Государственное регулирование международных кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. Международный кредит возник на заре капиталистического способа производства и был одним из рычагов первоначального накопления капитала. Объективной основой его развития стали выход производства за национальные рамки, усиление интернационализации хозяйственных связей, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства, НТР.

Содержание работы

1. Международный кредит как экономико-правовая категория 3
2. Формы международного кредитования 8
3. Система регулирования международных кредитных отношений 11
4. Сравнительная характеристика методов государственного регулирования международных кредитных отношений 14
5. Проблемы внешнего долга РФ и пути ее решения 26
6. Заключение……………………………………………………………………………….29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование международных кредитных отношений.doc

— 551.50 Кб (Скачать файл)

Структура кредитной системы  Франции представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Кредитная система Франции





Государственное регулирование достигло высокого уровня развития и отличается рядом особенностей [7,c.121].

1. Во Франции существует национализированный сектор в кредитной системе, который охватывает Банк Франции, три депозитных банка и ряд страховых компаний. 
2. Крупные масштабы государственной собственности; на долю государственного и полугосударственного секторов приходится примерно 80% сводного баланса кредитной системы, а также кредитов, 2/3 вкладов до востребования. 
3. Разветвленная сеть органов государственно-монополистического контроля над денежно-кредитной системой включает Банк Франции, Национальный кредитный совет, Комиссию контроля над банками. Во Франции существует единый и обязательный союз банкиров — Профессиональная ассоциация банков. В крупные деловые банки назначаются правительственные комиссары, которые олицетворяют связь монополий и государства. 
4. Для Франции характерны прямые предписания органов контроля кредитным учреждениям в форме инструкций„директив писем, нередко с применением санкций за их нарушение. В большей степени, чем в других странах, осуществляется прямое воздействие государства на кредит, контроль Банка Франции за крупными кредитами (свыше 25 млн. фр.), периодическое лимитирование роста банковских кредитов, методы выборочного контроля и т.д.                                                                               

Современное состояние банковской системы США характеризуется углублением процессов глобализации и интернационализации и ростом транснациональных компаний [7,c.189].

Все коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и банки штатов. Первые лицензируются и контролируются федеральным правительством, вторые —властями штатов. Из-за постоянного слияния коммерческих банков в условиях усиления конкуренции с японскими банками количество американских банковских институтов постоянно меняется так, в конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков, а в конце 1998 г. — 8871.

Особую роль в банковской системе  США играют инвестиционные банки. Они осуществляют два основных вида операций с ценными бумагами: эмиссию и размещение ценных бумаг компании. Среди крупнейших инвестиционных банков «Меррил Линч» (Merryl Lynch), -Пирс» (Pirs), «Леман бразерс» (Leman Brothers) и др.

Важное место в кредитной  системе США занимают страховые компании. В первой половине XIX в. самым распространенным видом страхования было страхование имущества.

Пенсионные фонды корпораций стали играть важную роль на рынке ссудных капиталов после Второй мировой войны. С 1967 г. их капиталы, образованные из взносов предпринимателей и рабочих, возросли более чем вдвое, превысив в 2000 г. 207 млрд. долл.

Острая конкуренция характерна для сферы потребительского кредита, где наиболее активны коммерческие банки и финансовые компании.

Американские дилеры и брокеры выполняют посреднические функции, участвуют в размещении новых эмиссий ценных бумаг и в торговле старыми выпусками.

Широко развиты в США компании, создававшиеся для аккумуляции сбережений (вкладов) и целевого кредитования вкладчиков — сберегательные финансовые учреждения. Ссудо-сберегательные ассоциации могут быть паевыми (если они принадлежат вкладчикам) и акционерными (если принадлежат акционерам). Акционерные ссудо-сберегательные ассоциации могут принадлежать компаниям: унитарным — владеющим одной ссудо-сберегательной ассоциацией или холдинговым — владеющим несколькими ссудо-сберегательными ассоциациями.

Взаимные сберегательные банки имеют более продолжительную историю, чем ссудо-сберегательные институты. Многие из них появились еще в начале XIX в. для хранения небольших сбережений рабочих. Взаимными сберегательными банками управляли обычно не директора и доверенные лица, выбираемые бессменными учредителями, а их авторитетные представители [7,c.189].

Кредитно-финансовые учреждения, составляющие кредитную систему США, представлены на рисунке 4.3:

Рис. 4.3. Кредитная система США



Кредитная система Англии в силу особенностей экономической и исторической эволюции является одной из наиболее развитых в капиталистическом мире Она отличается высокой специализацией отдельных институтов [7,c.211].

Главными звеньями кредитной системы являются:

1) Банк Англии;

2) коммерческие банки, которые делятся на пять основных групп — депозитные, торговые (они же акцептные и эмиссионные дома), учетные дома, банки Содружества и иностранные банки;

3) специальные кредитно-финансовые институты — страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные тресты, доверительные паевые фонды, строительные общества и др.

Первые два звена играют главную роль на денежном рынке. Учреждения, относящиеся к третьей группе, специализируются на долгосрочных операциях с ссудным капиталом.

Поскольку государственные учреждения занимают незначительное место в кредитной системе страны по сравнению с другими государствами, роль Банка Англии в денежно-кредитном регулировании экономики имеет большое значение. Важнейшими объектами этого регулирования являются: объем кредитных вложений в экономику в соответствии с текущими задачами правительственной политики, ликвидность банков и других кредитно-финансовых учреждений, процентные ставки денежного рынка, курс фунта стерлингов на валютных рынках, международные валютные и кредитно-финансовые операции.

Структура кредитной системы Великобритании представлена на рисунке 4.4:

Рис. 4.4. Кредитная система Великобритании



Банк Японии как финансовый агент правительства управляет от его имени государственными фондами, занимается валютно-финансовой деятельностью, направленной на стабилизацию валютного курса иены. Кредиты правительству предоставляются путем подписки и андеррайтинга выпусков государственных займов и краткосрочных государственных ценных бумаг. Кроме того, Банк Японии хранит и выплачивает казначейские фонды (налоги, пенсии, средста на общественные работы и т.п.).

В настоящее время, помимо Банка Японии, функционируют два государственных банка и 9 финансовых корпораций. Японский банк развития занимается долгосрочным кредитованием промышленности, транспорта, энергетики. Экспортно-импортный банк Японии кредитует внешнюю торговлю и заграничные инвестиции и кредиты [7,c.245].

Банк Японии также  осуществляет международную деятельность. В сфере международных финансов Банк Японии по согласию министра финансов может:

  • предоставлять счета в иене центральным банкам и государственным институтам зарубежных стран;
  • открывать и продлевать международным организациям;
  • в качестве агента Министерства финансов осуществлять валютные интервенции на валютных рынках при нежелательном изменении курса иены;
  • осуществлять куплю-продажу валюты, предоставлять кредиты или проводить операции от имени зарубежных банков и иных организаций с целью развития сотрудничества с ними.

Денежно-кредитная система  Японии двухуровневая и состоит  из Центрального банка, коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых институтов [7,c.248].

Кредитная Система Японии представлена на рисунке 4.5:


Рис. 4.5. Кредитная система Японии



 

В условиях государственно-монополистического капитализма роль кредита в качестве орудия регулирования экономики значительно возросла. Проведению денежно-кредитного регулирования способствует то обстоятельство, что государству принадлежат сильные позиции в кредитной системе. Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Банк Японии, министерство финансов, Федерацию экономических организаций («Кэйданрэн») — крупнейшую организацию японских монополистов и т. п.

Основными методами денежно-кредитного регулирования являются:

- изменение нормы ссудного процента;

- система обязательных депозитных резервов;

- операции на рынке ценных бумаг;

- административные меры, проводимые Банком Японии через кредитную систему.

По сравнению с регулированием ссудного процента обязательные резервы и операции на рынке ценных бумаг имеют меньшее значение. Особая роль кредита в системе экономического регулирования связана с изменениями в структуре капитала акционерных компаний. Кредитное регулирование складывается из методов кредитной экспансии и кредитных рестрикций; оно связано с ходом цикла и состоянием торгового и платежного баланса.. Одним из орудий регулирования были кредитные рестрикции. Ограничение кредита путем повышения ссудного процента и введения других регламентации способствовало уменьшению инвестиций, замедлению темпов роста производства.

В результате рассмотренных кредитных систем, можно сказать, что в большинстве зарубежных стран кредитная система включает в себя три уровня, регламентирующиеся национальным законодательством: центральный банк, коммерческие банки и другие специальные кредитно-финансовые учреждения.

5. Проблемы  внешнего долга РФ и пути ее решения

Долговые проблемы России многоплановы:  страна одновременно является крупным должником и кредитором.  На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основном благодаря удачной мировой конъюнктуре.  Но реструктурируя долги,  правительство создало так называемые  «пиковые годы».

По состоянию на 1 ноября 2009 года государственный внешний долг РФ составлял $38,04  млрд.  или 25,66  млрд.  евро.  Это на 0,1%  меньше цифры,  зафиксированной на 1 октября 2009  года ($38,7  млрд.)  и на 6,3%  показателя на 1  января  (в евро - на 11,1%). Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, составила $1,820 млрд.(см.табл. 1)

Таблица 5.1.  Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

 

 

 

 

 

 

Наименование

Сумма, млн долларов США

Сумма, млн евро

Задолженность перед  официальными кредиторами — членами Парижского клуба

999,8

696,9

Задолженность перед  официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1 820,4

1 268,9

Задолженность бывшим странам СЭВ

1 300,1

906,2

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

830,5

578,9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 793,9

2 644,6

Задолженность по еврооблигационным  займам

26 239,6

18 290,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1 775,3

1 237,5

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

881,4

614,4

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37 641,0

26 237,9


Источник: Минфин РФ

В 2010  году внешний долг России вновь стал расти - за счет заимствований покрывался дефицит федерального бюджета.  Однако пока Россия не планирует обращаться к международным финансовым организациям,  предпочтя этому выпуск еврооблигаций. По данным Минфина, в 2010 году их было выпущено на сумму в 613,6 миллиарда рублей. Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга.  Однако,  ситуация требует постоянного контроля.  В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государственным долгом. Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.  Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг.

Другой важный вопрос:  как распорядиться привлеченными  ресурсами.  При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается,  т.е.  нет основы для возврата кредитов.  Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты. Но не будем забывать,  что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга.  Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность.  Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом. Известно,  что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Таким образом,  уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.  Поэтому усилия,  предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении,  следует признать не просто верными и оправданными,  но и по сути дела безальтернативными.  Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России.

Для снижения угрозы внешней  задолженности национальной экономики  России требуется реализация ряда мер:

  • отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  • разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  • создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  • согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Информация о работе Государственное регулирование международных кредитных отношений