Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать особенности денежно-кредитной политики как одного из основных инструментов макроэкономического регулирования экономики.
Задачами работы являются:
- рассмотреть сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики;
- охарактеризовать основные виды денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика как инструмент рыночного регулирования……5
1.1 Денежно-кредитная политика: понятие, сущность, цели……………………..5
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..9
1.3 Виды денежно-кредитной политики и механизмы их реализации…………11
2 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
2.1 Становление денежно-кредитной политики
2.2 Анализ функционирования денежно-кредитной политики
2.3 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 131.18 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 Связь между целями денежно-кредитной политики и инструментами регулирования центрального банка

Примечание -  Источник: [4, c. 41, рисунок 1.1].

 

В целом процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из нескольких этапов:

  • на первом этапе устанавливаются конечные цели в форме контрольных цифр (диапазона изменений) экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса;
  • на втором этапе определяются промежуточные цели в форме конкретных количественных показателей, определяющих действующий монетарный режим денежно-кредитной политики;
  • на третьем этапе с учетом специфики трансмиссионного механизма центральный банк выбирает операционные цели, т.е. те показатели, которые максимально поддаются ежедневному воздействию центрального банка;
  • на четвертом этапе производится выбор системы методов и инструментов денежно-кредитного регулирования [4, с. 40-41].

 

 

    1. Инструменты денежно-кредитной политики

 

 

Инструменты денежно-кредитной  политики — это совокупность монетарных мероприятий, используемых центральным банком для достижения намеченных экономических результатов. У разных стран общие монетарные методы, но имеются отличия в формах их реализации, обусловленные влиянием традиций, уровнем развитости кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике, сложившейся нормативной базой страны.

Различают прямые (административные) и косвенные (рыночные) инструменты  денежно-кредитного регулирования. К прямым относят директивы, предписания и инструкции, которые ограничивают сферу деятельности кредитного института; к косвенным — инструменты, которые воздействуют на денежно-кредитную сферу через формирование условий функционирования денежного рынка и рынка капиталов. Последние отличаются большей гибкостью, однако результаты их влияния сказываются не сразу и не всегда достигают намеченной цели.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Учетная ставка — это процент, который коммерческий банк платит центральному банку за предоставленную им ссуду. Учетная политика, проводимая центральным банком, играет важнейшую  роль в денежно- кредитном регулировании. С помощью учетной ставки центральный банк определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковских операций.

Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег.

 Инструментом, позволяющим  регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение нормы обязательных резервов. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают целый ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Так, если целью является рост сбережений населения, то центральный банк может установить более низкие нормы для срочных депозитов и более высокие — для депозитов до востребования. Таким образом он варьирует нормы обязательных резервов в соответствии с направленностью денежно-кредитной политики. Отчисления, поступающие в обязательный фонд резервов, оказывают воздействие не на отдельные банки, а на всю национальную банковскую систему и определяют объем предложения денег.

Оперирование нормами  обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменению норм. Тем самым он влияет на способность коммерческих банков путем кредитования создавать новые деньги.

При использовании данного  инструмента денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают чувствительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут отозваться нарушением денежно-финансового равновесия экономики, так что прибегать к таким мерам целесообразно в исключительных случаях — во время инфляции либо спада в экономике, когда необходимы сильнодействующие средства.

Наиболее важным способом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке — покупка центральным банком государственных ценных бумаг и их продажа коммерческим банкам и населению (обычно на вторичном рынке).

Это гибкий и достаточно эффективный инструмент денежно-кредитной  политики, широко используемый в странах  с развитым рынком ценных бумаг. Операции на открытом рынке затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования.

Вследствие проведения центральным  банком операций с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объем собственных резервов как отдельных коммерческих банков, так и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и в конечном счете — денежного предложения. Для увеличения предложения денег центральный банк покупает ценные бумаги, для уменьшения — продает.

Чтобы увеличить денежную массу в обращении, центральный  банк начинает выкупать государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения. В первом случае они переходят от коммерческих банков к центральному банку, избыточные резервы коммерческих банков увеличиваются и предложение денег возрастает; во втором случае центральный банк рассчитывается с населением за ценные бумаги чеками, владелец ценной бумаги передает чек своему коммерческому банку, а тот предъявляет его к оплате центральному банку. Когда банк оплачивает чеки, увеличиваются резервы коммерческого банка и, соответственно, способность создавать «новые деньги».

Продажа ценных бумаг банкам и населению имеет обратные последствия: резервы коммерческих банков сокращаются, уменьшая предложение денег.

Операции на открытом рынке  играют решающую роль в денежно-кредитном  регулировании: осуществляя их, центральный  банк не испытывает зависимости от коммерческих банков; государственные  ценные бумаги можно продавать и  покупать в различных количествах, обусловленных необходимостью влиять на предложение денег.

Для воздействия на денежную массу центральный банк может  использовать и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа иностранной валюты, или интервенции на валютном рынке. Они влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая — уменьшает денежную базу и предложение денег [3, c. 100-106].

 

 

    1. Виды денежно-кредитной политики и механизмы их реализации

 

 

Виды денежно-кредитной  политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.

Процесс поэтапного влияния  изменений в денежно-кредитной  политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге – на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм.

Существуют разные точки  зрения по этому поводу: кейнсианская и монетаристская. Передаточный механизм денежно-кредитной политики отражен на рисунке 1.3.

Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:

- центральный банк изменяет  резервы коммерческих банков, влияя тем самым в нужном направлении на предложение денег;

- изменения в предложении  денег вызывают понижение или повышение ставки процента;

- изменения процентной  ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;

- изменения плановых инвестиций, в свою очередь, повышают или  понижают уровень номинального  национального дохода.

 

 

Рисунок 1.3 Кeйнсианский и монетаристский передаточные механизмы денежно-кредитной политики

Примечание -  Источник: [5, с. 143, рисунок 5.2]

 

Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

- центральный банк изменяет  резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;

- изменения денежного  предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;

- изменения совокупного  спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.

Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег [4, c. 106-107].

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег MS. На рисунке 1.4 изображена гибкая денежно- кредитная политика.

Первоначально денежный рынок  находился в равновесии в точке  Е1. Допустим, спрос на деньги увеличился. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i0 , центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с М1/Р до М2/Р. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях — снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.

 

   


       

 

 

                

 

Рисунок 1.4 Гибкая денежно-кредитная политика

Примечание -  Источник:  [4, с.296, рисунок 2.1].

 

   Теперь предположим,  что центральный банк избрал  в качестве объекта регулирования  денежную массу (жесткая денежно-кредитная  политика). Оценив состояние денежного  рынка, он фиксирует предложение  денег на уровне M0/P. Тогда кривая предложения денег MS будет иметь вид вертикальной прямой. На рисунке 1.5 изображена жесткая денежно- кредитная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 Жесткая денежно-кредитная политика

Примечание - Источник [4, с. 297, рисунок 2.2 ].

 

Допустим, денежный рынок  находился в состоянии равновесия в точке E1 при ставке процента i1. Рост спроса на деньги с МD1 да MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной, ставки при неизменном предложении денег.

По мере ее роста будут  сокращаться избыточные резервы  и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения  денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств  коммерческими банками через  «учетное окно», что расширит возможность  создания ими новых денег. Чтобы  предложение денег осталось прежним  — M0/P, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее по мере надобности. На рисунке 1.6 изображена эластичная денежно- кредитная политика.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.6 Эластичная денежно-кредитная политика

Примечание - Источник [4,с. 298, рисунок 2.3 ].

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь