Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа
Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран).
Введение 3
Глава 1
1.1 История становления ЕС 7
1.2 Компетенция ЕС и основные направления деятельности. 12
Глава 2.
2.1 Суверенитет в Европейском Союзе 27
2.2 ЕС как «конфедеративно-федеративный континуум» 29
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 42
Федералистские идеи и сам дух федерализма всегда был частью европейской конструкции. В то же время ЕС, безусловно, не является классической федерацией. Это понятно. Представляется, что интерпретации гибридности на самом деле прикрывают отсутствие новой дефиниции. Новые договоры ознаменовали явный сдвиг от экономической конфедерации к более полному федеральному союзу (или по крайней мере к классической конфедерации). Это тем более верно для ЕС, полития которого, как и полития конфедерации, не является статичной, абсолютной, но постоянно эволюционирует. Таким образом, ЕС можно назвать конфедерацией нового типа. Дальнейшая эволюция Союза будет, скорее всего, проходить в «конфедеративно-федеративном континууме»[32]. Европейская федеративная традиция предполагает, что ЕС должен быть союзом государств и граждан с четко идентифицированными границами полномочий центральных институтов. Это предполагает сдвиг от договоров к конституции, где полномочия, согласно принципу субсидиарности, разделены между ЕС, государствами-членами и регионами.
Дальнейшее развитие структур ЕС подразумевает необходимость согласования интересов государств-членов, что представляет собой серьезную проблему. Так, О.Шмук видит основную трудность в том, что в ЕС присутствуют две принципиально различные точки зрения на возможности инкорпорации федералистских принципов в «тело» ЕС. Шесть государств-основателей ЕС видят в качестве перспективы европейское федеративное государство (Bundesstaat) с собственной конституцией, мощным парламентом и постепенной трансформацией КЕС в европейское правительство. С другой стороны, по мнению Великобритании и скандинавских государств, будущее ЕС – в создании союза государств (Staatenbund) при сохранении их суверенитета и опоре на межправительственный, а не наднациональный подход[33].
Одна из серьезнейших проблем – европейский федерализм и внешняя политика.
(а) В федерациях центральная власть имеет полное право на внешнюю политику и подписание международных договоров, а возможности субъектов ограничены. Напротив, возможности ЕС всегда были функциональны, а государства-члены имеют международную правосубъектность.
(б) В федерациях внешняя политика есть отражение коллективной государственности, а в ЕС внешняя политика государств есть знак их автономной государственности.
(в) В федерациях внешняя «большая политика» определяется центральной властью, претензии субъектов могут касаться только вопросов «малой политики». В ЕС «высокая политика» традиционно считается «зарезервированной» за государствами-членами.
(г) В федерациях институты принятия внешнеполитических решений позволяют доминировать центральной власти и выдержать давление субъектов. В ЕС эти институты закрепляют доминирующее положение государств.[34]
Еще одна серьезнейшая концептуальная проблема заключается в том, что не все государства-члены могут «держать темп» интеграции, так что уже Маасрихтский договор предусматривает исключения (опции) для Великобритании и Ирландии. Иными словами, ЕС движется в сторону т.н. Europe a la carte, причем здесь концепции могут называться по-разному – «Европа двух скоростей», концепция «изменяющей геометрии», концепция «ядра» Европы, «Европы концентрических кругов» и пр. Опасность здесь заключается не в этих собственно подходах, но в возможности их сочетания с федералистскими принципами, которые, будучи применены, должны быть универсальны по всей территории Евросоюза. Примечательно, что региональные власти в ЕС выступают, как правило, против вышеназванных концепций, отмечая опасность появления «супергосударства» в ЕС[35].
Как будут решаться упомянутые проблемы с точки зрения их сочетания с принципами федерализма? Вопрос открыт, и просто пометить сейчас Евросоюз ярлыком «конфедерация» или «федерация» означало бы неоправданно упростить новую сложную реальность. Д.Элазар справедливо указывает на то, что именно опыт ЕС позволяет и даже подталкивает нас к переосмыслению «старых» понятий и подходов к федерализму и конфедерализму[36]. Мы являемся свидетелями изменения характера международных отношений, формирования союза нового типа.
А.Сбраджиа называет федерализм «упражнением в институциональном творчестве»[37]. Речь идет, как представляется, о том, что для ЕС важнее скорее использование федералистских принципов вообще, нежели стремление к скорейшему созданию федеративного государства. Федерализм позволяет экспериментировать, предоставляет множество опций организации властных отношений. В Евросоюзе федералистские идеи и стратегии были адаптированы и сами приспосабливались к изменяющимся условиям, сила федерализма как раз и состоит в его имманентной способности сочетать единство и разнообразие на всех уровнях демократической политической системы.
Заключение
Результаты решения поставленных целей и задач
В ходе курсовой работы были раскрыты: исторический аспект возникновения Европейского Союза; экономическое и политическое состояние Европейского Союза в разные периоды времени; Суверенитет в Европейском Союзе;
основные внешнеэкономические и другие проблемы Европейского Союза;
Положение ЕС в мире, цели и задачи Европейского Союза.
Основные выводы: Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет.
Объединяясь в Европейский Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. В основе европейского единения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.
Экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа - свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
ЕС прошел следующие этапы формирования внешней политики: Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), является частью Парижского договора 1951г.,Европейское экономическое сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г.были созданы в рамках Римского договора 1957г.,Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г.,знаменовала о появлении соглашения о первом сотрудничестве в Европе, Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2000г, Конституция ЕС 2004г. И Лиссабонский договор 2007г.
Основными формами взаимодействия участников международных отношений являются участие в многосторонних переговорах и заключение различного рода соглашений. (Соглашения о сотрудничестве почти со 160 государствами.)
Внешнеполитическая составляющая европейской интеграции будет развиваться путем «мелких шагов» — сближения позиций стран-членов, поиска консенсуса и принятия совместных действий на приоритетных направлениях. В целом политика ЕС в некотором смысле сохраняет черты страновых политических систем, присущих либеральным демократическим странам:
- это элитарный процесс, в котором политические решения, на самом деле, принимаются небольшой группой акторов;
- это плюралистический процесс, в котором политические решения являются итогом широких переговоров и компромиссов, достигаемых политическими акторами (в основном, правительствами, институтами ЕС и группами по интересам);
- это динамичный процесс, в ходе которого политика ЕС постоянно адаптируется и оттачивается.
Одновременно политике ЕС присущи некоторые отличительные черты. Она сложнее, чем формирование политики на страновом уровне с точки зрения процедур и институциональных рамок. Формирование и применение политики ЕС включает в себя несколько управленческих уровней и более широкий набор институциональных акторов, чем страновые системы. Выработка политики ЕС, вероятно, более открытый процесс, чем становление страновых политических систем.
Список использованной литературы
1. www.krugosvet.ru/enc/istoriya/
3. Договор, учреждающий Конституцию для Европы, был подписан в октябре 2004 г., http://eur-lex.europa.eu/
4. Fossum, John Erik, and Trenz, Hans-Jorg. The EU’s Fledgling Society: from Deafening Silence to Critical Voice in European Constitution Making in: Journal of Civil Society, 2006, 2(1), 57–77; Habermas, Jurgen. Ach Europa, Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 2008.
5. Moravcsik, Andrew. What can we learn from the collapse of the Europеan constitutional project in: Politische Vierteljahresschrift, 2008. - №47 (2), p. 219–241.
6. Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: Инфра - М, 2008.
7.www.perspektivy.info/
8. European Council. Laeken Declaration on the Future of the European Union, Laeken, 14 and 15 December 2001.
9. Николай Кавешников // Лиссабонский договор: как меняется Европейский Союз // Международные процессы – 2009. - № 12
10. . А.Мерфи, представленном в статье «Суверенное государство как политико-территориальный идеал»
11. Riker W.H. Federalism: origin, operation, significance. - Boston, 1964
12. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского Сообщества до Европейского Союза. - М.: 1998, с.44-45, 51-52.
13. Schmuck O. Der Europaische Bundesstaat: Voraussetzungen, Probleme, Perspektiven. In: Das Europa der Regionen nach Maastricht. H.Klatt (Hg.), Bonn.: 1995, p.145-168
14. Стрежнева М.В. Институциональные формы европейской интеграции./ ХХI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств. - М., 2008, с.114-145
15. Wallace W. Regional Integration: The West European Experience. - L., 1990, p.33
16. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского Сообщества до Европейского Союза. - М.: 1998,. с.213
17. Burgess, p.151
18. Ibid., pp.212-214
19. Стрежнева М.В. Институциональные формы европейской интеграции./ ХХI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств. - М., 2008, с.121
20. Moravcsik A., Nicolaidis K. Federal Ideals and Constitutional Realities // Journal of Common Market Studies, 1998. - September №36, p.34
21. Burgess, p.249
22. Schmuck, S.155
23. Trotha K. von. Foederalismus als Ordnungdfaktor. In: Foederalismus in der Bewaehrung. Vogel/Oettinger (Hrsg), Koeln, 1992, S. 151-158
24. Cary A. Subsidiarity - Essence or Antidote to European Union? In: Subsidiarity Within the European Community. A.Duff (Ed), L., 1993, pp.45-54;
25. Wallace W, p.48-49
26. Burgess, p.265
27. See, Schmuck, S.146
28. Weiler J. The Constitution of Europe. Cambridge, 1999, pp.157-170
29. Stoiber E. Was zum “Kerneuropa” gehoert, In: FAZ, 21.10.1994
30. Elazar D. From statism to federalism: a paradigm shift // Publius: The Journal of Federalism, 25(2), 1995, pp.5-18
31. Sbragia A. Thinking about the European Future: The Uses of Comparison. In: Euro-Politics: Institutions and Policymaking in the “New” European Community. A.Sbragia (ed), Washington D.C., 1992, p.261
32. Парижский договор 1951г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.ixbt.com/
33. Римский договор 1957г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.ereport.ru/
34. Маастрихтский договор 1992г. [Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://www.vusnet.ru/
35. Амстердамский договор 1997 г.[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.businesspress.ru/
36. Ниццский договор 2000г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.wikipedia.ru/
Приложение № 1
Годы | Основные положения |
1. Римский договор 1957 г. | Декларативный характер: 1) солидарность с бывшими колониальными странами; 2) призыв к участию в европейской интеграции. |
2.Люксембургская сессия министров иностранных дел 27 октября 1970г. | Система Европейского политического сотрудничества (ЕПС): 1. улучшение взаимопонимания между членами ЕС; 2.согласование их точек зрения; 3. выработка согласованного подхода к решению международных проблем |
3. Единый европейский акт 1987г. | Положение о европейском сотрудничестве в области внешней политики: усиление механизма ЕПС |
4. Маастрихтский договор 1992г. | Общая внешняя политика и общая политика безопасности (ОВПБ): - защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН; - всемерное укрепление безопасности Союза; - сохранение мира и укрепление международной безопасности; - развитие международного сотрудничества. |
5. Амстердамский договор 1997 г. | Расширение и конкретизация осуществления ОВПБ: введение принципа квалифицированного большинства. |
Информация о работе Европейский Союз. Характер объединения и сохранения суверенитета членов Союза