Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг (также известный как «общественный долг» или «национальный долг») - это долг центрального правительства.
В России и других федеральных государствах, термин «государственный долг» может также относиться к задолженности федерального или регионального правительства, муниципального или местного самоуправления. В то же время, понятие ежегодный «государственный дефицит» или « дефицит государственного бюджета» относится к разнице между доходами и расходов правительства в течение одного года, то есть увеличение государственного долга в течение определенного года.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Coдeржaниe

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный долг (также известный как «общественный долг» или «национальный долг») - это долг центрального правительства.

 В России  и других федеральных государствах, термин «государственный долг» может также относиться к задолженности федерального или регионального правительства, муниципального или местного самоуправления. В то же время, понятие ежегодный «государственный дефицит» или « дефицит государственного бюджета» относится к разнице между доходами и расходов правительства в течение одного года, то есть увеличение государственного долга в течение определенного года.

 




Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем самым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.

Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем самым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.

Сегодня рынок государственных ценных бумаг представляет собой один из важнейших источников финансовых ресурсов, предназначенных для поддержания экономической стабильности и обеспечения развития страны. На конец 2008 г. номинальный объем мирового рынка государственного долга составлял около 40 трлн долл. Россия, или около 55% мирового ВВП, а капитализация — около трети капитализации всего финансового рынка .

Нельзя переоценить влияние государственного долга на финансовую систему в целом. Суверенные долговые обязательства не только задают инвесторам ориентир доходности с минимальным уровнем кредитного риска, но и являются квазиденьгами, инструментом сохранения и накопления капитала. Через регулирование рынка государственного долга правительство непосредственно влияет на устойчивость финансового рынка в целом.

Очевидно, что недостаток внимания к проблеме управления государственным долгом может привести к дефолту и радикально дестабилизировать финансовый рынок. Перед суверенным эмитентом долговых обязательств стоит гораздо более серьезная задача, чем оптимизация денежных потоков государства. Здесь и повышение устойчивости национального финансового рынка, и управление временной структурой обязательств, и выбор валюты заимствования, исходя из прогнозов конъюнктуры мирового рынка, и минимизация издержек и рисков рефинансирования.

На протяжении новейшей истории Россия активно пользовалась долговыми инструментами для финансирования бюджетного дефицита и

После дебютной эмиссии Министерства финансов в 1996 г., российское правительство высоко оценило этот источник относительно дешевых финансовых ресурсов. Однако с самого начала восприятие долгового рынка складывалось под влиянием иллюзий. Отсутствие глубоких научных исследований о причинах, допустимых границах и социально-экономических последствиях долгового финансирования привело к тому, что монетарные власти оказались не в состоянии разработать эффективную стратегию долговой политики. В последствие это вызвало полную дестабилизацию национального финансового рынка: крах внутреннего долгового и денежного рынков и падение доверия к России как к суверенному заемщику.

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный долг

1.1 История государственного долга

 

Во время раннего периода новой эры, европейские монархи часто объявляли дефолт по своим займам или произвольно отказывались платить по долгам. Эти случаи привели к тому, что финансисты стали опасаться кредитовать монархов и финансы стран, которые были часто в состоянии войны и оставались крайне нестабильными.

Правительства могут быть денежно суверенными или денежно не суверенными. Денежно суверенные (MS) правительства создают законы, согласно которым создают свою суверенную валюту. Денежно не суверенное правительство использует валюту, над которой его суверенитет она не является суверенным.

Примеры правительств MS являются США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия и т.д. Примерами денежно не суверенных правительств являются Греция, Франция, Италия, Иллинойс, Калифорния, Кук Каунти и Чикаго, которые ранее использовали свою суверенную валюту, а позже стали использовать валюту, над которой они не имеют суверенитета. По своим собственным законам, MS правительство может дать себе неограниченные возможности для создания своей суверенной валюты и дать этой валюте любое значение, которое оно выберет. Например, многие государства намеренно снизили стоимость своей валюты, чтобы стимулировать экспорт.1

Таким образом, MS правительство никогда не может быть принуждено к банкротству или каким-либо действиям с его суверенной валютой. Оно может заплатить любой долг любого размера, при условии, что этот долг номинирован в его суверенной валюте. MS правительство не нуждается в заимствованиях или налогах для обслуживания долгов в его суверенной валюте. Однако оно должно применять налогообложение: во-первых, чтобы создать спрос на валюту и поддерживать ее ценность; во-вторых, чтобы позволить себе осуществлять расходы без инфляции. Как расходы во внутреннем частном секторе, так и за рубежом имеют влияние на долг и инфляцию. Правительство может иметь сильное влияние на оба этих показателя, но никогда не может полностью контролировать их. Правительства обычно заимствовать путем выпуска ценных бумаг , государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют деньги непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых институтов.

Поскольку правительство черпает доходы от значительной части населения, государственный долг является косвенным долгом налогоплательщиков. Государственный долг можно классифицировать как сумму внутреннего долга (задолженности кредиторам в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Суверенный долг, как правило, относится к государственному долгу, который был выдан в иностранной валюте. Еще одним распространенным признаком для разделения государственного долга является длительность до погашения. Краткосрочный долг, как правило, считается в течение одного года или менее года, а долгосрочный - более десяти лет. Среднесрочный долг попадает между этими двумя границами. Более широкое определение государственного долга может рассматривать все правительственные обязательства, в том числе будущие пенсионные выплаты и платежей за товары и услуги по правительственным контрактам, которые еще не оплачены.

Создание первого центрального банка в Англии – учреждения, предназначенного для кредитования правительства - было первоначально целесообразно для Вильгельма III короля Англии для финансирования войны против Франции. Он привлек синдикат городских трейдеров и продавцов для того, чтобы предложить для продажи размещение государственного долга. Этот синдикат вскоре превратился в Банк Англии, который финансировал войны герцога Мальборо и позже имперские завоевания.

Билль об Учреждении банка был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году, по плану, который был предложен Уильям Патерсоном тремя годами ранее, однако тогда соответствующие мероприятия проведены не были. Он предложил кредит правительству в 1,2 млн. фунтов; взамен подписчики были объединены в Банк Англии с долгосрочными банковскими привилегиями, включая выпуск банкнот. Королевская грамота была удовлетворена 27 июля, после принятие пакета законов о правительственной налоговой политике.

Основание Банка Англии произвело революцию в государственных финансах и положило конец дефолтам, таких как Великая остановка казначейства 1672 года, когда Карл II приостановил выплаты по своим счетам. С тех пор, британское правительство всегда было в состоянии погасить требования кредиторов. В последующие века, другие страны в Европе и в конце концов по всему миру организовали аналогичные финансовые учреждения для управления их государственным долгом.

В 1815 году, в конце наполеоновских войн, государственный долг Великобритании достиг пика более чем 200% от ВВП. 2

    1. Правительство и государственные облигации

Государственных облигаций является облигациями, выпущенными национальным правительством. Такие облигации часто выражены в валюте страны-эмитента. Государственные облигации иногда рассматривается как безрисковые облигации, потому что национальные правительства могут повышать налоги или сокращать расходы до определенного момента, а в крайних случаях они могут «напечатать больше денег» и выкупить облигации в момент погашения. Правительствам большинства развитых стран запрещено законом непосредственно печатать деньги, поскольку эта функция передана их центральным банкам. Тем не менее, центральные банки могут покупать государственные облигации для финансирования государственных расходов, тем самым монетизируя долг.

Облигации, выпущенные национальными правительствами в иностранной валюте, как правило, называются суверенными облигациями. Инвесторы в суверенные облигации, номинированные в иностранной валюте, имеют дополнительный риск от того, что эмитент может быть не в состоянии получить иностранную валюту для погашения облигаций. В случае греческого долгового кризиса 2010 года, например, долг Греции номинировался в евро, и одним из решений для Греции, предложенных в частности финансовыми экономистами Всемирного пенсионного совета (WPC), было вернуться к выпуску собственной валюты драхмы. 3

1.3 Государственный долг в структуре финансового рынка

 

Одной из наиболее заметных тенденций последнего времени стало увеличение роли государства в экономической деятельности общества. Государство берет на себя не только традиционные социальные обязательства перед своими гражданами, но и создает квазирыночные сегменты экономики, осуществляя функции механизма свободного рыночного распределения благ. В своих действиях по управлению национальной экономикой государство руководствуется двумя основными целями: повышением уровня благосостояния населения (включая и нематериальные блага), а также сохранение устойчивой динамики темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Расходы государства для достижения данных целей далеко не всегда соответствуют доходам, выраженным чаще всего в виде налоговых поступлений. При создании всеми участниками экономических отношений, включая и государство, институциональных условий для инновационного развития экономики дефицит бюджета с небольшой вероятностью станет хроническим, оставаясь внутрицикличным. Данный краткосрочный вид дефицита может быть легко устранен с помощью заимствований государства на рынке капитала, где консервативные инвесторы, располагающие временно свободными денежными средствами, ищут возможность приобретения активов с низкой степенью риска невозврата капитала. Таким образом, потребность правительства в финансировании бюджетного дефицита является основой возникновения государственного долга и, как следствие, развития рынка государственных долговых обязательств.

Кроме привлечения заемных денежных средства существует еще три принципиальных источника покрытия дефицита:

— повышение налогового бремени или расширение налоговой базы;

— продажа государственного имущества;

— денежная эмиссия.

Рассмотрим кратко преимущества и недостатки каждого нз этих источников. Согласно классической экономической теории, налога искажают стимулы к труду, потреблению и инвестициям, а также влекут за собой невосполнимые потери или избыточное налоговое бремя1. В результате уровень развития многих видов деятельности значительно отстает от общественно оптимального. Кроме того, начиная с определенного уровня относительной налоговой нагрузки, уклонение от налогов повышается с ростом ставок — данный феномен был изучен и объяснен Филлипсом. Оптимальной является такая налоговая система, которая сводит искажения от налогов к минимуму при ограничениях, налагаемых необходимостью для государства получать доходы и поддерживать справедливое налоговое бремя. Кроме того, осуществление политики сбалансированного бюджета за счет увеличения налоговой нагрузки может натолкнуться на трудности социального характера. У компаний снижается стимул расширять производство, а, следовательно, и нанимать сотрудников, что может привести к снижению уровня занятости. Реакция участников финансового рынка на рост налоговой нагрузки за крайне редким исключением является однозначно негативной, вызывая снижение котировок акций и облигаций компаний: дополнительное изъятие денежных средств приводит к сокращению чистой прибьиш и росту потребности в заемных оборотных средствах. Напротив, отмена налогов или введение налоговых льгот вызывает рост стоимости акций компаний. Примером может служить сделанное в начале мая 2008 г. заявление Правительства России о введение налоговых льгот для нефтяных компаний — это стало причиной уверенного роста акций сектора в течение следующего месяца .

Продажа имущества (приватизация государственных предприятий, продажа земли, реализация активов золотовалютных резервов и пр.) с точки зрения макроэкономической теории, не несет прямых последствий для экономики в краткосрочном периоде. Однако не во всех странах государство является крупным собственником имущества. Кроме того, данная процедура может быть задействована лишь однажды, что не позволяет государству осуществлять долгосрочное планирование финансовых поступлений.

Происходившая в России в 1992—1997 гг. приватизация государственных предприятий и продажа части золотого запаса может служить наглядным примером подобного бюджетного финансирования. Постоянное предложение государством имущества обычно ведет к снижению спроса на обращающиеся на финансовом рынке активы со стороны его заинтересованных участников и, как следствие, к снижению стабильности финансового рынка.

Доход государства от денежной эмиссии (сеньораж) является одним из возможных источников финансирования бюджетного дефицита. Однако использование денежной эмиссии повышает уровень инфляции и приводит к падению спроса на деньги, что в свою очередь, сокращает реальный доход государства". Более того, рост инфляции может также привести к снижению налоговых доходов государства в реальном выражении, что еще более ухудшит его платежеспособность. Поэтому в развитых странах с низкой инфляцией сеньораж, как правило, является незначительным. Кроме того, в законодательстве многих стран запрещены или ограничены заимствование у Центрального банка или денежная эмиссия в целях покрытия дефицита бюджета. Как и прочие инфляционные меры, сеньораж негативно влияет на стабильность экономики и финансового рынка в целом в долгосрочной перспективе. Каган отмечает, что темп роста инфляции может продолжить рост и после стабилизации темпов роста денежной массы . Впрочем, как отметили экономисты Бруно и Фишер, даже эмиссионный вариант финансирования бюджетного дефицита может оказаться успешным, если правительством предлагаются действенные антиинфляционные меры, а у экономических агентов выработан механизм формирования инфляционных ожиданий.

Можно утверждать, что выпуск государственных долговых обязательств, является, одним из самых эффективных источников финансирования бюджетного дефицита. При немедленном результате — деньги от выпуска ценных бумаг или привлечения кредита поступают в государственную казну буквально в течение нескольких часов, в отличие, скажем, от многомесячного временного лага в налоговом финансировании — государство имеет возможность управлять своей задолженностью на протяжении многих лет, наиболее эффективно выбирая момент для выхода на долговой рынок и минимизируя общие процентные расходы.4

Информация о работе Государственный долг