Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:11, доклад

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, рассмотреть его деятельность на современном этапе, определить проблемы, встречающиеся на пути его развития.
Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются:

· исследовать основные этапы развития Европейского союза

· рассмотреть ЕС на современном этапе

· выявить проблемы развития Европейского Союза

· получить общее представление об отношениях России и ЕС, проблемах и перспективах

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………1

1. История создания…………………………….……………….……………….2

2. Европейский Союз на современном этапе …………….….……………….6

3. Проблемы развития Европейского Союза …………….…….……………7

4. Тенденции развития …………………………………………………………8

5. Европейский Союз и Россия ………………………………………………..10

Заключение ……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы ………………………………….……..12

Приложение ……………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Европейский союз доклад.docx

— 45.54 Кб (Скачать файл)

2.     Европейский Союз на современном этапе

 

Европейский союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском  союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной  организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. ЕС является важнейшим членом мирового сообщества. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров  современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся  странам. 

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.

В ЕС входят 27 государств-членов с общей численностью населения 497 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии) (табл. 2). Это самый крупный в  мире торговый блок.[4]

1 января 1993г. официально  начал функционировать Единый  европейский рынок, ликвидировавший  практически все барьеры для  свободного движения в рамках  Сообщества людей, товаров, услуг  и капитала. Со вступлением в  силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского  договора о Европейском Союзе  Сообщество сделало необратимый  шаг к созданию экономического  и валютного союза (ЭВС), а также  к введению единой валюты, с  одной стороны, и достижению  политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане  государств-членов получают также  право на Европейское гражданство.[5]

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех  свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все  большем количестве областей, ведет  к постепенной передаче части  суверенитета государств-членов европейским  институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей  главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих  проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация  экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Важно подчеркнуть, что международная  экономическая интеграция -- характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности  на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. 
 
3.     Проблемы развития ЕС

 

Европа все же стоит  перед рядом проблем, которые  могут стать непреодолимыми, если не будет достигнуто успеха в реализации реформ, обозначенных в Лиссабонской программе. 

Главная проблема Европы –  это изменение демографической  ситуации. Население сокращается  и стареет, в результате чего все  меньшее число работающих будет  вынуждено обеспечивать большее  число пенсионеров. Европа также  отстает от США в разработке и  внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны  Индии и Китая. 

Расширение Европейского союза – еще один фактор, требующий  ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды  новых стран-членов ЕС. И хотя экономика  присоединившихся стран растет быстрее  среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной  и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем  инвестиций и создают больше рабочих  мест. 

Перед лицом этих проблем  главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства  и расширению исследований и разработок. Если не считать немногих исключений, результаты ее пока неоднородны. 

Реализация программы  столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие  болезненные с политической точки  зрения вопросы, как гибкость рынка  труда, реформа пенсионного обеспечения  и здравоохранения, а также создание электронного правительства. Тем не менее можно предпринять ряд  «прямых и практических» действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность  Европы, избежав крупных политических проблем. 

«Проблемы в области НИР  не столь сложны, поэтому претворение  в жизнь такого плана должно пройти существенно легче, если европейские  лидеры действительно заинтересованы в повышении конкурентоспособности  и показателей роста, – говорит  Лорд Паттен - Канцлер Оксфордского и Ньюкаслского университетов, бывший комиссар Совета Европы по внешним связям – Мы должны признать, что высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. У нас часто ведутся разговоры о том, чтобы ликвидировать разрыв в военных расходах между США и Европой. Так давайте не будем себя обманывать – мы не собираемся это делать. Но мы должны суметь ликвидировать разрыв в инвестициях в наши вузы, а это почти 3,3 тыс. университетов, разбросанных по территории Европейского союза». 

В процентном отношении к  ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем  Европа, и поэтому европейские  страны имеют меньше возможностей для  того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются  в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся  в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу. «Можно ли винить тех, кто остается в США? – задается вопросом Лорд Паттен. – Там меньше рабочая нагрузка, больше инвестиций в оборудование и лаборатории и намного более высокий уровень зарплаты». Отметим, что 48% бюджета Евросоюза тратится на сельское хозяйство (табл. 3) – сектор, в котором занято лишь 7% рабочей силы. [6]

Таблица 2

 

Бюджет ЕС на 2010 г. (млрд. евро)

 
Развитие сельского хозяйства  и защита природных ресурсов

 
58

 
Помощь новым странам

 
36

 
Конкурентоспособность

 
12

 
Глобальное содействие

 
8

 
Административная деятельность

 
8

 
Остальное

 
0,9

 
Итого

 
122,9


 

4. Тенденции развития

 

Федерализация является главной  тенденцией развития Европейских сообществ  и Союза с момента их основания  и по сей день. Наиболее принципиальными  достижениями на этом пути являются: 

1) построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС - “пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего Договора, обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов” (ст. 14 Договора об учреждении Европейского сообщества);

2) строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС - евро (в этом процессе пока не участвуют Великобритания, Дания и Швеция, которые по разным причинам сохранили в обращении свои национальные валюты);

3)создание Шенгенского пространства и введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений;

4)разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и др.; 

5)формирование права Европейского Союза - самостоятельной правовой системы, которая регулирует многие важные сферы общественных отношений с участием государств-членов, юридических лиц и рядовых граждан;

6)введение института гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с Европейским Союзом. Новым комплексным источником, в котором закреплены основы правового положения граждан Союза, выступает принятая в 2000 г. Хартия Европейского Союза об основных правах;

7) принятие законодательства о европейском акционерном обществе- единой организационно-правовой форме юридических лиц, которая может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности на всей территории Европейского Союза;

8)разработка законодательства и принятие организационных мер в уголовно-правовой сфере с целью превратить Европейский Союз в целом в “пространство свободы, безопасности и правосудия” (ст. 2 Договора о Европейском Союзе): нормативные акты по борьбе с терроризмом, фальшивомонетничеством, отмыванием денег и другими формами “транснациональной” преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, потерпевших от преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Европол); подготовка к введению “европейского ордера на арест” и др.

9)превращение Европейского Союза в самостоятельного участника международных отношений, установление Союзом партнерских отношений с иностранными государствами, в том числе с Российской Федерацией (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и другие соглашения России и ЕС по специальным вопросам).

В начале XXI века Европейский  Союз вступил в новый этап преобразований, цель которых - сделать эту организацию  более демократической и способной  эффективно функционировать в условиях, когда в ее состав будут входить  около тридцати государств-членов. 
 
Реформы в Европейском Союзе осуществляются постепенно. Амстердамский договор 1997 г. (в силе с 1 мая 1999 г.) и Ниццкий договор 2001 г. (вступит в силу после ратификации всеми государствами-членами) внесли частичные изменения в содержание учредительных документов Европейского Союза. 

Более радикальные преобразования отложены на 2004 г. Для их подготовки в 2002 г. созван “Конвент о будущем  Союза” - представительный орган, объединяющий в своем составе национальных и “европейских” парламентариев (депутатов Европарламента), а также  специальных представителей глав государств или правительств стран Союза  и представителей главы Европейской  комиссии (исполнительного органа ЕС). Председателем Конвента назначен бывший Президент Франции В. Жискар д’Эстэн.

Один из ключевых вопросов, который будет обсуждать Конвент - вопрос о разработке проекта Конституции  Европейского Союза.  [7]

 

 

5.     Европейский Союз и Россия

С развитием рыночной экономики  Россия неизбежно втягивается в  мировые глобальные процессы. Отношения  с ЕС уже играют и должны играть все более важную роль, тем более, что после вступления в эту  организацию стран Прибалтики, Центральной  и Восточной Европы (кстати, наших  традиционных торговых партнеров) границы  ЕС непосредственно приблизятся  к границам России. 

В 1994 году между ЕС и Россией  было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве - оно вступило в  силу 1 декабря 1997 года. Сегодня на ЕС приходится 35% российского экспорта - и это при том, что внешнеторговые отношения до сих пор складывались не лучшим образом. В июне 2002 года ЕС признала Россию "страной с рыночной экономикой". Возможно, этот шаг поможет  нам значительно расширить сотрудничество со странами ЕС. Значение такого "признания" руководство России оценило в  следующих цифрах: наш экономический  выигрыш составит 250 миллионов долларов в год благодаря прекращению 14 антидемпинговых процедур, действовавших  до сего времени в отношении некоторых  товаров российского производства. Считают, что после расширения ЕС его доля в российском экспорте может  составить 50%. 

В свою очередь страны ЕС сильно зависят от энергетических ресурсов, поставляемых Россией, - на ее долю приходится 21% всего нефтяного и 41% газового импорта ЕС в целом. Именно эти  отрасли остаются наиболее привлекательными для европейских инвестиций. Уже  сегодня подписано соглашение между  Россией, Германией и Украиной о  создании консорциума по строительству  газопровода через Украину на Запад. Другие страны ЕС выразили готовность участвовать в этом грандиозном  проекте. Но и на нынешний день доля европейского капитала в общем объеме накопленных инвестиций в России составляет немалую цифру, около 70%. Все это говорит о том, насколько  серьезно заинтересованы европейцы  не только в российских ресурсах, но и в ее производственных возможностях и особенно в ее внутренних рынках. 

Расширение сотрудничества с Европой - важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого  сегодня определяются принципы создания "единого европейского пространства", разрабатывается долгосрочная программа  развития связей не только в области  внешней торговли, но и в научно-техническом  сотрудничестве. Сюда входят образовательные  и экологические программы, а  также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны  и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро - не только во взаимных расчетах, но и как резервную валюту. [8]

Информация о работе Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития