Импичмент: российский и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

1) Раскрыть правовую сущность импичмента.
2) Истоки данного института, общие положения и черты характеризующие мировой опыт в целом.
3) Импичмент в США
4) Импичмент(Отрешение) в Российской Федерации
5) Обозначить проблемы, недостатки, на мой взгляд, существующие в процедуре отрешения от должности президента РФ.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовая сущность импичмента 6
1.1. Понятие и признаки импичмента (отрешения от должности) 6
1.2. Субъекты импичмента (отрешения от должности) 8
Глава 2. Регулирование института импичмента в зарубежных странах 9
2.1.Особенности конституционной процедуры импичмента в зарубежных странах 10
2.2. Особенности регулирование института импичмента (отрешения от должности)в США 12
Глава 3. Особенности процедуры отрешения Президента Российской Федерации от занимаемой должности 19
3.1. Основания и порядок выдвижения обвинения 19


Заключение 21
Библиография 24

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Kolokolova.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Кафедра конституционного права

Институт прокуратуры

 

 

Курсовая работа

по дисциплине Конституционное право

на тему:

Импичмент: российский и зарубежный опыт.

 

 

 

 

 

 

Выполнила : студентка 200Г группы

Колоколова Екатерина Олеговна

Руководитель :

Старший преподаватель:

Пономарева Ирина Павловна

 

Г.Екатеринбург

2014 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                          4

Глава 1. Правовая сущность импичмента                                                          6

     1.1. Понятие и признаки импичмента (отрешения от должности)           6

    1.2. Субъекты импичмента (отрешения от должности)                                 8

Глава 2. Регулирование института импичмента в зарубежных странах         9

     2.1.Особенности конституционной процедуры импичмента в зарубежных странах                                                                                                                         10

    2.2. Особенности регулирование института импичмента (отрешения от должности)в США                                                                                                   12

Глава 3. Особенности процедуры отрешения Президента Российской Федерации от занимаемой должности                                                                 19

        3.1.  Основания и порядок выдвижения обвинения                    19

 

 

Заключение                                                                                                             21

Библиография                                                                                                              24

 

 

 

 

 

 

Цель работы:

1) Раскрыть правовую сущность импичмента.

2) Истоки данного института, общие положения и черты характеризующие мировой опыт в целом.

3) Импичмент в США

4) Импичмент(Отрешение) в Российской Федерации 
5) Обозначить проблемы, недостатки,  на мой взгляд, существующие в процедуре отрешения от должности президента РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                    Институт президентства - широко распространенное явление в современном мире. Во многих странах разного уровня развития, это институт функционирует уже долгое время. Для правильного понимания механизма действия демократических правительственных и общественных систем необходимо рассмотрение самого института президентства, его сущности и особенности.

Избрание президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие другие черты, определяющие конкретное содержание этой формы правления, далеко не адекватны в различных странах. Они определяются историческими особенностями, политическими традициями, соотношением сил между президентом и другими властями, между противоборствующими и многими другими факторами.

Появление такого явления как институт президентства в нашей стране привело к росту интереса к конституционным основам и практическим формам президентства, интерес к роли личности президентов (их происхождению, образованию, слабым и сильным сторонам их характера, политическим действиям и упущениям, к их крушению или величию).

В США Институт президента занимает центральное место в системе органов управления и власти. Президент всегда был и будет главной фигурой американского государства, как для граждан США, так и для зарубежных наблюдателей.

Значительным отличием американского института президента от российского является более четкая, комплексная система "сдержек и противовесов", серьезно ограничивающая верховную исполнительную власть.

Проблема ответственности власти - это задача фундаментальная, образующая государственность, в том числе и российскую, на всю историческую перспективу.

Вопрос о том, что власть не имеет права принимать решения, которые могут привести к гибели людей, к национальной катастрофе, волнует население каждой страны. В связи с этим крайне необходима разработка положений, касающихся применения мер ответственности к высшим должностным лицам государства. Они должны показать неотвратимость ответственности будущей власти за жизнь граждан страны. Данные положения должны найти отражение в институте импичмента.

Процедура импичмента (отрешения от должности) закреплена конституциями подавляющего большинства государств, за исключением некоторых конституционно-монархических или откровенно авторитарных режимов. В Конституциях ряда стран институту президентской ответственности посвящены отдельные главы. Конституции других стран предусматривают принятие специальных законов, регламентирующих вопросы президентской ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая сущность импичмента

1.1 Понятие и признаки импичмента (отрешения от должности)

Импичмент - процедура отрешения от должности Президента США. В статье 93 Конституции Российской Федерации эта процедура именуется как “отрешение”.

Отрешение от занимаемой должности — это мера юридической ответственности, которая применяется к должностным лицам государственного и муниципального аппарата. Субъектами этой ответственности выступают обычно лица, наделенные властно-распорядительными полномочиями, выполняющие руководящие функции, но также импичменту могут быть подвержены и рядовые служащие. Их ответственность является неотъемлемым элементом правового статуса должностного лица наряду с правами и обязанностями. В действительности к импичменту привлекались президенты, министры и судьи разных стран.

Отрешение от должности не следует смешивать с иными, схожими или смежными мерами юридической ответственности, например, отставкой правительства, его отдельных членов по решению главы государства или же с институтом недоверия органам и должностным лицам.

Отрешение от занимаемой должности как мера конституционно-правовой ответственности предполагает наличие двух обязательных признаков: во-первых, основанием отрешения от должности является факт совершения правонарушения, состав которого имеет четкие законодательные параметры; во-вторых, субъект ответственности не находится в отношениях ведомственной или служебной подчиненности к лицу (органу), осуществляющему наказание. Факультативными признаками отрешения от должности как конституционно-правовой санкции могут выступать высокое и ответственное служебное положение субъекта ответственности и наличие у него полной или ограниченной неприкосновенности.

В большинстве теоретических источников отрешение от должности относится к ответственности конституционно-правовой или конституционной, которая выступает самостоятельным видом правовой ответственности. Данная точка зрения обоснована с учетом того, что возможность и механизм отрешения главы государства от должности определяются, прежде всего, в конституциях и ином конституционном законодательстве. Ответственность есть неотъемлемый элемент конституционного статуса главы государства, который является традиционным институтом конституционного права.

Отрешение главы государства от должности следует расценивать в контексте «сдержек и противовесов», обеспечивающих режим разделения властей. Этот институт является важнейшим инструментом сдерживания президентской власти, а также исполнительной власти в целом со стороны органов парламентского представительства. Отрешение от власти главы государства институт современной демократии, важнейший показатель правовой государственности, имея в виду, что любой глава государства персонифицирует собой данную государственность и ее политико-правовые начала. Не случайно конституционное законодательство авторитарных государств тщательно избегает какой-либо правовой ответственности своих руководителей.

Отрешение от должности главы государства рассматривается как карательная, репрессивная санкция, влекущая утрату главой государства всех прав и преимуществ, связанных с занятием высшей государственной должности, и последующую служебную дисквалификацию, зачастую невозможность в будущем занимать аналогичную должность или баллотироваться на внеочередных президентских выборах, а также пользоваться привилегиями экс-президента. Так, согласно статье 6 Федерального закона от 10.01.2003 «О выборах Президента Российской Федерации»1  гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Особенностью механизма отрешения главы государства от должности является то, что практически повсеместно в этом механизме принимает участие парламент – либо в качестве обвиняющей стороны, либо в качестве органа, осуществляющего само наказание. Участие парламента в процедуре ответственности главы государства находит то логическое объяснение, что это единственный орган власти, по степени представительства равный либо даже превосходящий (в парламентарных республиках) главу государства.

Отрешение главы государства от должности в ряде стран имеет внешнее сходство с уголовным судопроизводством, но не смотря на это отрешение главы государства от должности относится к мерам конституционной, а не уголовной ответственности, хотя процедура отрешения, действительно, может иметь внешнее сходство с судебным процессом, чему есть историческое объяснение.

Речь на самом деле идет не о судебной, а о квазисудебной процедуре. Это подтверждается тем, что лицо, отрешенное от должности главы государства, может быть впоследствии за те же действия подвергнуто мерам уголовного воздействия, например, тюремному заключению. Отличие проявляется в том, что при наличии состава преступления суд обязан вынести обвинительный вердикт, в то время как отрешение главы государства от должности является не обязанностью, но только правом соответствующего органа, которым он может свободно пренебречь.

Согласно части 1 статьи 93 Конституции Российской Федерации, Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации, что допускает возможность принятия верхней палаты отрицательного решения даже при наличии несомненных признаков вины первого лица государства. Все это свидетельствует о том, что отрешение главы государства от должности лежит в плоскости не уголовной, а именно конституционной ответственности.

 

    1. Субъекты импичмента (отрешения от должности)

 

Чаще всего субъектом этой меры ответственности выступает глава государства. В ряде федеративных государств используется институт отрешения от должности главы субъекта федерации. В более редких случаях отрешению от должности подвергаются иные должностные лица.

Так, ряд ученых полагает, что ошибочным является звучащее иногда в российских средствах массовой информации мнение, что "импичмент - это процедура отстранения президента от должности конгрессом за нарушение закона"2 . Не только Президента и не только за нарушение закона.

В США кроме Президента, субъектом ответственности может быть Вице-президент и любые иные гражданские должностные лица, в том числе судьи. Процедура импичмента не может быть возбуждена только против двух категорий должностных лиц Северной Америки:

 а) военных, по определению не являющихся "гражданскими должностными лицами" и подлежащих ответственности  в соответствии с воинскими  уставами и нормами военного  права;

б) конгрессменов и сенаторов, поскольку, согласно конституционной традиции, дела об их правонарушениях и ответственности рассматриваются соответствующей палатой Конгресса. Любопытно, что формальный запрет на возбуждение процедуры импичмента против членов парламента был установлен Сенатом после принятия Палатой представителей статей импичмента против сенатора от штата Теннесси Уильяма Блаунта (1797-1799 гг.). По решению Сената, понятие "гражданские должностные лица Соединенных Штатов" (civil Officers of the United States) не распространяется на конгрессменов3 .

Несмотря на множественность субъектов этой меры ответственности, она имеет общие черты, которые позволяют отнести ее к единому виду конституционно-правовой ответственности и системному институту конституционного права, её цель – обеспечение законности и согласованности в деятельности государственного аппарата, поддержание необходимого равновесия и баланса разных ветвей власти.

Я считаю необходимым отметить, то, что существует мнение, о том, что отрешение от должности должностных лиц рангом ниже главы государства или же главы субъекта не имеет практического значения. Подобные случаи являются крайне редкими, так как процедура слишком сложна и длинна, а в некоторых случаях того же или даже более жесткого решения можно добиться более простыми способами.

Информация о работе Импичмент: российский и зарубежный опыт