объемы инвестиций определяют
состояние инфраструктуры. От надежности
трубопроводного транспорта во многом
зависит энергообеспечение
Созданная в СССР система магистральных нефтепроводов ориентирована, кроме внутреннего рынка, на страны Восточной Европы и морские порты. Сейчас основным потребителем российской и транзитной нефти является Европа. В силу ограниченной потребности Европы рост добычи требует поиска новых рынков сбыта. В связи с этим приняты меры по вводу в эксплуатацию трубопровода КТК, нефтепровода Суходольная–Родионовская и первой очереди БТС. Это дополнение к разветвленной системе магистрального трубопроводного транспорта. Она включает три подсистемы:
1.
Газотранспортная система (ГТС)
В
ГТС реализуются и
До
2020 г. требуется строительство около
28 тыс. км магистральных газопроводов,
в т.ч. более 7000 км магистральных
газопроводов на востоке страны. Будут
развиваться проекты: "Голубой поток",
Ямал–Европа, Североевропейский газопровод,
Китайский газовый проект (Новосибирск–Красноярск–
2. Магистральные нефтепроводы. В 1993–1998 гг. из-за падения добычи нефти ее транспортировка снизились с 347 до 296 млн т/г. С 1999 г. добыча нефти растет, наращиваются транспортные мощности. Реконструировано более 20 нефтеперекачивающих станций, отремонтировано почти 3 тыс. км нефтепроводов и построено более одной тыс. км. Пропускная способность системы увеличилась на 37 млн т/г.
Расширяется трубопроводная система на Новороссийск, вводятся в действие нефтепроводы в обход Чечни и Украины, первая очередь Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн т/г. Введены в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 12 млн т/г, газопровод "Голубой поток". До 2020 г. планируется:
– расширение БТС до 50 млн т/г;
– создание новых экспортных портов на Балтике и в Баренцевом море;
– доведение максимальной пропускной способности нефтепровода Тенгиз–Новороссийск до 67 млн т/г;
– завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" и создание нового экспортного направления на порт Омишаль в Хорватии пропускной способностью до 15 млн т/г;
– строительство нефтепровода Ангарск–Находка (мощностью до 50 млн т/г) с ответвлением на г. Дацин (мощностью до 30 млн т/г).
3.
Магистральными
Отсутствие инфраструктуры сдерживает разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны АТР. Отсутствие глубоководных портов в Дальневосточном и Североморском регионах лишает страну возможности расширять рынки сбыта.
Стратегические направления энергетической политики на внешнем рынке:
– расширение экспорта без ущерба для внутреннего рынка; это будет обеспечено в первую очередь сбалансированной ценовой политикой;
– рост экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью при существенном улучшении их качества, в первую очередь нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки. Решению этой задачи будет способствовать приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО/МЭК;
– географическая диверсификация рынков сбыта, развитие северных, восточных и южных направлений (прежде всего в страны Северной Америки и Северо-Восточной Азии) с последующим увеличением их удельного веса;
– обеспечение безопасности транзита;
– освоение месторождений за рубежом;
– полное или долевое владение объектами энергетической инфраструктуры;
– привлечение зарубежных инвестиций;
– развитие новых форм сотрудничества.
Внешнеэкономическая политика будет подчинена решению одной из главных задач – преодолению сырьевой специализации. Это означает опережающее развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности, нефте- и газохимии.
В ближайшие годы российской экономике предстоит испытание не только повышенными темпами развития, но и качественными сдвигами. Речь идет о предстоящих масштабных структурных изменениях, направленных на диверсификацию промышленности, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, переориентацию экспорта на товары глубокой степени обработки. Иными словами, об изменениях, нацеленных на создание подлинно многоотраслевого народного хозяйства, как это приличествует такому государству, как Россия.
Новейшая история знает немало примеров постановки и успешного выполнения аналогичных задач. Достаточно вспомнить Японию, которая с 1946 по 1954 гг. увеличила ВВП с 10 до 119 млрд долларов, Республику Корею, чей ВВП с 1961 по 1979 гг. вырос с 10 до 117 млрд долларов, Китай, увеличивший этот показатель за 1978-1997 гг. с 447 до 882 млрд долларов, наконец, такие страны, как Тайвань и Сингапур.
Информация о работе Cовременное состояние и перспективы развития ТЭК России