Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:16, научная работа
Актуальность темы исследования. Идея создания Евразийского союза представляет первостепенный интерес, поскольку речь идет о концентрации усилий по скорейшему преодолению неизбежного в переходный период экономического кризиса и осуществлению политических реформ. После «азиатского кризиса» конца 1990-х гг.. многие постсоветские страны осознали необходимость более тесного сближения экономик. Как результат образовалось Евразийское Экономическое Сообщество.
Введение..........................................................................................................4
Глава 1. Евразийская идея и создание Евразийского союза.
Создание Евразийского союза……………………………………………………7
Стратегическое значение Республики Казахстан в рамках нового формирующегося объединения…………………………………………………14
Глава 2. Евразийский вектор внешней политики РК.
2.1. Перспективы и контуры Евразийского Союза………………………………...19
2.2. Евразийский союз – любимое детище Нурсултана Назарбаева……………....24
2.3. Роль Казахстана в постсоветской интеграции…………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...37
Таким образом, строительство
Таможенного союза и Единого
экономического пространства закладывает
основу для формирования в перспективе
Евразийского экономического союза. Одновременно
будет идти и постепенное расширение
круга участников Таможенного союза
и ЕЭП за счет полноценного подключения
к работе Киргизии и Таджикистана,
с перспективой подключения к
проекту Украины и Молдовы, которые
также являются членами-наблюдателями
ЕврАзЭСа и участниками договора о зоне
свободной торговли в СНГ [34].
Таким образом, формирующемуся на наших
глазах «глобальному миру» очевидно, требуются
новое качество и новые модели «глобального
управления», которые бы отвечали актуальным
вызовам и могли бы обеспечить гибкое
и эффективное сочетание национально-государственных,
макрорегиональных и глобальных интересов,
тот самый баланс «глобального» и «локального»,
о необходимости, которой говорит автор
концепции «глокализации».
1.2. Стратегическое значение Республики Казахстан в рамках нового формирующегося объединения. Казахстан – естественное «ядро» процесса евразийской интеграции. Страна органично соединяет в себе «сегменты» мусульманской и христианской цивилизаций, тюркской и славянской культур, значимые элементы политического и идеологического многообразия, что позволяет ей сформировать уникальный опыт межкультурного, межконфессионального и межэтнического взаимодействия, естественным образом используя его в рамках интеграционных процессов. Следуя стратегическим установлениям своего национального лидера, страна определилась со своей национальной идеей и стратегической миссией – динамичное и стабильное развитие в условиях взаимосвязанного и многополярного мира. Казахстан имеет собственную модель межнационального согласия и опыт культурно-цивилизационного диалога, в создании которой ключевую роль сыграл президент Н. Назарбаев. Эта самобытная модель признана и высоко оценена ведущими международными организациями, включая ООН и ОБСЕ. Реализуя замысел Первого Президента страны, Казахстан создал и развил модель «евразийской демократии», опираясь на свой уникальный политический опыт, связанный с построением правового и демократического государства, институтов рыночной экономики в непростых условиях трансформационных процессов 1990-2000-х годов [35]. Благодаря усилиям своего лидера и творческой активности всего многонационального народа, Казахстан состоялся одновременно как национальное государство, создав консолидированную нацию и единое политическое пространство. Это позволило молодому государству избежать «культурно-цивилизационных» и этноконфессиональных «разломов», осложнивших политическое развитие и становление многих стран Центрально азиатского региона. Это позволило Казахстану стать примером и гарантом стабильного развития для сопредельных центрально азиатских государств [36]. Казахстан является автором ряда стратегических международных инициатив, сформулированных и обнародованных Н. Назарбаевым на самых представительных международных форумах – и в том числе инициативы о ядерном разоружении [37]. Реализуя много векторную внешнюю политику, приоритеты которой определены лидером нации, Казахстан последовательно развивает диалог с влиятельными международными организациями, представителями различных культурно-цивилизационных сообществ, что неизменно увеличивает его внешнеполитический вес. Помимо этого, Казахстан – автор оригинальной и успешной модели реформирования экономики, которая является ключевым элементом политического курса президента Н. Назарбаева. Это позволило стране занять достойное место среди наиболее динамично развивающихся стран мира, что приобретает особое значение в увязке с проводимым руководством страны курсом на укрепление политической стабильности. И не случайно, что именно сегодня в тесном взаимодействии со своими российским и белорусским коллегами - премьер-министром В. Путиным и президентом А. Лукашенко - президент Казахстана Н. Назарбаев сформулировал собственное видение целей, задач и перспектив будущего объединения. Напомним, что уже в середине 1990-х годов Н. Назарбаев полагал необходимым создать евразийский союз государств по образцу Евросоюза, где бы существовал консенсусный метод принятия решений [38]. Еще одной идейной «новацией» стало адресованное лидерам других постсоветских государств предложение лидера Казахстана создать Евразийский экономический союз. Таким образом, благодаря его значимому вкладу обретала новую жизнь идея качественно нового «евразийского объединения», не имевшего аналогов в предшествующей истории. В образе Евразийского союза, представленном лидером Казахстана сегодня отсутствуют любые проявления «политического ностальгизма», и изначально заявляется прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями это не прикрывалось. Признавая значимость аспектов безопасности, президент Казахстана усматривает в евразийском проекте возможность коллективно закрыться от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз – по его мнению, ЕАС не должен стать какой-либо формой «железного занавеса». В контексте протекающих сегодня глобальных процессов принципиально важно, что Евразийский Союз мыслится Н. Назарбаевым как открытый проект, в контексте широкого взаимодействия с Евросоюзом и другими значимыми объединениями. Н. Назарбаев принципиально подчеркивает, что Евразийский Союз не будет представлять собой «реставрации» или «реинкарнации» СССР или возрождения некоей «имперской модели», что полностью совпадает с позицией руководства России, Беларуси и других стран полностью совпадают [39]. По мнению главы Казахстана, ЕАС не будет ни в коей мере направлен против т.н. «китайской экономической экспансии», поскольку стратегическое партнерство с Китаем определяется в числе приоритетов внешней политики Казахстана и его партнеров по новому формирующемуся объединению – России и Беларуси. Последнее предполагает интенсивный политический диалог и тесное экономическое сотрудничество, а также взаимодействие в рамках ШОС и СВМДА. Лидер Казахстана настаивает на обязательности признания ответственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной, экономической, кредитно-финансовой и социальной политики – полагая это залогом стабильности ЕАС в целом [40]. Опыт Евросоюза, столкнувшегося сегодня с проблемами финансовой дисциплины, ставит вопрос о необходимости нахождения устойчивого баланса между коллективной и индивидуальной ответственностью членов современных союзных объединений. Н. Назарбаев неразрывно связывает «содержательное наполнение» евразийского проекта с последовательным формированием единого экономического пространства Казахстана, Беларуси и России как необходимой основой будущего объединения. Характерен эволюционный, взвешенный и прагматический подход казахстанского лидера к интеграционному процессу, целью которого является создание механизмов согласования экономической политики трех стран и обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов, а также унификация национальных законодательств. Именно ЕЭП, по мысли президента Казахстана, должен стать прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции — Евразийскому экономическому союзу, что предполагает создание мощного геоэкономического объединения с впечатляющими перспективами роста его совокупного потенциала. Не менее значимо, что лидер Казахстана стремится мыслить формируемый ЕАС как успешный центр глобальной силы вне четко прослеживающийся трендов глобального развития, которые предполагают политическую самоорганизацию в виде региональных союзов, формирующихся в разных регионах мира. Здесь прослеживается опора на опыт суверенного развития экономик России, Казахстана и других участников евразийской интеграции, которые стали частью глобальной экономики. По заключению Н. Назарбаева, одним из ключевых условий развития инновационного потенциала ЕАС является активное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества [41]. Национальный лидер Казахстана особенно подчеркивает неразрывную связь между созданием ЕАС и конструированием новой глобальной системы безопасности. В принятой в декабре 2010 года по предложению Н. Назарбаева Астанинской декларации саммита ОБСЕ впервые была обозначена цель создать единое и неделимое пространство евроатлантической и евразийской безопасности, что принципиально невозможно без опоры на систему устоявшихся региональных союзов [42]. С точки зрения президента Казахстана, в случае последовательного «внутреннего обустройства» и грамотного внешнеполитического позиционирования Евразийский Союз имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, призванной стать ответом на вызов глобального экономического кризиса. Поэтому создаваться новый союз должен именно как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение с эффективными внутренними механизмами, но не как новая «бюрократическая надстройка». Как следствие, всем участникам евразийской интеграции призваны выработать ясную и четкую стратегию действий, имеющую своей конечной целью создание инновационной экономики. Это позволит им выйти из статуса «периферийных экспортеров сырья» и занять более достойное место в мировом «разделении труда». И поскольку на путях «догоняющей модернизации» эту задачу принципиально невозможно, большое значение приобретают национальные стратегии «технологической революции», выдвигаемые странами-участницами формирующегося евразийского объединения. В этой связи особого внимания заслуживает реализуемая Казахстаном стратегия форсированного индустриально-инновационного развития, призванная обеспечить национальный «технологический прорыв». «Генератором» подобного прорыва в «евразийском масштабе», по мнению президента Назарбаева, и призван стать формируемый сегодня ЕАС, позволяющий задать общий алгоритм модернизации и инновационного развития участвующих стран[43]. Как представляется, предложенная Н. Назарбаевым Программа евразийской инновационно-технологической кооперации, рассчитанная на перспективу 10–15 лет, будет эффективно способствовать решению этой задачи. Рассмотрение Н. Назарбаевым Евразийского Союза как стратегически значимого звена, сцепляющего евроатлантический и азиатский ареалы развития, позволит объединению выполнить функцию «геополитического балансира» в изменчивом и нестабильном глобальном мире [44]. Заявленное им намерение наделить ЕАС ролью своеобразного «моста», соединяющего динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, выглядит вполне обоснованным на фоне объективной потребности ключевых геоэкономических игроков в более глубокой интеграции друг с другом в условиях глобального экономического кризиса.
ГЛАВА 2. ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РК.
2.1. Перспективы и контуры Евразийского Союза.
Во-первых, речь не идет о
том, чтобы в том или ином виде
воссоздать СССР, как об этом говорят
различные недоброжелатели
2.2. Евразийский союз – любимое детище Нурсултана Назарбаева.
Как уже известно, проект формирования Евразийского Союза был выдвинут президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов назвал Евразийский союз «любимым детищем» Нурсултана Назарбаева, делом всей его жизни. Причем по образцу Евросоюза, где будет консенсусный путь принятия решений. На протяжении двух десятилетий Президент Казахстана неизменно подталкивал объединительный процесс и неустанно повторял: «Интеграция - вот кратчайший путь к процветанию»[21]. Время показало, что Назарбаевым была прозорливо указана надежная и достижимая цель. Кроме того, эксперт уверен, что присоединение Таджикистана к Таможенному Союзу в рамках Евразийского экономического сообщества – это шанс решить проблемы для этой республики. Через два года должно появиться новое межгосударственное объединение Евразийский союз. На этот проект в Казахстане имеется два противоположных взгляда: официальный и позиция тех, кто выступает против. Принципиальное отличие от российской позиции, заключается в том, что Казахстан рассматривает будущий Евразийский союз, прежде всего, как экономическое объединение, о чем неоднократно подчеркивалось на самом высоком уровне [27]. Последний раз на встрече с представителями дипломатического корпуса президент отметил, что «евразийская интеграция … не будет нацелена на реинкарнацию какого-то политического союза, тем более канувшего в лету бывшего Советского Союза». Глава государства всегда придерживался постулата «сначала экономика». Так говорили и продолжают говорить казахстанцам. И надо сказать, что такой подход многих устраивал. Может быть, оно и верно, но уже все очевидней становится, что без политики дальнейшее развитие Казахстана не обойдется. Создаваемый Евразийский союз это классический пример межгосударственного объединения со всеми причитающимися наднациональными органами [18]. А это уже чистая политика. Во–первых, Нурсултан Назарбаев всегда был и останется сторонником добровольности интеграции. Каждое государство и общество должны самостоятельно прийти к пониманию, что в глобализирующемся мире нет смысла бесконечно упиваться собственной самобытностью и замыкаться в своих границах. Во-вторых, Евразийский Союз изначально видел как объединение государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ. Н. Назарбаев предлагает оперативно разработать и принять: Первое - совместную Программу евразийской инновационно-технологической кооперации, рассчитанную на перспективу 10–15 лет [25]. В этом плане показателен пример Франции, Германии и Великобритании, создавшими еще в 1970 году крупнейший международный авиастроительный консорциум AIRBUS. Позднее к ним присоединилась Испания. По итогам 2010 года AIRBUS существенно опередил американские компании «Боинг» и «Локхид» по числу поставок и заказов на новые самолеты. Ежегодный доход AIRBUS приближается к €30 млрд. На предприятиях компании, расположенных по всей Европе, трудятся 53 тыс. человек. Таким же путем идут ряд стран, поощряющих создание международных инновационных центров, заключающих двусторонние договоры по отдельным аспектам совместной разработки новейших технологий. Второе. Евразийский союз должен формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития. В экономическом плане мы можем стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии [17]. Сегодня реализуется проект международного транспортного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Со временем вдоль этого маршрута выстроится современная транспортно-логистическая система, которая обеспечит сокращение сроков поставок товаров на европейский и китайский рынки более чем в 3,5 раза. Безусловно, перспективным видится создание в будущем транс евразийской скоростной железной дороги. Третье. Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы. Как показывает опыт Евросоюза, создание общей платежной системы, а затем и единой валюты — закономерный этап интеграции. В современных условиях этот процесс должен также учитывать тенденции, развивающиеся вследствие мирового кризиса [18]. Нахождение центрального офиса в Казахстане избавит новое интеграционное объединение от подозрений, имеющихся как внутри наших стран, так и за пределами нашего объединения. Это вызовет большое доверие к нашей организации, которая делает первые шаги. Именно этим было продиктовано в свое время наше решение разместить штаб-квартиру СНГ в Минске. Не случайно, что штаб-квартира Европейского союза находится в Брюсселе. В недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи — наднациональной структуры, объединяющей парламентариев наших стран. Вместе с тем важно укреплять народную вертикаль евразийской интеграции. Речь идет о расширении числа евразийских общественных объединений. Например, на базе Делового совета ЕврАзЭСа можно создать Евразийский конгресс промышленников и предпринимателей. В формате трех стран Таможенного союза целесообразно создать Евразийскую торгово-промышленную палату. Надо начать работу по созданию круглосуточного новостного канала «Евразия-24» [11]. Это важно с точки зрения объективного и полного информирования граждан наших стран о преимуществах и ходе интеграции. В евразийском проекте недальновидно видеть только лишь возможность коллективно закрыться от внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических, экологических и других угроз. При таком узком понимании исторической перспективы ЕАС велик будет соблазн выкраивания нового подобия «железного занавеса», но уже по другим геополитическим лекалам [29]. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо. Евразийский союз рассматривается как открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями. Никакой «реставрации» или «реинкарнации» СССР нет и не будет. Это лишь фантомы прошлого, домыслы и спекуляции. И в этом наши взгляды с руководством России, Беларуси и других стран полностью совпадают. В ХХI столетии невозможно представить, чтобы Евразийский Союз состоялся как успешный центр глобальной силы вне четко прослеживающийся трендов глобального развития [15]. В текущем столетии регионализация стала общемировой тенденцией. Европейский союз в ближайшие годы планирует дальнейшее расширение за счет вступления в него Хорватии, а в перспективе — Сербии, Черногории и других стран. Евразийский союз – это стратегия будущего и мега-проект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего. Он имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, формирование которой началось под воздействием самого мощного в истории глобального финансово-экономического кризиса. Для этого всем участникам евразийской интеграции необходимо иметь ясную и четкую стратегию действий. Казахстан имеет собственную модель межнационального согласия и опыт культурно-цивилизационного диалога, в создании которой ключевую роль сыграл президент Н. Назарбаев. Эта самобытная модель признана и высоко оценена ведущими международными организациями, включая ООН и ОБСЕ [19]. Благодаря усилиям своего лидера и творческой активности всего многонационального народа, Казахстан состоялся одновременно как национальное государство, создав консолидированную нацию и единое политическое пространство. Это позволило молодому государству избежать «культурно-цивилизационных» и этноконфессиональных «разломов», осложнивших политическое развитие и становление многих стран Центрально азиатского региона [2]. Это позволило Казахстану стать примером и гарантом стабильного развития для сопредельных центрально азиатских государств. Казахстан является автором ряда стратегических международных инициатив, сформулированных и обнародованных Н. Назарбаевым на самых представительных международных форумах – и в том числе инициативы о ядерном разоружении. Реализуя много векторную внешнюю политику, приоритеты которой определены лидером нации, Казахстан последовательно развивает диалог с влиятельными международными организациями, представителями различных культурно-цивилизационных сообществ, что неизменно увеличивает его внешнеполитический вес. С точки зрения президента Казахстана, в случае последовательного «внутреннего обустройства» и грамотного внешнеполитического позиционирования Евразийский Союз имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, призванной стать ответом на вызов глобального экономического кризиса [8]. Поэтому создаваться новый союз должен именно как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение с эффективными внутренними механизмами, но не как новая «бюрократическая надстройка». Рассмотрение Н. Назарбаевым Евразийского Союза как стратегически значимого звена, сцепляющего евроатлантический и азиатский ареалы развития, позволит объединению выполнить функцию «геополитического балансира» в изменчивом и нестабильном глобальном мире. Заявленное им намерение наделить ЕАС ролью своеобразного «моста», соединяющего динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, выглядит вполне обоснованным на фоне объективной потребности ключевых геоэкономических игроков в более глубокой интеграции друг с другом в условиях глобального экономического кризиса [7]. В конечном итоге, по мнению президента Казахстана, исходя из этой логики, Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы, и призвано на своем уровне способствовать смягчению эффектов глобального кризиса. Поэтому создание общей платежной системы на основе наднациональной расчетной единицы, а затем и единой валюты для стран-участниц могут рассматриваться как вполне закономерные результаты интеграции в этой области. Валютный союз в рамках ЕЭП, как справедливо полагает Н. Назарбаев, мог бы содействовать развитию интеграционных процессов в направлении модели, близкой к современному состоянию Европейского Союза, подтвердив общую жизнеспособность формирующегося объединения. В этой связи немалым конструктивным потенциалом обладают и предложения казахстанского лидера о создании ряда общих институтов Евразийского Союза – в частности, Евразийской ассамблеи, объединяющей парламентариев наших стран, Евразийского конгресса промышленников и предпринимателей, а также Евразийской торгово-промышленной палаты [4]. Также предложенное им размещение руководящих органов ЕАС, как представляется, стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции. Не меньшее значение для интеграционного процесса, как справедливо полагает Н. Назарбаев, могло бы иметь расширение числа евразийских общественных объединений, что заметно расширило бы социальную базу поддержки проекта. Проект Евразийского Союза насколько возможно лишен мистики и основан не на геополитических абстракциях, а на реальных экономических и политических ситуациях. Еще весной 1994 г. во время визита в Великобританию Нурсултан Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем «Chatham House», отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ [9]. «Казахстан, — заявил Н. Назарбаев, — последовательно отстаивает идею экономической интеграции стран — членов СНГ. У нас есть все условия, чтобы сохранить основу нашего сотрудничества при соблюдении интересов суверенитета, полном уважении принципов невмешательства во внутренние дела и праве каждого народа самому определять правила собственного общественного устройства. Но говоря о наших взаимоотношениях, нельзя не учитывать человеческий фактор. Наши народы веками жили вместе, и укрепление добрососедства отвечает интересам людей, оно неподвластно конъюнктурным соображениям. Возведение границ между нашими странами, ограничение в передвижении людей были бы непростительной ошибкой». Вскоре после поездки в Великобританию Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Москву. В рамках этого визита состоялась встреча президента Казахстана с профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. На этой встрече 29 марта 1994 г. Нурсултан Назарбаев ясно и четко обозначил свой взгляд и предложения насчет перспектив развития государств постсоветского пространства [15]. Он выдвинул идею создания совершенно нового объединения стран — участниц СНГ и предложил назвать его Евразийским союзом — ЕАС. «Евразийский союз необходим, — заявил президент Казахстана. — Посмотрите, страны Европы с многовековой государственностью идут на объединение, и там все чаще звучит слово «конфедерация». Они отлично понимают, что мировой рынок жестко поляризуется. Северная Америка, Япония, наконец, азиатские «молодые тигры». Мы же, республики бывшего Союза, историей и судьбой подготовлены к единому сообществу. Нам присущи одни формы и механизмы связей и управления, общий менталитет, многое другое. Мы просто обречены, доверять друг другу. Вопрос в том, что у некоторых политических лидеров, да и не только у них, существует политическая боязнь возрождения империи. Но на это уже никто не пойдет. Нам не нужно бояться слова «союз». Ведь существует же, к примеру, Европейский Союз. Мы все равны, и мой нынешний визит в Россию — признание этого равенства» [16]. «Я думаю, — отмечал Н. Назарбаев — что в Западной Европе политики идут впереди в объединении, а народы отстают. А у нас в СНГ наоборот: народы хотят объединения, а политики отстают... Мы могли бы начать объединение в ЕАС с Казахстана и России».
Некоторые из оппонентов Н.
Назарбаева пытались
Таким образом, Н. Назарбаев заявляет принципиальное видение Евразийского Союза как обладающего колоссальным внутренним потенциалом и содержательной динамикой мега-проекта, способного дать «комплексный ответ» на вызовы настоящего и будущего [25]. Принципиальная опора этого интеграционного проекта на принцип добровольности, прагматический и эволюционный подходы, равно как и предполагаемая интеграция потенциала всех существующих евразийских объединений, призваны обеспечить его конкурентоспособность и общий успех.
2.3. Роль Казахстана в постсоветской интеграции.
Современная Россия в ее новых границах и с ее новыми лидерами еще не вполне определилась и со своим местом в мире, и со всем тем, что можно было бы считать ее успехом. Лучше всех с этими задачами на постсоветском пространстве справился Казахстан [18]. В качестве ближайших целей социально-экономического развития эта республика устами своего лидера выдвинула задачу вхождения Казахстана в круг наиболее конкурентоспособных, а стало быть, и наиболее благополучных стран современного мира. При определении своего места на карте мира, Казахстан выдвинул идею и концепцию евразийского государства, т. е. страны, органически сочетающей научно-технические, культурные и нравственно-этические достижения Запада с культурными, морально-этическими и всеми иными ценностями Востока. При этом Казахстан считает концепцию евразийства важной и определяющей не для одного лишь своего государства или для стран Средней Азии, но и для всего постсоветского пространства и прежде всего для СНГ [15]. Пусть рядом с Европейским Союзом растет и развивается Евразийское Содружество Независимых Государств. Это и есть Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, который на наших глазах энергично и эффективно воплощается в жизнь в Казахстане, а частично уже и в СНГ. Обращаясь к истории, евразийцы подчеркивали огромное или даже определяющее влияние на формирование русской государственности татаро-монгольского нашествия [5]. Может быть, Россия и прикрыла Европу от татаро-монгольского нашествия. Но и татаро-монгольское нашествие спасло Россию и православное славянство от подчинения католическому Западу. Н. С. Трубецкой писал: «Московское царство возникло благодаря татарскому игу. По сравнению с крайне примитивными представлениями о государственности, господствовавшими в до - монгольской удельно-вечевой Руси, монгольская, чингисхановская государственная идея была идеей большей, и величие ее не могло не произвести на русских самого сильного впечатления. Сходные тезисы отстаивал и П. Н. Савицкий: «Без татарщины не было бы России, татарщина не замутила национального творчества. Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и никому другому». Следует отметить, что становление выдающегося деятеля новой казахстанской культуры, а также наиболее авторитетного политического и национального лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева, происходило под влиянием казахской, русской и более общей советской культуры. В роли создателя такой новой казахстанской национальной и государственной идеологии и выступил Нурсултан Назарбаев. Одной из важнейших ее составных частей стал тот комплекс идей и предложений, который мы называем сегодня Евразийским проектом Нурсултана Назарбаева.
Реализуя замысел Первого Президента страны, Казахстан создал и развил модель «евразийской демократии», опираясь на свой уникальный политический опыт, связанный с построением правового и демократического государства, институтов рыночной экономики в непростых условиях трансформационных процессов 1990-2000-х годов [14].
Как
полагают поддерживающие новый
проект эксперты, создание Евразийского
Союза означает новое качество
постсоветской интеграции, которая
из бессодержательных
Таким образом, наш интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего. Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века [12]. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания. В начале второго десятилетия ХХI века идея евразийской интеграции обретает реальные черты Единого экономического пространства. Она доказала свою историческую перспективность как верный путь к процветанию и благополучию наших стран и народов. Приняты ключевые политические решения. Предстоит решить немало масштабных задач, чтобы создать экономически мощный, стабильный и выгодный всем Евразийский Союз. Именно в этом — наша общая стратегическая цель! [29]