Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:11, доклад
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, рассмотреть его деятельность на современном этапе, определить проблемы, встречающиеся на пути его развития.
Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются:
· исследовать основные этапы развития Европейского союза
· рассмотреть ЕС на современном этапе
· выявить проблемы развития Европейского Союза
· получить общее представление об отношениях России и ЕС, проблемах и перспективах
Введение …………………………………………………………………………1
1. История создания…………………………….……………….……………….2
2. Европейский Союз на современном этапе …………….….……………….6
3. Проблемы развития Европейского Союза …………….…….……………7
4. Тенденции развития …………………………………………………………8
5. Европейский Союз и Россия ………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы ………………………………….……..12
Приложение ……………………………………………………………………..13
Европейский союз: эволюция,
современный этап, проблемы и тенденции
развития»
Выполнил
Содержание
Введение …………………………………………………………………………1
1. История создания…………………………….……………….………
2. Европейский Союз на современном этапе
…………….….……………….6
3. Проблемы развития Европейского Союза
…………….…….……………7
4. Тенденции развития …………………………………………………………8
5. Европейский Союз и Россия ………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………………….……..12
Приложение ……………………………………………………………………..
Введение
ЕС – могучая экономическая
сила. На долю ЕС приходится существенная
часть мирового ВВП и международной
торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри
союза созданы наднациональные
интеграционные институты, складывается
единое правовое пространство. Граждане
наднациональных государств-
Актуальность данной темы
заключается в той огромной роли,
которую играет на сегодняшний день
Европейский Союз в международных
отношениях нового типа в XXI веке - как
в социально-экономической, так и
в военно-политической сферах. Это
объясняется целым рядом
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, рассмотреть его деятельность на современном этапе, определить проблемы, встречающиеся на пути его развития.
Задачами работы, в соответствии
с поставленной целью, являются:
· исследовать основные этапы развития
Европейского союза
· рассмотреть ЕС на современном этапе
· выявить проблемы развития Европейского
Союза
· получить общее представление об отношениях
России и ЕС, проблемах и перспективах
1. История создания
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно. [1].
Процесс развития западноевропейской
экономической интеграции можно условно
подразделить на четыре этапа.
Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:
1. постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
2. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
3. ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
4. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
5. создание валютного союза;
6. унификация налоговой системы;
7. сближение законодательства;
8. разработка принципов согласования экономической политики.
В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:
1. ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц,
2. установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
3. достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
4. обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
Все эти меры способствовали
ускорению промышленной интеграции.
Одновременно делались попытки по осуществлению
аграрной интеграции в форме установления
коллективного протекционизма с
помощью компенсационных сборов
и финансирования через сельскохозяйственный
фонд. Аграрная политика ЕС базируется
на единой системе цен, которая гарантирует
установление единой минимальной цены
для многих сельскохозяйственных продуктов
стран – членов ЕС. Формирование
общего рынка ускорило процесс превращения
национальных монополий стран ЕЭС
в транснациональные, способствовало
проникновению в экономику
Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).
В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов. [2]
Четвертый этап западноевропейской интеграции начинается в 1993 г. и продолжается до сих пор. С 1993 года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом. По мнению автора данной работы, по сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.
Экономический союз 27 стран Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:
1) полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
2) необходимость проведения
политики поощрения
3) поощрение общей политики,
направленной на структурное
выравнивание и региональное
развитие, чтобы способствовать
оптимальному распределению
4) координация
5) преодоление различий
в разных национальных
На четвертом этапе западноевропейской интеграции естественно возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам. Эти межстрановые органы с наднациональными функциями обладают правом принимать решения по вопросам развития интеграции без согласования с правительствами стран-членов объединения. В рамках ЕС, согласно Маастрихтскому договору, основные направления экономической политики стран-членов в процессе создания Экономического союза определяются Советом Министров этой организации. Совет Министров обязан контролировать процесс экономического развития в каждой стране-участнице ЕС и при нарушении обусловленной экономикой политики принимать соответствующие меры. При этом особое внимание контролеры уделяют исполнению государственного бюджета.
Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция, как показало исследование, началась еще в 70-е годы, когда страны находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979 г. она начала действовать, преследуя следующие цели:
1. установить повышенную валютную устойчивость внутри Союза;
2. стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
3. упростить единение направлений экономического развития и придать новый импульс европейскому процессу.
Маастрихтский договор стран-членов ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте.
1 января 1995 года в состав ЕС так же вступили Австрия, Финляндия, Швеция.
На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы ее введения.
1 января 1999 года были установлены
неизменные обменные курсы для
валют стран-участниц зоны
Единая европейская валюта стала одной из самых сильных в мире. Переход к евро кардинально изменил финансовую ситуацию всего мира.
1 мая 2004 в состав были приняты Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, 1 января 2007 -Болгария, Румыния. С тех пор членство в ЕС получили 27 государств. (табл.1)
Таблица 1
|
страна |
Общее количество членов |
25 марта 1957 |
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция |
6 |
1 января 1973 |
Великобритания, Дания, Ирландия |
9 |
1 января 1981 |
Греция |
10 |
1 января 1986 |
Испания, Португалия |
12 |
1 января 1995 |
Австрия, Финляндия, Швеция |
15 |
1 мая 2004 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония |
25 |
1 января 2007 |
Болгария, Румыния |
27 |
Итак, в результате проведенного
исследования мы можем прийти к выводу,
что процесс экономической
Информация о работе Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития