Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Данная тема весьма актуальна для рассмотрения. Ее актуальность обусловлена рядом важных факторов. Китай – государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира. На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Содержание работы

Введение 3
1. Китайско-российские отношения 5
2. Участие России и Китая в деятельности шанхайской организации сотрудничества 11
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа- Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией).doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете. Такие отношения отвечают не только интересам и чаяниям народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.

 

2. Участие России и Китая в деятельности шанхайской организации сотрудничества

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — это региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

 В соответствии с "Хартией ШОС" и "Декларацией о создании ШОС" основными целями ШОС являются: укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; обеспечение общими усилиями регионального мира, безопасности и стабильности, стимулирование построения демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

Идеологические платформы членов ШОС неодинаковы, внутриполитические и экономические структуры также значительно различаются. Каждая страна имеет собственные ориентиры и приоритеты во внешней политике. Фактором, объединяющим участников ШОС, являются «неполитизированные» практические интересы. Поэтому ШОС следует прежде всего исходить из того, что движущей силой объединения ее членов должны быть только практические интересы, на основе которых нужно формировать единую политическую платформу и общие принципы. При этом нет необходимости навязывать им единый внешнеполитический курс.

 В настоящее время главными направлениями ШОС являются обеспечение борьбы с террористической угрозой и развитие экономического сотрудничества. С точки зрения борьбы с терроризмом ШОС — самая комплексная организация, так как в нее входит абсолютное большинство стран региона. Современный терроризм отличается региональным и международным характером. Субъекты террора в разных странах могут несколько различаться: в Китае это «Восточный Туркестан», в России — Чечня, в странах Центральной Азии — «Исламское движение Узбекистана» и образовавшееся из него «Исламское движение Туркестана», «Хизб ат- тахрир» и др. Но все эти террористические организации тем не менее представляют собой общую угрозу региональной безопасности в Центральной Азии. Следовательно, эффективная борьба с терроризмом может быть обеспечена объединением всех усилий, и чем сплоченнее будет это объединение, тем эффективнее станет противодействие террору.

 В области экономики страны ШОС заинтересованы в первую очередь в региональном сотрудничестве. Целью является обеспечение комплексного всестороннего развития всего региона, использование в полной мере взаимодополняемости экономических структур государств-участников, установление более тесных экономических связей, содействие развитию каждой из стран. Долгосрочная перспективная цель состоит в создании региональной свободной торгово-экономической зоны. Китай, Россия и четыре центральноазиатских государства обладают огромными возможностями с точки зрения людских ресурсов, территории, природных ресурсов и объема рынка.

 Если ШОС сможет обеспечить успешное развитие сотрудничества, возможно формирование важной региональной экономической структуры. Еще одной важной функцией ШОС является обеспечение безопасности и высокого уровня доверия на границах. Это направление деятельности не отменяется в связи с переносом акцента на борьбу с терроризмом. Важность обеспечения безопасности границы Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном для каждого из этих государств ни у кого не вызывает сомнений.

 ШОС твердо придерживается следующих основных принципов: неукоснительное соблюдение целей и принципов "Устава ООН"; взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности; взаимное невмешательство во внутренние дела; взаимное неприменение военной силы или угрозы применением силы; равноправие всех членов; решение всех вопросов путем взаимных консультаций; неприсоединение к союзам, ненаправленность против других государств и организаций; открытость и готовность к проведению диалогов, обменов и сотрудничества в различных формах с другими государствами, соответствующими международными и региональными организациями.

 ШОС - не военный блок и не замкнутый альянс, а открытая организация, ориентированная на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Уже сейчас значительный интерес к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства и организации. "Одним из главных достижений "шанхайского процесса" за эти годы стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих её сторон зон глубиной в 100 км, где осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые сомнения и недоразумения"4.

 Создание Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения планеты и включающее в себя такие глобальные величины, как Россия и Китай, которые вошли в новый век стратегическими партнёрами.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны следующие  документы: Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена — Монголии.

Встреча глав — государств ШОС, проведённая в 2005 году, вызвала неподдельный интерес у политических обозревателей, поскольку помимо нового пакета договоров и конвенций участники подписали Декларацию глав — государств членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала общие подходы, направленные на дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС — Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств — участниц ШОС приняли решение о представлении статуса партнера по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь.

Несмотря на внешний монолитный вид, эксперты отмечают ряд вопросов, по которым наблюдаются противоречия в политике членов ШОС, самое серьёзное  из которых касается расхождения  политических и экономических интересов РФ и КНР5.

Китай рассматривает страны ШОС, как перспективный рынок сбыта, и хотел бы сформировать здесь общее экономическое пространство6. Именно Китай в настоящее время выступает как основной двигатель торгово-экономического сотрудничества в рамках ШОС. Пекин демонстрирует заинтересованность в инвестировании значительных финансовых средств в экономические проекты на территории государств–участников. В этих целях планируется создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и деловых людей Шанхая.

Россия же опасается, что Китай  установит экономическую гегемонию  в постсоветской Азии, и делает всё возможное для того, чтобы блокировать интеграционные предложения Пекина. Россия предпочитает договариваться о свободном движении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы лишь с равными или отстающими по экономическому развитию странами СНГ. Китай, предлагающий дешёвые товары и рабочую силу, к таковым явно не относится. Китайские товары могут вытеснить с рынка российских производителей, а китайские рабочие — резко изменить социальную и демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Кроме того, в Москве опасаются, что расширение торговли с Китаем закрепит неблагоприятную для России тенденцию: сейчас 95% российского экспорта в Китай приходится на сырьевые товары, тогда как китайцы экспортируют в Россию в основном продукцию с высокой степенью переработки.

Китайские представители считают, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма7.

Россия рассматривает экономическую  интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время.  
Заключение

Для Китая характерно давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX–XXI вв. Китай добился на этом пути немалых успехов. И, действительно в своей внешнеполитической деятельности КНР следует по намеченным направлениям, соблюдая эти принципы.

Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений.

Китай и Россия рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое.

Что касается торгово-экономических  отношений, то Китай является третьим торговым партнером России среди стран дальнего зарубежья, Россия– восьмым по товарообороту партнером Китая.

Ключевым является доведение товарооборота  между странами до 20млрд. долл. в  год.

Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеют целый ряд особенностей и преимуществ: Лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз, направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями”.

Такие отношения имеют прочную  базу, перспективные цели и широкое влияние. Их база прочна потому, что в основу положены пять принципов мирного сосуществования (уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Цели перспективны потому, что они будут сохраняться и в XXI в., а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи – Китай и Россия – являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, и влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.

Китайско-российские отношения партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете, то есть такие отношения отвечают не только интересам народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе работы были выполнены все поставленные задачи, а, следовательно, цель работы выполнена.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран — членов организации // Азия и Африка сегодня. — 2008. — № 1.
  2. Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. / В. Г. Гельбрас // Полис, 1995 - № 6.
  3. Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу / Р. Карасин // Проблемы Дальнего Востока, 2007 - № 2.
  4. Лукин А. Россия-Китай / А. Лукин // Международная жизнь, 2000 - № 3.
  5. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития / М. Маргелов // Международная жизнь, 2003 - №9.
  6. Михеев В. Китай и азиатский регион / В. Михеев // Международная жизнь, 2006 - № 9.
  7. Молодин В.Н. История Китайских границ / В.Н. Молодин, С.А. Комиссаров // Новая и новейшая история, 2003 - № 3.
  8. Мясников В.С. Россия-Китай /В.С. Мясников // ОНС, 2006 - №2.
  9. Официальный сайт президента России, российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2001/07/30565.shtml
  10. Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае / С.Л. Тихвинский // Новая и новейшая история, 2006 - № 2.

1 Лукин А. Россия-Китай / А. Лукин // Международная жизнь - 2000 - № 3 С. 40-54

2 Официальный сайт президента России, российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2001/07/30565.shtml

3 Лукин А. Россия-Китай / А. Лукин // Международная жизнь - 2000 - № 3 С. 40-54

4 Имандосов С.А. ШОС как новый геополитический игрок на Евразийском пространстве. Международная конференция «ШОС и проблемы безопасности в Центральной Азии». 5 октября 2005 г., Алматы, Казахстан.

5 Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран — членов организации // Азия и Африка сегодня. — 2008. — № 1. — С. 10-14.

6 Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии / А. Куртов // Агентство политических новостей - 2006-12-07.

Информация о работе Геополитические перспективы Китая (на примере отношений с Россией)