Интересы Туркменистана в Каспийском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Каспийское море самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Вода в Каспии солёная, — от 0,05 ‰ близ устья Волги, до 11—13 ‰ на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, согласно данным 2009 года составлял 27,16 м ниже уровня моря. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км², максимальная глубина — 1025 м.

Содержание работы

1. Каспийское море: геополитическое положение и международный статус
1.1. Бассейн Каспийского моря
1.2. Прибрежные страны
1.3. Экономика прикаспийского региона
2. Туркменистан – интересы в прикаспийском шельфе
2.1. Запасы углеводородных ресурсов Туркменистана
2.2. Проекты по транспортировке газа и нефти:
2.2.1. Казахстан-Синьцзянь-Шанхай,
2.2.2. Казахстан-Туркменистан-Иран(КТИ)
2.2.3. Казахстан-Туркменистан-Афганистан-Пакистан
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Интересы Туркменистана в Каспийском регионе.docx

— 109.68 Кб (Скачать файл)

для строительства нового газопровода по территории Туркменистана,

Казахстана, России и Украины, о чем президент Украины Виктор Ющенко

договорился с Ниязовым еще  в ходе своего визита в марте в  Ашгабад.

 

Два президента после встречи 8 мая в Москве подтвердили 

заинтересованность в  создании консорциума и предложили российскому

президенту Владимиру  Путину подписать совместное заявление  о 

согласованных действиях, гарантирующих обеспечение каждой из трех стран

природным газом.

 

Однако неизвестно, насколько  это будет реализовано, так как  данное

украинско-туркменское соглашение противоречит заключенному в 2003 году

российско-туркменскому соглашению, предусматривающему с 2007 года

поставки всех объемов  туркменского газа в Россию.

Тем не менее Россия, возможно, может согласиться, так как объем

поставок туркменского газа был снижен. Согласно пересмотренному 

Туркменистаном новому контракту, «Газпрому» предполагается поставить  до

конца 2005 года до 4 (вместо 6–7) млрд м3 туркменского газа, а в 2006 – до 7

(вместо 10) млрд м3. [7]

 

В вопросе перевозки Украина  рассматривает возможность строительства 

газопровода для транспортировки  газа из Туркменистана в обход  России.

Газопровод мог бы проходить  через Каспийское море, Азербайджан  и Грузию в

обход России. Вариант строительства  такого газопровода рассматривается  в

контексте предложения президента Украины Виктора Ющенко о создании

транснационального газотранспортного  консорциума.

С одной стороны, Украина  готова продолжать сотрудничество с  Россией 

в создании консорциума, в  частности предложенное Украиной строительство 

газопровода «Александров Гай  – Новопсков» (от российско-казахстанской  до

украино-российской границы) для транспортировки туркменского газа через 

территорию России. Но в  случае отказа Москвы от этого проекта  Киев заявил,

что будет искать альтернативный путь транспортировки газа.

 

В силу своего геополитического положения Туркменистан при

реализации стратегии  экспортных маршрутов газа испытывает достаточно

сильное влияние со стороны  Ирана. Иран заинтересован в укреплении своих

позиций в Центральной  Азии и стремится выйти на более  высокий уровень 

экономических отношений  с государствами региона. В этом контексте развитие

сотрудничества с Туркменистаном рассматривается им в качестве достаточно

перспективного направления.

 

И на самом деле характер двусторонних отношений весьма позитивный.

Государства взаимодействуют  во многих сферах: торговля, энергетика,

транспорт, нефтегазовый комплекс, строительство автодорог и другие.

 

Стороны намерены значительно  увеличить товарооборот между двумя 

странами. Так, по итогам 2004 года он составил 750 млн долларов, а в

нынешнем году планируется  довести его до 1 млрд американских долларов.

 

Ашгабад, в свою очередь, всегда проявлял особую заинтересованность в

возможности транспортировки  энергосырья по территории Ирана. Прокладка

трубопроводов по относительно безопасной иранской территории, с  выходом 

на главный мировой  рынок энергоресурсов – Персидский залив, является

достаточно весомой перспективой.

 

На сегодняшний день определяющим для Туркменистана является тот 

факт, что иранское направление (трубопровод «Корпедже – Курт – Куи») – это

хорошая возможность экспортировать свой газ без использования российских

трубопроводов. Был построен газоперерабатывающий завод в Корпедже

(Туркменистан). Это предприятие  является составной частью проекта 

стоимостью в 190 млн долларов по экспорту туркменского газа в Иран.

 

Иран также проявляет  заинтересованность в данном вопросе. И даже если

учесть, что Иран успешно  развивает свои проекты освоения газового

месторождения «Южный Парс», месторождения природного газа в  Рамхормозе

на границе с Ираком, то в любом случае проекты транспортировки 

туркменского газа не потеряют актуальность, ведь для Ирана это  важно и с

политической точки зрения.

 

Отношения с Азербайджаном  носят сложный характер. Стороны  имеют 

спорные месторождения «Хазар» («Азери»), «Алтын Асыр» («Шарг»),

«Сердар» («Кяпаз»). Но, тем не менее, следует отметить попытки двух сторон

договориться по этому  вопросу. Возможно, решением может стать  совместное

освоение спорных месторождений. [8]

Туркменистан представляет большой интерес для Казахстана как 

прикаспийское государство. Оба государства объединяет стремление к

созданию взаимных благоприятных  условий для осуществления макропроектов

в нефтегазовой отрасли. В  первую очередь Казахстан является транзитной

страной для транспортировки  туркменского газа в основном в северном

направлении. В перспективе реализация и других взаимовыгодных проектов,

как, например, проект транспортировки  газа «Казахстан – Синьцзян – Шанхай».

 

«Казахстан –  Синьцзян – Шанхай» 

 

Самым экономичным маршрутом  для транспортировки туркменского газа

на перспективные рынки  сбыта в Восточной Азии было бы использование 

трассы «Казахстан – Синьцзян – Шанхай», хотя реализация данного  проекта 

представляется весьма трудной  задачей.

 

Экономичность данного проекта  обосновали независимые эксперты из

Мюнхенской компании ILF Beratende Ingenieure GmbH, которые провели

сравнительный анализ двух вариантов экспорта туркменского газа в восточные

районы Китая: по суше через  Казахстан и Синьцзян и по морю – транзитом 

через Афганистан и Пакистан и далее в сжиженном виде вокруг Индии и через

Малаккский пролив до Шанхая.

 

Южный маршрут длиннее  северного: 9492 км, включая 1400 км по

Афганистану и Пакистану  против 6300 км по суше с использованием

строящегося сейчас транскитайского газопровода. Были учтены и затраты на

сжижение с последующей регазификацией, необходимые при морской

транспортировке, и фрахт  танкеров-газовозов.

 

Как показывают расчеты немецкой компании, при расчетных поставках 

30 млрд м3 в год прокачка тысячи м3 газа в год с промыслов Даулетабада до

Шанхая будет обходиться в 51,5 доллара при использовании  наземного 

трубопровода по сравнению  с 87,6 долларов, которые потребуются  при

доставке газа в Карачи, где он будет сжижаться и транспортироваться морем до

Китая. Следует отметить, что при расчете использовались только технико-

экономические параметры, как, например, цена газа на входе к трубе (40

долларов за тысячу м3). Однако в расчет не принимались такие  факторы, как 

тарифы и налоги.

 

Перспективным направлением сотрудничества двух стран в сфере 

транзита являются проекты  строительства нефтепроводов. [9]

 

«Казахстан –  Туркменистан – Иран» (КТИ)

 

 Маршрут в сторону  Ирана имеет целый ряд преимуществ для Казахстана

и является наиболее экономически привлекательным маршрутом. По оценкам 

экспертов, доля этого направления  в транспортировке казахстанской нефти может достигнуть 30–35%, а сам трубопровод может быть построен к 2008–

2012 годам6.

 

Преимущества проекта 

  1. Протяженностью в 1650 км (из них 200 км – по территории Казахстана) данный маршрут предоставляет самый короткий путь транспортировки казахстанской нефти к Персидскому заливу. 
  2. Низкие тарифы прокачки, при которых итоговая стоимость экспортируемой через Иран нефти не превысит $12–15 за баррель с возможным в дальнейшем снижением, то есть она будет вполне конкурентоспособна на мировом рынке7.
  3. Относительная безопасность иранской территории.

 

 Интересы Казахстана 

 

Реализация проекта в  первую очередь позволит получить еще  один

альтернативный путь транспортировки  казахстанской нефти. Помимо этого,

Казахстан получит возможность  получать доходы за счет транзита нефти,

повысить загрузку Павлодарского и Шимкентского НПЗ, диверсифицировать

собственный экспорт и  транспортировать нефть по выгодным тарифам. Но в то

же время его реализация может значительно осложнить отношения Казахстана

с США. Последние, как известно, активно противодействуют попыткам Ирана

использовать свои транзитные возможности в силу натянутых  отношений 

между двумя странами.

 

 Тем не менее можно утверждать, что реализация иранского маршрута

является вопросом времени, так как его экономическая  целесообразность очень 

высока. Отличительным моментом данного проекта является то, что  в нем 

заинтересованы не только Иран, Казахстан и Туркменистан, но также и

некоторые западноевропейские и российские нефтяные компании

(предложившая данный  проект французская компания  Total, а также такие

компании, как «Транснефть», Agip/ENI, JNOC и другие).

 

 Однако очевидно, что  поддержки альянса крупных нефтедобывающих

компаний и желание  руководства транзитных стран содействовать 

осуществлению данного проекта  недостаточно. Многое зависит от таких

факторов, как развитие американо-иранских отношений, а также, но в меньшей

степени, от политики ведущих  стран ЕС в регионе.

 

Позитивную роль в реализации иранского транспортного проекта  могут 

сыграть ведущие страны ЕС, в действиях которых все более  отчетливо 

прослеживается тенденция  отделения европейских интересов  от американских,

в том числе и в регионе  Каспийского моря. [9]

 

Трансазиатский  проект

(«Казахстан –  Туркменистан – Афганистан –  Пакистан») 

 

 Согласно проекту,  нефтепровод «Казахстан – Туркменистан  – 

Афганистан – Пакистан»  с планируемой мощностью до 50 млн тонн берет свое начало в г. Чарджоу (Туркменистан), затем проходит по территории

Афганистана и Пакистана  и выходит на Аравийское море. Казахстанская  нефть 

может поступать в Чарджоу  по имеющейся (но требующей ремонта) системе 

нефтепровода «Омск –  Павлодар – Шимкент – Чарджоу» с пропускной

способностью 25 млн тонн. При этом необходимо строительство новых

трубопроводов из района добычи (проект «Западный Казахстан –  Кумколь»).

 

 Однако пока проект  не может быть реализован из-за нестабильной

политической ситуации в  Афганистане, которая, вероятно, не стабилизируется 

и в среднесрочной перспективе. Даже в случае нормализации обстановки в

стране афганский вариант  трубопровода в обозримом будущем  перспектив не

имеет: к тому времени  начнут функционировать находящиеся в настоящее

время на стадии реализации проекты, которые значительно снизят потребности 

в альтернативных нефтепроводах  для каспийской нефти.

 

 Кроме того, в регионе  сохраняется перманентное обострение 

отношений между Пакистаном и Индией. Все это, повышая политические

риски проекта, отпугивает потенциальных  инвесторов и потому найти 

инвесторов для его  строительства (какие бы рамочные соглашения лидеры

заинтересованных стран  не подписывали) без восстановления долговременной

политической стабильности в этом регионе невозможно. Но, даже при 

достижении политической стабильности, экономическая отдача от этого

трубопровода будет не очень высокой. Так, по мнению западных экспертов,

прибыль ТНК от реализации данного проекта может составить 15–20%, что 

является весьма низкой цифрой, учитывая геополитический риск. Помимо

этого, горная местность  афганской территории предполагает строительство 

частых насосных станций, что в значительной степени увеличивает  стоимость 

проекта. Что касается геополитического аспекта данного проекта, то

заинтересованный в его  реализации Пакистан не имеет должной  ресурсной и 

политической поддержки  со стороны западных стран, располагающих  для этого 

всеми необходимыми возможностями. Последние имеют другие более 

привлекательные проекты  транспортировки нефти и пока не видят острой

необходимости в реализации трансазиатского маршрута.

 

 Таким образом, вопрос  транспортировки может рассматриваться  как 

хорошая платформа для  сотрудничества между Казахстаном  и 

Туркменистаном, а также  в целом между всеми прикаспийскими государствами и 

тем самым содействовать  укреплению региональной стабильности на Каспии. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
  2. Экономика Каспийского моря http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.B8.2C_.D0.B2.D0.BF.D0.B0.D0.B4.D0.B0.D1.8E.D1.89.D0.B8.D0.B5_.D0.B2_.D0.9A.D0.B0.D1.81.D0.BF.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.B5
  3. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря http://www.unep.org/pdf/Caspian_conv_R.pdf
  4. Александр Собянин: «Мир на Каспии не может быть нарушен в угоду реваншистским планам». http://www.geopolitics.ru/2012/09/aleksandr-sobyanin-mir-na-kaspii-ne-mozhet-byt-narushen-v-ugodu-revanshistskim-planam/
  5. ТУРКМЕНИЯ ВОШЛА В ДЕСЯТКУ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДЛЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ СТРАН МИРА. http://www.turkmenistan.ru/ru/node/14874
  6. Голубой поток. http://www.lawtek.ru/dossier/projects/1187.html.
  7. Холодов Семен. Этот желанный туркменский газ // Киев Wееkly. – 13–20 мая 2005 года. – ВЫПУСК №17 (157)
  8. Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. – Алматы: КИСИ.
  9. Д.А. Калиева. ТУРКМЕНИСТАН В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ: ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ. – сборник материалов международной конференции «Перспективы развития регионального сотрудничества в Каспийском регионе». – Алматы. - 27 мая 2005 г.

Информация о работе Интересы Туркменистана в Каспийском регионе