Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:45, контрольная работа
Данная тема весьма актуальна для рассмотрения. Ее актуальность обусловлена рядом важных факторов. Китай – государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира. На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.
Введение 3
1. Китайско-российские отношения 5
2. Участие России и Китая в деятельности шанхайской организации сотрудничества 11
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете. Такие отношения отвечают не только интересам и чаяниям народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.
Шанхайская организация
В соответствии с "Хартией ШОС" и "Декларацией о создании ШОС" основными целями ШОС являются: укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; обеспечение общими усилиями регионального мира, безопасности и стабильности, стимулирование построения демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.
Идеологические платформы
В настоящее время главными направлениями ШОС являются обеспечение борьбы с террористической угрозой и развитие экономического сотрудничества. С точки зрения борьбы с терроризмом ШОС — самая комплексная организация, так как в нее входит абсолютное большинство стран региона. Современный терроризм отличается региональным и международным характером. Субъекты террора в разных странах могут несколько различаться: в Китае это «Восточный Туркестан», в России — Чечня, в странах Центральной Азии — «Исламское движение Узбекистана» и образовавшееся из него «Исламское движение Туркестана», «Хизб ат- тахрир» и др. Но все эти террористические организации тем не менее представляют собой общую угрозу региональной безопасности в Центральной Азии. Следовательно, эффективная борьба с терроризмом может быть обеспечена объединением всех усилий, и чем сплоченнее будет это объединение, тем эффективнее станет противодействие террору.
В области экономики страны ШОС заинтересованы в первую очередь в региональном сотрудничестве. Целью является обеспечение комплексного всестороннего развития всего региона, использование в полной мере взаимодополняемости экономических структур государств-участников, установление более тесных экономических связей, содействие развитию каждой из стран. Долгосрочная перспективная цель состоит в создании региональной свободной торгово-экономической зоны. Китай, Россия и четыре центральноазиатских государства обладают огромными возможностями с точки зрения людских ресурсов, территории, природных ресурсов и объема рынка.
Если ШОС сможет обеспечить успешное развитие сотрудничества, возможно формирование важной региональной экономической структуры. Еще одной важной функцией ШОС является обеспечение безопасности и высокого уровня доверия на границах. Это направление деятельности не отменяется в связи с переносом акцента на борьбу с терроризмом. Важность обеспечения безопасности границы Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном для каждого из этих государств ни у кого не вызывает сомнений.
ШОС твердо придерживается следующих основных принципов: неукоснительное соблюдение целей и принципов "Устава ООН"; взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности; взаимное невмешательство во внутренние дела; взаимное неприменение военной силы или угрозы применением силы; равноправие всех членов; решение всех вопросов путем взаимных консультаций; неприсоединение к союзам, ненаправленность против других государств и организаций; открытость и готовность к проведению диалогов, обменов и сотрудничества в различных формах с другими государствами, соответствующими международными и региональными организациями.
ШОС - не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Уже сейчас значительный интерес к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и организации. "Одним из главных достижений "шанхайского процесса" за эти годы стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих её сторон зон глубиной в 100 км, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые сомнения и недоразумения"4.
Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли в новый век стратегическими партнёрами.
По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны следующие документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена — Монголии.
Встреча глав — государств ШОС, проведённая в 2005 году, вызвала неподдельный интерес у политических обозревателей, поскольку помимо нового пакета договоров и конвенций участники подписали Декларацию глав — государств членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала общие подходы, направленные на дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.
Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС — Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.
В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств — участниц ШОС приняли решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.
Несмотря на внешний монолитный
вид, эксперты отмечают ряд вопросов,
по которым наблюдаются
Китай рассматривает страны ШОС, как перспективный рынок сбыта, и хотел бы сформировать здесь общее экономическое пространство6. Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Пекин демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств–участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей Шанхая.
Россия же опасается, что Китай
установит экономическую
Китайские представители считают, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма7.
Россия рассматривает
Заключение
Для Китая характерно давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX–XXI вв. Китай добился на этом пути немалых успехов. И, действительно в своей внешнеполитической деятельности КНР следует по намеченным направлениям, соблюдая эти принципы.
Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений.
Китай и Россия рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое.
Что касается торгово-экономических отношений, то Китай является третьим торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия– восьмым по товарообороту партнером Китая.
Ключевым является доведение товарооборота между странами до 20млрд. долл. в год.
Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеют целый ряд особенностей и преимуществ: Лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз, направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями”.
Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного сосуществования (уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Цели перспективны потому, что они будут сохраняться и в XXI в., а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи – Китай и Россия – являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, и влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.
Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете, то есть такие отношения отвечают не только интересам народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе работы были выполнены все поставленные задачи, а, следовательно, цель работы выполнена.
1 Лукин А. Россия-Китай / А. Лукин // Международная жизнь - 2000 - № 3 С. 40-54
2 Официальный сайт президента России,
российско-китайский Договор о добрососедстве,
дружбе и сотрудничестве [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/
3 Лукин А. Россия-Китай / А. Лукин // Международная жизнь - 2000 - № 3 С. 40-54
4 Имандосов С.А. ШОС как новый геополитический игрок на Евразийском пространстве. Международная конференция «ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии». 5 октября 2005 г., Алматы, Казахстан.
5 Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран — членов организации // Азия и Африка сегодня. — 2008. — № 1. — С. 10-14.
6 Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии / А. Куртов // Агентство политических новостей - 2006-12-07.
Информация о работе Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией)