Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:11, доклад

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, рассмотреть его деятельность на современном этапе, определить проблемы, встречающиеся на пути его развития.
Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются:

· исследовать основные этапы развития Европейского союза

· рассмотреть ЕС на современном этапе

· выявить проблемы развития Европейского Союза

· получить общее представление об отношениях России и ЕС, проблемах и перспективах

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………1

1. История создания…………………………….……………….……………….2

2. Европейский Союз на современном этапе …………….….……………….6

3. Проблемы развития Европейского Союза …………….…….……………7

4. Тенденции развития …………………………………………………………8

5. Европейский Союз и Россия ………………………………………………..10

Заключение ……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы ………………………………….……..12

Приложение ……………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Европейский союз доклад.docx

— 45.54 Кб (Скачать файл)

Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития» 
Выполнил 
 
Содержание 
 
Введение …………………………………………………………………………1 
 
1. История создания…………………………….……………….……………….2 
 
2. Европейский Союз на современном этапе …………….….……………….6 
 
3. Проблемы развития Европейского Союза …………….…….……………7 
 
4. Тенденции развития …………………………………………………………8 
 
5. Европейский Союз и Россия ………………………………………………..10 
 
Заключение ……………………………………………………………………..11 
 
Список использованной литературы ………………………………….……..12 
 
Приложение ……………………………………………………………………..13 

 

Введение

 

ЕС – могучая экономическая  сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной  торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные  интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого  внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован  экономический и валютный союз с  единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической  жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в  области безопасности. ЕС имеет уникальные черты, качественно отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов интернационализации  мирохозяйственных связей.

Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных  отношениях нового типа в XXI веке - как  в социально-экономической, так и  в военно-политической сферах. Это  объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина  миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы,  создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это  вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества - так  называемых региональных организациях. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС. 

Цель данной работы заключается  в том, чтобы рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, рассмотреть его деятельность на современном этапе, определить проблемы,  встречающиеся на пути его развития. 

Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются: 
 
·       исследовать основные этапы развития Европейского союза

 
·       рассмотреть ЕС на современном этапе

 
·       выявить проблемы развития Европейского Союза

 
·       получить общее представление об отношениях России и ЕС, проблемах и перспективах

 
1.     История создания

 

Современная история образования  и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого  года был подписан договор о Европейском  объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран  — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория  западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что  во многом определило высокие темпы  их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались  достаточно последовательно и успешно. [1].

  
Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:

1. постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; 

2. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; 

3.  ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;

4. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

5. создание валютного союза;

6. унификация налоговой системы;

7.  сближение законодательства;

8.  разработка принципов согласования экономической политики.

 

В целях реализации этих установок была создана комплексная  управленческая структура – Совет  министров ЕЭС, Комиссия европейских  сообществ, Европейский совет, Европейский  суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС  поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг  и рабочей силы стран-участниц. Для  этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза  были:

1.  ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле  стран-участниц,

2.  установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

3.  достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

4. обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению  аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с  помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует  установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов  стран – членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения  национальных монополий стран ЕЭС  в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный  переход стран – участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая  цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского союза –  объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного  сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение  безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная  в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием  ЕЕА усилились интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области  микро- и макроэкономики, политики и  права, науки и экологии, регионального  развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практически  завершили создание основ единого  рынка и вплотную приблизились к  формированию валютно-экономического и политического союзов. [2]

Четвертый этап западноевропейской интеграции начинается в 1993 г. и продолжается до сих пор. С 1993 года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом. По мнению автора данной работы, по сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.

Экономический союз 27 стран  Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:

1) полная свобода перемещения  товаров, услуг, капиталов и  рабочей силы;

2) необходимость проведения  политики поощрения конкуренции  на всем едином экономическом  пространстве, что позволяет устранить  препятствия к доступу на рынок  и нарушения в его функционировании  вследствие поведения как частных,  так и государственных хозяйственных  агентов;

3) поощрение общей политики, направленной на структурное  выравнивание и региональное  развитие, чтобы способствовать  оптимальному распределению ресурсов  и процветанию всего союзного  пространства, особенно регионов, которые  находятся в неблагоприятных  условиях;

4) координация макроэкономической  политики, в том числе применение  ограничительных правил относительно  объема и финансирования национальных  бюджетных дефицитов, а также  осуществление определенной налоговой  гармонизации;

5) преодоление различий  в разных национальных экономических  параметрах.

На четвертом этапе западноевропейской интеграции естественно возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам. Эти межстрановые органы с наднациональными функциями обладают правом принимать решения по вопросам развития интеграции без согласования с правительствами стран-членов объединения. В рамках ЕС, согласно Маастрихтскому договору, основные направления экономической политики стран-членов в процессе создания Экономического союза определяются Советом Министров этой организации. Совет Министров обязан контролировать процесс экономического развития в каждой стране-участнице ЕС и при нарушении обусловленной экономикой политики принимать соответствующие меры. При этом особое внимание контролеры уделяют исполнению государственного бюджета.

Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция, как показало исследование, началась еще в 70-е годы, когда страны находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979 г. она начала действовать, преследуя следующие цели:

1. установить повышенную валютную устойчивость внутри Союза;

2. стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;

3. упростить единение направлений экономического развития и придать новый импульс европейскому процессу.

Маастрихтский договор стран-членов ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте. 

1 января 1995 года в состав  ЕС так же вступили Австрия,  Финляндия, Швеция.

На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в  декабре 1995 г. было принято решение  называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы  ее введения.

1 января 1999 года были установлены  неизменные обменные курсы для  валют стран-участниц зоны евро. Страны-члены евро начали осуществление  общей валютной политики.

Единая европейская валюта стала одной из самых сильных  в мире. Переход к евро кардинально  изменил финансовую ситуацию всего  мира.

1 мая 2004  в состав были приняты Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, 1 января 2007 -Болгария, Румыния. С тех пор членство в ЕС получили 27 государств. (табл.1)

Таблица 1 

 

 

страна

Общее количество членов

25 марта  1957

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция

6

1 января 1973

Великобритания, Дания, Ирландия

9

1 января 1981

Греция

10

1 января 1986

Испания, Португалия

12

1 января 1995

Австрия, Финляндия, Швеция

15

1 мая  2004

Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония

25

1 января 2007

Болгария, Румыния

27


 

Итак, в результате проведенного исследования мы можем прийти к выводу, что процесс экономической интеграции, как и любой другой процесс  в мире, имеет свои этапы протекания. На каждом этапе экономической интеграции все больше углубляются связи  между странами-участницами этого  процесса, развиваются торговые, политические взаимоотношения, формируются общие средства ведения внешнеторговой политики по отношению к странам, не входящим в данную группировку.  [3] 

Информация о работе Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития