Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Данная тема весьма актуальна для рассмотрения. Ее актуальность обусловлена рядом важных факторов. Китай – государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира. На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Содержание работы

Введение 3
1. Китайско-российские отношения 5
2. Участие России и Китая в деятельности шанхайской организации сотрудничества 11
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа- Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией).doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

Геополитические перспективы Китая

(на  примере отношений с Россией)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Данная тема весьма актуальна для рассмотрения. Ее актуальность обусловлена рядом важных факторов. Китай – государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира. На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Трехтысячелетний опыт позволил Китаю намного раньше Запада понять, что “влияние важнее власти”. Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи – сокращенная форма от “цзиншицзиминь” (управление миром, помощь народам). Метод осуществления этой стратегии – увэй. Его суть – не диктат, а дипломатическая направляющая подсказка, сделанная к месту и вовремя. Древнейший принцип китайской стратегии – “побеждать, не сражаясь”, гибко действовать приемам сотрудничества и борьбы всеми мыслимыми методами.

Геополитическая стратегия Китая  должна одновременно преследовать две цели, определенные в августе 1994г. Дэн Сяопином: “Первое –противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе –создать новый международный политический и экономический порядок”. Первая задача, очевидно, направлена против интересов США и имеет цель уменьшить американское превосходство, тщательно избегая при этом военного столкновение, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. Вторая задача – пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией, в которой наверху располагаются США, при поддержке Европы – на крайнем западе, Евразии и Японии – на крайнем Востоке. Вторая цель Китая предполагает воздержание Пекина от каких-либо серьезных конфликтов с ближайшими соседями, даже продолжая вести поиск путей достижения регионального превосходства.

Профессиональный культуролог, профессор  Пекинского университета Сю Яньчун в своей работе «Восток и Запад» выделяет разницу между культурой Запада и Китая. Ссылаясь на древнекитайскую литературу, он подчеркивает, что для нее характерна склонность к миру, к мирному решению конфликтов. Запад же, напоминает он, со времен Гомера, наоборот воспевал героев-воинов, т.е. силу. Разницу между двумя культурами можно представить в формулировке, которую когда-то использовал великий китайский философ Фэн Юлань, а именно: “традиция VS. мощь” (rite VS. might). Традиция предполагает упорядоченность во вселенной, в то время как мощь – категория Запада – ориентируется на силу, которая всегда права. (might is right).

Изменения в КНР начались с изменения  внешней политики. Как страна с социалистической системой Китай на протяжении многих лет находился в противостоянии с капиталистическим миром. Внутренняя замкнутость была характерной чертой и тормозом его развития на протяжении многих веков. Для успешного развития экономических реформ Китай и нуждается в длительном и прочном мире.

Таким образом, целью данной работы является изучение особенностей геополитических перспектив отношений России и Китая.

Исходя из цели, автор ставит перед  собой следующие задачи:

1. Проанализировать двусторонние взаимоотношения Китая и России;

2. Рассмотреть особенности взаимодействия России и Китая в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества.

 

1. Китайско-российские отношения

Среди договоренностей между российскими  и китайскими организациями наиболее весомое значение имеют Генеральные соглашения по разработке ТЭО строительства трубопровода с Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области в Китай (Россия и Китай начинают разработку ТЭО согласно принятому расчетному графику строительства газопровода, рассчитанного на транспортировку газа в объеме до 20 млрд. куб. м. газа в течении 30 лет). Контракт об обмене поставках нефти между ОАО “НК ЮКОС” и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) (речь идет о крупных поставках нефти и нефтепродуктов в Китай в 1999г. – до 1,5 млн. т. с последующим увеличением до 2-2,5 млн. т., включая поставки через Дальний Восток взамен добываемой Китаем нефти в Казахстане), Соглашение между ОАО “НК ЮКОС” и КННК по разработке технико-экономических расчетов строительство нефтепровода из России в КНР (долгосрочный проект, ориентированный на строительство нефтепровода и поставки нефти в объеме 25-30 млн.т. в течении 25 лет), Соглашение о сотрудничестве между РАО 20 “ЕЭС России” и Государственной энергетической корпорацией Китая (определены основные направления взаимодействия)1.

В декабре 1999г. Б.Н. Ельцин посетил  с официальным визитом Пекин. Россия поддерживала политику Китая в отношении Тайваня, Китай объявил что Чечня – внутреннее дело России. В интервью китайским и российским СМИ накануне визита в КНР в июле 2000г. президент России В.В. Путин подтвердил, что Китай является стратегическим партнером России, а также подтвердил разделяемость позиций на международной арене, стремление стран к поддержанию и укреплению многополярного мира.

Во время визита В. Путина в Китай  в июле 2000 г. было подписано совместное заявление по ПРО. В нем, в частности, говорится, что план США создать систему национальной противоракетной обороны на территории страны вызывает глубокую озабоченность Москвы и Пекина.

С 11 по 19 сентября 2000 г. успешно прошел визит в Россию председателя ПК ВСНП Ли Пэна. Президент России В. Путин на встрече с Ли Пэном заявил, что российско-китайские отношения находятся “на самом высоком уровне”.

С 3 по 4 ноября 2000 г. с официальным визитом в Китае находился премьер-министр России М. Касьянов. С премьером Чжу Жунцзи у него состоялась пятая периодическая встреча. Обе стороны обменялись мнениями в основном по вопросам об отношениях между двумя странами, в частности, о дальнейшем развитии сотрудничества двух стран в экономике, науке и технике, энергоисточниках и других областях. В процессе визита обе стороны подписали всего 14 документов о двустороннем сотрудничестве.

Между Китаем и Россией налажены обмен и сотрудничества в экономике, науке и технике, военной технике и других областях. Добрососедство и сотрудничество базируется на принципах неприсоединения, непротивостояния и ненаправленности против третьей стороны.

Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве в 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве2.

Договор, как и российско-китайское  сотрудничество в целом, имеет два аспекта: международный и двусторонний. Практически полное совпадение взглядов двух стран на международные проблемы – важнейший двигатель двусторонних отношений. Лидеры в Пекине и Москве неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США, и это совершенно верно в том смысле, что США и Запад в целом не рассматриваются ни Китаем, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных (с точки зрения Москвы и Пекина) тенденций международного развития, которые до недавнего времени особенно активно поощрялись Вашингтоном.

Прежде всего, это стремление принизить  роль ООН и её органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности, расширение НАТО, выход США из Договора по ПРО и нежелание американцев присоединяться к ряду других международных соглашений, то и здесь значение договора велико. Для Китая важно выраженное в нем уважение выбора пути развития, что свидетельствует об отказе России поучать Китай относительно почтительности той или иной политической системы или “прав человека”.

Интересна статья 8, запрещающая использование территории России и Китая третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга, также деятельность организации и групп, наносящих такой ущерб. Ясно, что речь здесь идет о важнейшем взаимном интересе обоих государств: борьбе с сепаратистским движением, поддерживаемым международными террористическими организациями или третьими странами.

Тенденция стабилизации экономического роста была закреплена во время визита премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, который в сентябре 2001г. побывал в Санкт-Петербурге на очередной встрече государств. С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является повышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000г.). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу её экспорта составляют вооружения и сырье.

Вооружение составляет 15-20%. Это  не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ которым на западе для него закрыт3.

Для России торговля с КНР крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы: дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих, обороны предприятий и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях, когда средств собственного государства явно не достаточно.

Россия хотела бы продавать Китаю  и гражданскую продукция, к которой тот проявляет гораздо меньший интерес, часто предпочитая приобрести западные образцы, даже несмотря на их более высокую цену. К тому же, как и в России, так и за рубежом неоднозначно относятся к продаже передового российского вооружения Китаю. На этот счет существуют самые различные опасения, и с той точки зрения диверсификация российского экспорта имела бы большое значение.

 В этой связи крайне важны некоторые документы, подписанные на упомянутые выше шестой, сентябрьской, встречи глав правительств. Во-первых, специальным протоколом была создана подкомиссия по связи и информационным технологиям, которая занимается развитием сотрудничества в этой наиболее современной области. Во-вторых, что особенно важно, был подписан контракт на покупку КНР пяти российских гражданских самолетов ТУ-204-120. Эта сделка означает прорыв российского гражданского авиастроения на китайский рынок.

 В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики, энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания.

 Именно эти сферы являются сферами с высоким уровнем государственного регулирования. Поэтому повышение активности государственных органов в сфере российско-китайских экономических отношений все же не является бюрократической компанией, инициированной верхами с целях укрепления политического сотрудничества, а отражает реальное повышения интереса крупного российского бизнеса в расширение экономических связей с Китаем.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года концентрированно отразил целый ряд достижений в развитии двусторонних отношений за последние годы, заложил прочную юридическую основу для неуклонного и устойчивого развития отношений между двумя государствами в новом столетии. Россия и Китай выступают за многополярное, справедливое и демократическое мироустройство на основе общепризнанных принципов международного права.

10 сентября 2003г. в Пекине прошло заседание российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. По словам В.В. Путина, комитет призван стать реально работающим механизмом не правительственных обменов и сыграть высокую роль в углублении разнопланового диалога между народами России и Китая. В свою очередь, в приветствии к участникам заседания Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что “Китай и Россия – добрые соседи и важные стратегические партнеры, сохраняющие и развивающие долгосрочные стабильные связи добрососедства, дружбы и сотрудничества, которые отвечают коренным интересам народов двух стран, а также способствуют миру, стабильности и развитию во всем мире”.

 Китай и Россия установили отношения на таком высоком уровне потому, что в их основе лежат общие насущные интересы, существует взаимное желание и благоприятные условия для их развития на прочной взаимовыгодной основе. И Китай и Россия прилагают усилия в развитии собственной экономики и повышению совокупной государственной мощи, осуществляют мирную независимую и самостоятельную внешнюю политику, выступают против гегемонизма и политики силы, отстаивают создание многополюсного мира. На основе этих общих устремлений возникает возможность и реальность равноправного и доверительного сотрудничества обеих стран и их народов.

 Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеет целый ряд особенностей и преимуществ: лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями, хорошими партнерами и хорошими друзьями”.

Такие отношения имеют прочную  базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного существования.

Цели перспективны потому, что они  будут сохраняться в XXI веке, а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, поэтому влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.

Информация о работе Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией)