Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа
Поиск содержательного, полноценного ответа на вопрос о культурно-исторической сущности российского общественного организма, обладающего колоссальной, однако не простой для освоения территорией, специфическим миропониманием и реализующего собственную формулу миростроительства, отчасти напоминает юридическое расследование, в ходе которого фиксируются не только внешние признаки ситуации, но и внутренние, психологические мотивы поступков.
Введение 2
Идентичность России 5
Россия как европейская страна 7
Россия как цивилизация 11
Взгляд на Россию со стороны евразийства 14
Жизнеспособность России как цивилизации 19
Угрозы на пути формирования России как цивилизации 22
В глобальном «интерьере» 26
«Концепция-2020» 28
Заключение 31
Список литературы 33
«Концепция» писалась на пике
успехов мировой и
Отнюдь не случайно «Концепция-2020»
оказалась в центре внимания именно
сейчас. Наступило время для серьезной
корректировки пути развития, выбора
новых ориентиров. Прежде всего, показал
свою неэффективность курс, в различных
вариациях проводимый на протяжении
последних двух десятилетий, когда
лишь в малой степени был
В последнее время идет переосмысление прошлого, в том числе перестроечного и постперестроечного. Россиянам надоела навязанная им роль «аутсайдеров», которым преподают азы демократии. Необходим пересмотр аксиом и стереотипов предыдущего этапа. Со старым идеологическим багажом «прорывные» реформы просто не пойдут.
Как уже было сказано выше,
одной из причин маловероятности
реформ является рост новых угроз
и вызовов в условиях жесткой
глобальной конкуренции, нестабильности
в экономике и сфере
Основное предназначение «Концепции-2020» - в ее способности служить ориентиром, мобилизационным планом. Она призвана дать обществу ощущение предсказуемости, канализировать его позитивные устремления, нацелить людей на решение конкретных, пусть и не во всем выполнимых задач. «Концепция» может рассматриваться и как своего рода заявка России на участие в формировании нового мирового порядка (НМП) и на роль одного из лидеров мирового развития, как сигнал, посланный другим главным игрокам на международной арене, которым предлагается привыкать к новому качеству России.
В современном мире виртуальное
подчас важнее реального, и обладание
инициативой в виртуальном
Только одна идея в сегодняшнем
смысловом поле может, наверное, потянуть
на образ будущего - это властно
завоёвывающая умы
«Сборка» дееспособных социокультурных
общностей и организация
Но шанс на возрождение всё же есть, потому нам и нужно спешить с осуществлением своего самосозидания, своей национальной революции, чтобы быть готовыми к революции цивилизационной, равной которой найдётся может быть, одна-две за всю историю.
Как самобытная евразийская цивилизация, Россия никогда не принадлежала ни Востоку, ни Западу. Ни тот, ни другой не признают ее подлинно своей. Ориентализация России («византийский» Киев, «татарская» Москва) оказалась столь же поверхностной, как и ее последующая вестернизация (петровские и советские реформы). В отличие от Востока русская христианская классика изначально включала в себя творческую активность личной воли (православный храм и икона есть взаимораскрытие Бога и человека, а не подчинение одного другому). Вместе с тем в отличие от Запада религиозная свобода личности на Руси никогда не доходила до культа автономного индивида, оставаясь так или иначе в рамках соборного целого (царство, империя, коммуна). Строительство Санкт-Петербурга не отменило соборного начала национальной культуры - наоборот, оно утвердило светскую ипостась православия как дело персонального избрания (Пушкин, Достоевский, Соловьев и др.).
Восточное рабство у Абсолюта или западное соперничество с ним - не русское занятие. Европейская свобода пережила ряд смертей - смерть Бога, смерть человека, смерть автора. Восточная душа, по существу, не знала религиозной свободы, заменяя ее ритуалом. Противоречие между «тайной» свободой, восточной волей и западной формой - это движущая сила нашей истории. До сих пор Россия успешно проходила испытания Востоком и Западом: в конечном счете, они только укрепляли ее внутренний смысловой код. Привлекая к себе лучшее из Азии и Европы, Россия не переставала быть самой собой. Это во многом делает ее страной будущего, способной сохранить мир для человека и человека для Бога.
1
URL: http://perspectivy.info/rus/
2 Вернадский Г. Начертание русской истории. М., 2004. С. 29
3 Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. С. 575.
4 Достоевский Ф. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1982. Т. 27. С. 33.
5 Достоевский Ф. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1982. Т. 27. С. 33.
6 Достоевский Ф. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1982. Т. 27. С. 36.
7 Трубецкой Н. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. Основы евразийства. М., 2002. С. 224.
8 Гумилев Л. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 2005. С. 21.
9 Вернадский Г. Начертание русской истории. С. 47.
10 Существенная часть российской интеллигенции, следуя установкам исторического материализма с его формационным» подходом к истории, или под давлением евроцентризма, отвергает идею о том, что Россия является самобытной цивилизацией. Такие читатели могут «отфильтровать» рассуждения о «цивилизационном» измерении угроз для России, поскольку все они касаются и России как страны, хотя и в несколько смягченной форме.
Информация о работе Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации